Каждый имеет право знать...

6 Листопада 2003
753
6 Листопада 2003
17:07

Каждый имеет право знать...

753
Деятельность государства в области закупок товаров для внутреннего использования, для пополнения продовольственных фондов и для использования в социальной сфере остается тайной за семью печатями. Хотя ни один нормативно-правовой акт не накладывает запрет на получение СМИ такой информации.
Каждый имеет право знать...
Мало того, в Законе «Про закупку товаров, работ и услуг за государственные деньги» обозначено создание информационно-аналитического издания - «Вестника государственных закупок», - в котором подлежат обязательной публикации все объявления о торгах (тендерах) и их результаты. Однако сам процесс торгов, даже тех, которые считаются открытыми, не освещается даже этим популярным лишь среди заинтересованных специалистов изданием.

Возникает закономерный вопрос: должны ли налогоплательщики знать, куда идут их деньги и с каким результатом используются? В преамбуле уже названного базового для этой сферы деятельности закона имеется красивая фраза: «целью этого закона является создание конкурентной среды в этой сфере, обеспечение прозрачности процедур закупки товаров, работ и услуг за государственные деньги и достижение оптимального и рационального их использования». Статьей 8 этого же закона регламентируется процесс публикации объявлений об осуществлении закупки – в «Вестнике...» и «в других печатных средствах массовой информации».

Логика чиновников не изменилась с советских времен – «все, что не разрешено, – запрещено». Тогда как в демократических державах, коей, согласно Конституции, является и Украина, действует обратный принцип – «все, что не запрещено, – разрешено». Так работают политические системы Великобритании, Франции, Германии – стран, пример которых в области отношений прессы с властью кажется нам показательным. Подобное «украинское» прочтение законов сработало и на сей раз, когда в ведомственном печатном органе, как и в иных заинтересованных изданиях, публикуются только короткие объявления о тендерных торгах, с указанием лишь предмета закупки и даты проведения, а также их результаты. Ни ошибки в проведении, ни бюджетное финансирование, ни количество участников и причины выбора этой, а не иной компании в конкретных случаях, выходит, никого не интересуют.

На практике журналиста, решившего осветить процедуру открытых торгов, в любом случае выгоняют. Представителя частного средства массовой информации по той причине, что он попросту не имеет права присутствовать на событии, а корреспондента из «Вестника государственных закупок» - поскольку, мол, тот не должен (по знакомой советской логике – значит не имеет права) публиковать репортажи, а тем более – аналитику. В обоих случаях звучит классическая фраза: «информация, которую Вы можете получить в процессе раскрытия тендерных предложений, является конфиденциальной как для государства, так и для компаний-участников». Спорить не приходится, поскольку законы все равно не выполняются, и в этом есть вина и масс-медиа как органа общественного контроля и четвертой власти (в украинских реалиях это определение обретает шутливо-издевательскую интонацию).

В Законе «О государственной тайне» конфиденциальной считается информация, которая представляет интерес в сферах обороны и госбезопасности. Какое отношение к ним может иметь информация о, например, ремонте общежития (полмиллиона гривень), закупке компьютеров для Государственной комиссии по урегулированию рынков финансовых услуг (сумма неизвестна) или 15 тонн сахара для закромов родины (10 тысяч)? К тому же Закон «О закупке товаров...» рекомендует для «закупки товаров, работ или услуг», которые могут «представлять государственную тайну» использовать процедуру торгов с ограниченным участием. В редакции «Вестника государственных закупок» мне так прокомментировали отказ людей, наделенных властью, в аккредитации на открытые торги: «Они просто ищут предлог, в законе нет ограничений такого рода, они не заинтересованы в огласке и будут препятствовать освещению любым путем».

«Если Соединенные Штаты выиграли войну и об этом не объявили СМИ, то война продолжается» – как-то позволил себе сказать известный американский медиа-магнат. В нашем случае уполномоченные органы используют деньги граждан якобы в интересах этих граждан, но не считают должным сказать: «Мы взяли у вас такую сумму, отдали ее этой компании, и вот что она нам дала, сделала, а выбрали мы этого исполнителя, поскольку он лучше других...».

Средства массовой информации должны стать органом общественного контроля над такой деятельностью государства, но беззаконное самоуправство чиновников не позволяет этого, порождая тем самым самопроизвол и хаос в этой сфере, коррупцию, потакание личностным интересам госдеятелей и компаний-участников торгов. А деньги из бюджета расходуются иногда с плачевным для украинцев результатом.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
753
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду