Флаг и логика
Сергей Васильев-младший, для «Детектор медіа»
Факт участия российской сборной в чемпионате Европы по футболу довольно сильно испортил ощущения от этого спортивного праздника. Разбавил чистое наслаждение от игры хороших команд нотами махрового патриотизма, необъективности и шапкозакидательства.
Прелесть европейского турнира (лишенного участия национальной команды Украины) состояла в том, что можно было ни за кого не болеть. А просто получать удовольствие. Участие же российской команды во многом лишило соревнование его гедонистического аспекта. Правда, ненадолго. Русские уже отыграли на чемпионате Европы. Хоть и хлопнув напоследок дверью. Чтоб не совсем стыдно было «паковать чемоданы» и «возвращаться на родину».
Комментаторы, смотревшие матчи с участием российской сборной, не смогли полностью избавиться от «родственного» восприятия несчастий команды. Неудачи россиян воспринимались довольно чутко. С сочувствием. И обостренным чувством справедливости. В отличие, скажем, от неудачи английской команды: «а потом Эриксон выпустит на поле Хески – все равно что англичане будут играть вдесятером». (Быть может, будь в составе сборной Украины хоть жалкое подобие форварда англичан Эмиля Хески, – не было бы так стыдно за игру команды, особенно без Андрея Шевченко). Или болгар: «обыграть сборную Болгарии будет проблематично разве что для сборной Андорры» (не факт, кстати, что Украина с болгарами выдюжит сыграть хотя бы вничью). Все-таки русские нам близки.
Ангажированность комментаторов, естественно, приводила их к теме необъективного судейства, суть подсуживания одной команде (западноевропейской) в ущерб другой (представляющей нечто родное). Мол, русских судили жестоко и несправедливо. Не дали пенальти в ворота Испании, накидали желтых карточек за грубую игру (можно ведь было и не заметить), потом еще и удалили футболиста за фол последней надежды (можно было и не наказывать). Матч с Португалией – это само собой понятно, что решения судьи необъективны. Они же хозяева турнира…
По украинской версии засудили и латышей в матче с Германией. Не давал, блин, судья пенальти после падений в штрафной немцев Мариса Верпаковскиса, игрока киевского «Динамо». А ведь мог бы. Но Латвия, как и Россия, для футбольной Европы – черная кость… Против команд, которые не совсем европейские, применяются двойные стандарты…
Во всем этом гораздо больше конспирологии в духе Жириновского, нежели логики. «Своих» мы судим сердцем. Восторженно закрывая глаза на моральные нормы и спортивные принципы. Вот, скажем, Вадим Евсеев, который сорвал голос после матча с Уэльсом, крича в камеру непристойные словосочетания в духе «Ничего вам не дадим» – чем не повод для комментаторских восторгов, чем не тема для обсуждения во время матча Испания – Россия? Настоящий былинный герой, который показал гнилому Западу…
Впрочем, футбольно-патриотический вирус всплыл и за пределами спортивного комментария. Обе еженедельные общественно-политические программы российского телевидения – «Свобода слова» (НТВ-мир) и «Времена» (ОРТ-международное) – сочли своим долгом поговорить о сборной России, чемпионате Европы и национальном футболе, поднявшись на уровень обобщений.
Программа Савика Шустера «Свобода слова» вначале попыталась вскрыть гнилой конфликт с изгнаньем из состава сборной Александра Мостового, причем преподнося его как конфликт личности с коллективом. Что сразу было не совсем верно, поскольку конфликт произошел между футболистом и тренером, которого с коллективом отождествлять не стоит. Вроде бы в программе должен был принимать участие сам Мостовой. Но в последний момент футболист отказался… Пришлось отдуваться за двоих Владимиру Вольфовичу Жириновскому. Человеку, который с одинаковой экспрессией может говорить о чем угодно, потому что всегда съезжает в удобную колею разговора о заговоре против России. Жириновский – находка для ведущего, который хочет накалить атмосферу в студии до уровня неприличных заборных высказываний. Сразу разгорается конфликт, появляется изюминка. А так что – выступил один интеллигентный человек, другой. Никто друг друга не перебивает, не кричит. Как-то все пресно: не телевидение, а говорильня. Не «Окна», но интеллектуальный клуб.
Савик Шустер остро поставил вопрос: «Кто виноват: Александр Мостовой или Георгий Ярцев?» Татьяна Тарасова резонно заметила: она сомневается, что Ярцев настолько примитивный человек, что из-за какой критики непонятно где (газету, в которой напечатано интервью, никто в глаза не видел) будет принимать решение об изгнании из сборной России футболиста. К тому же, вряд ли такое решение главный тренер принимал единолично. Вероятно, совместно с руководством федерации футбола искали козла отпущения, чтобы объяснить причины неудач. Некоторые бывшие спортсмены намекали на нездоровую обстановку, которая, бывает, царит в командах: возможно, Ярцев подслушивал, что о нем говорят игроки. (Комнаты Мостового и Ярцева находились рядом). Короче говоря, истинные причины спрятаны в глубинах, их никто не оглашает.
Владимир Жириновский пустил в ход свое грозное слово против Мостового: на войне таких, как Мостовой, – расстреливают. Он подрывает команду, уничтожая в ней дух победителя. Это приговор военно-полевого суда – отказ от борьбы. Спорт – это война. Тренер – главнокомандующий. И все. Молчать в тряпочку. Савик Шустер сиял от восторга, слушая инвективы в адрес Мостового. Вот он – сюжет. Вот она – тема.
Но нашлись разумные люди, которые перевели беседу (как ни противился этому Шустер) из сферы взаимных обвинений в русло разговоров о ситуации в российском футболе в целом. Нашли причины упадка: развал детско-юношеского спорта, непрофессиональная и непрозрачная деятельность клубов и федерации, отсутствие полей и профессиональных менеджеров. Решили: пора перейти от крика и напора на патриотизм к четкой и постоянной работе.
Но вот 70% россиян перед матчем с испанцами были уверены в победе, заявляет Савик Шустер, что вы на это скажете? Ну, что сказать. Общество не информировано о состоянии дел, живет шаблонами, заслоняющими реальность. Спасибо хоть, что не было погромов. Как два года назад, после поражения от Японии. Почему русские потеряли дух победителей, ведь очень давно не выигрываем? А из чего возьмется победа, отвечают профессионалы, когда (см. выше).
Скучно…
Выручил вновь Жириновский: чемпионат Европы куплен, все знают, кто на нем победит, это заговор западных стран против России. И вообще, что вы на этот футбол насели, это не наш вид спорта. Мы должны развивать зимние виды. Хоккей там, фигурное катание. Это нам ближе.
Тарасова, за свои деньги готовящая чемпионов по фигурному катанию и последние десять лет работающая в Америке, негодует. В студии поднимается крик, возмущенные возгласы, суета. Савик Шустер улыбается. Он доволен.
У Владимира Познера в программе «Времена» сверхзадачи создать конфликтную ситуацию не было. (Да и какой может быть конфликт, когда к ведущему обращаются Владимир Владимирович). Скорее, собирались поговорить о проблеме российского футбола (тот же самый рефрен – потерян дух, за пятнадцать лет ни одной победы). Ситуация с Мостовым – лишь эпизод, не самый занимательный. Чем в целом живет русский футбол – гораздо интереснее. Выступали: председатель Российской федерации футбола Колосков, бывший тренер сборной России Газзаев (выход сборной на чемпионат Европы – это прекрасный результат и большой успех), тренер Ловчев. Все говорили одно и то же: развал 90-х, детско-юношеский футбол, футбольные поля (далее по тексту). А как же успехи Советского Союза? А что – играли украинцы, тренировал Лобановский, базы были в Армении. А теперь – приходится своими силами выкручиваться.
Впрочем, и Познер не удержался от манипулирования фактами, вначале заявив, что никогда не верил в успех российской сборной на чемпионате Европы, а потом заставив высказаться по этому поводу аудиторию. Оказалось, она тоже не верила. Причем почти на 70%. Видимо, те же, которые в программе «Свобода слова» верили в победу России над Испанией.
Сама постановка вопроса: после свершившегося поражения пытаться честно ответить на вопрос «верил» – «не верил» – довольно опасна, поскольку предполагает у человека наличие мужества осознать свою ошибку. Разящее же несоответствие в опросах двух программ, скорее всего, свидетельствует о большей интеллектуальной трезвости аудитории программы Познера, которая представляет не столько российское общество в целом, сколько его думающую составляющую.
Похоже, в российском футболе в очередной раз (предыдущий был после поражения на чемпионате мира в Японии и Корее) наступило время собирать камни. Есть надежда, что не для того, чтобы забросать ими испанских туристов, Александра Мостового, Георгия Ярцева или кого-либо другого, признанного общественным мнением виновником позора, который следует считать подвигом. Телевидение уже сделало первый шаг. Быть может, не единственный.
Сергей Васильев-младший, для «Детектор медіа»
Читайте також:
Скандальные шаги к Европе