Секретное оружие «Донецкая Русь»

14 Квітня 2004
1041

Секретное оружие «Донецкая Русь»

1041
Канал «Киевская Русь-Телевидение» пытается усидеть сразу на нескольких стульях, не удерживаясь ни на одном.
Секретное оружие «Донецкая Русь»
Очевидно, если телеканалы возникают (в том числе в кабельной сети) – значит, это кому-нибудь нужно; значит, кто-то хочет, чтобы они были… и – далее по тексту.

Потому, когда на одной из кнопок в моем широкополосном пакете возник значок «КРТ», захотелось присмотреться повнимательнее. А уж когда оказалось, что эта аббревиатура означает «Киевская Русь–Телевидение» – тем более стал мучить вопрос: «Что это еще за географические новости?».

Но оказалось, что все не так просто: информация о канале «КРТ» предельно засекречена.

Судите сами.

Его программы передач нет ни в одном печатном издании (специально пришлось прошерстить на газетных раскладках всё, вплоть до многотиражек).

Простой зритель на этом бы и успокоился и стал бы просто «прощелкивать» своим пультом соответствующую кнопку – или же ненадолго останавливаться на заставках (на голубом фоне – силуэты церковных куполов и древнеславянская вязь), советских фильмах 70-80-х годов или же американских телепутешествиях примерно той же свежести.

Но меня уже охватил азарт.

И, выследив в какой-то момент на экране электронный адрес «КРТ», я ринулась туда. Чтобы убедиться: плотная завеса секретности существует и здесь.

Телепрограмма не обновляется уже месяц, анонсы - и того больше (накануне Пасхи особенно порадовало поздравление со Сретеньем). Из перечня собственных программ одна половина в эфире не обнаруживается, вторая идет не в то время, а в «то» натыкаешься на нечто, на сайте, в свою очередь, не фигурирующее.

Интернет-страница «КРТ», впрочем, всё же радует неким эксклюзивом – безотносительно к эфиру.

Из неё, например, узнаешь, что «Киевская Русь» – первый социальный канал (!). Непонятно только, первый где – поскольку отечественная принадлежность «КРТ» вычисляется только по донецкому коду в номере телефона и киевскому адресу абонентского ящика.

Попытки провести расширенный поиск успехом тоже не увенчались.

Сайт Донецкого общественного объединения «Киевская Русь» также пестрит прошлогодними «новостями». След общественного объединения «Держава», время от времени фигурирующего на экране «КРТ», в Интернете мне обнаружить не удалось. Поиск же по словосочетанию «Киевская Русь» привел меня в совершенно самостоятельный одноименный харьковский «информационно-политический альманах», который, правда, повеселил предложением выбрать на нем путем соответствующего голосования преемника Президенту Кучме из следующего набора лиц: Медведчук. Тигипко, Янукович, Марчук, Кирпа (я, положим, голосовать не стала – но, как видимо, тяжело самому Леониду Даниловичу в аналогичной ситуации!).

Рассказываю эту почти детективную историю так подробно, поскольку в нашем телепространстве, при всех его недостатках, мы как-то уже успели отвыкнуть от такой полнейшей самодеятельности в PR-обеспечении.

Хорошо, хоть второй выпуск печатной версии «Детектор медіа» расставил самые общие точки над «і»: «Телеканал нинішнього генпрокурора Геннадія Васильєва «Київська Русь», відомий своєю православною спрямованістю, сьогодні повністю фінансується структурою з російським капіталом – концерном «Енерго» (О.Сулима, «Інформаційна парасолька над резервацією», с.12) .

То есть, донецкий телеканал «Киевская Русь» – это еще одна разновидность пресловутой «Одесской бубличной артели «Московские баранки».

В общем-то, «откуда дровишки» – понятно и из самого эфира.

Разве что этих самых «дровишек» маловато будет – «энергию», что ли, экономят? Ведь львиная доля эфирного времени занята упомянутыми телеэкспедициями «второй свежести», фильмами и спектаклями «Из собрания Гостелерадиофонда» (среди них действительно попадаются вполне качественные, незаслуженно забытые вещи, но общий поток с многочисленными повторами захлестывает и их), старыми мультиками и т.п. То есть, эфир «забивается», преимущественно, «сэконд-хэндом», продаваемым «на вес» – по принципу «числом поболее, ценою подешевле».

Однако, остальное, что попадает на экран «КРТ», – крайне показательно. Прежде всего – своей демонстративной дистанцированностью от реальности.

Как будто и нет других конфессий, кроме РПЦ, как будто и нет государства Украина, как будто мы продолжаем жить в некоем пространстве, совершенно лишенном географической, исторической и прочей конкретики (разве что мелькают периодически фразы наподобие: «В России всё чуть проще, чуть легче…», или же: «Это было еще до завоевания Украиной так называемой независимости» – цитаты дословные).

Рецепт, в общем, не нов: если делать вид, что чего-то нет, значит, этого чего-то как бы действительно не существует.

Но, разумеется, только «как бы».

В данном случае, «КРТ» пытается усидеть сразу на нескольких стульях, не удерживаясь ни на одном.

Это православный канал? Прекрасно.

Пусть будет и «В субботу утром» с «духовником канала» (как его представляют) отцом Никитой, и молитвы + наставления в программах «На день грядущий» и «На сон грядущий» (только вот «мэтр» блатной песни г-н Новиков в качестве проповедника как-то не вызывает благоговения), и рассказы о монастырях и обрядах, и интервью (хотя Ян Таксюр, целый час оправдывающийся, почему он, глубоко верующий человек, не бросает профессию юмориста… Должен же быть предел самоуничижению, с одной стороны, и моральному давлению – с другой!), и вечерняя сказка с дядей Юрой (тоже московский продукт), где дети могут услышать, например, адаптированную версию Благовещения.

Но тогда не должно быть многого из того, чем забивается остальной эфир.

Это рупор именно русской православной церкви – коль скоро, к примеру, пасхальное обращение патриарха Алексия II идет в прямом включении, синхронно с РТР? Тогда так и скажите – мол, нет Бога, кроме… и т.п., а не претендуйте на универсальность и всеохватность, каковой просто не существует в природе и в родном Отечестве в силу специфических межконфессиональных отношений. Меня лично, скажем, они тоже не радуют, но закрывать глаза на объективную данность вряд ли разумно – зритель не дурак, и нечего надеяться, что он просто не заметит столь выпирающую тенденциозность.

Потому как агрессивность под маской благолепия – не самое богоугодное сочетание.

Это принципиально русскоязычный канал (хотя звучащий там язык назвать русским можно с большой натяжкой)? Тогда зачем на украинском идет погода (о ней, кстати, рассказывает мулатка – то есть, надо полагать, государственный язык знают у нас только негры), зачем анонсируется цикл «Щовівторка у нічному ефірі – українське кіно» , зачем программа Александра Визгина «Позиція» в жанре дискуссии о болевых точках отечественной истории? Ведь несмотря на толерантность ведущего и профессиональную компетентность историка Вадима Задунайского, из последней всё равно запоминаются, прежде всего, такие пассажи его оппонента (как зовут – не знаю, вообще, титры – слабое место «КРТ»): «Выходцы с Западной Украины занимаются деструктивной политикой. Выходцы с Левобережной, промышленной Украины вообще более толковые…» Впрочем, за это каналу – спасибо: теми фигами, которые в приличных местах уже как-то не принято вынимать из карманов, здесь размахивают открыто, и домысливать ничего не приходится.

И даже бабушку из села, которая отвечает на вопрос журналиста суржиком, приближенным, все же, к украинскому оригиналу, на «КРТ» умудряются бегущей строкой перевести на русский.

Как всё это сочетается, например, с законом о государственном языке и с гипотетическим государственным протекционизмом национальной культуре – большой вопрос.

Впрочем, нет, большой не вопрос, а ответ: никак не сочетается. Более того – прямо противоречит.

ТРК «Украина» , тоже донецкая, соблюдает (по крайней мере, внешне) правила игры и позиционирует себя как часть единого отечественного телепространства. Да, региональные новости там из-за способа подачи вырастают в масштабе до планетарных, но и название, и логотип, и язык многих программ соответствуют нормативам общегосударственной политики в отношении СМИ.

«КРТ» в таком контексте – некий заповедник, который, вроде бы, глаза не мозолит и нигде не «светится», но свой квадратный метр занимает и может с него «стартануть», если понадобится.

В целом же – обычный провинциальный канал, с бегающими глазами ведущих (особенно пикантно это выглядит у священников – ну, не освоил еще народ телесуфлеры!), невнятной речью, скромной графикой и нарядами, с обсуждением неких проблем и поздравительными заказами в радио-формате (на экране в это время – просто картинки-пейзажи).

Справедливости ради: и ту же «Позицію» , и «ЗаДело» Рамиля Замдыханова, и интеллектуальную игру для студентов «Знать Киевской Руси» (только вот название удивляет… – что, будет Киевская Русь, и эта молодежь станет ее знатью? Или просто «насчет падежов» не сложилось?), и «Точку кипения» , и блиц-информацию «Тема дня с Олегом Хилинским» , и разные образовательно-познавательные программы, и роскошные ретро-концерты на «Музыкальном канале» (но чьи?! – титры!!!.. С начала смотреть невозможно, т.к. неизвестно, когда начало, а в середине – уже полная анонимность), и передачи, где речь идет действительно об острых социальных проблемах, будь то метадоновые программы борьбы с наркоманией или коммунальные услуги, – всё это можно отметить как вполне добротный, пускай и малобюджетный телепродукт.

Но, всё-таки, и завеса секретности, и молниеносное, не анонсированное вхождение в кабельный пакет, и общеидеологическая направленность «КРТ» – настораживают.

Ясно, что канал пока что «отстаивается» в некоем режиме ожидания («шоб було»). И, как всякое висящее на стене ружье, рано или поздно выстрелит.

И, увы, даже ясно, в кого именно.

P.S. З міркувань принципових могла б написати цю статтю українською. Але злякалася – раптом для “КРТ” мені б довелося титрувати себе російським перекладом?!

P.P.S. А поки що у кабельному пакеті, знову без попередніх оголошень та без друкування телепрограми, з’явився новий канал і новий логотип: “УТР” . Отже, схоже, “далі буде”.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1041
Читайте також
27.09.2001 12:22
Анна Шерман
«Детектор медіа»
2 226
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду