ТЭФИ-2003: голосование «в живую»

29 Вересня 2003
953
29 Вересня 2003
12:22

ТЭФИ-2003: голосование «в живую»

953
Обвинять весь мир (телевизионный) в сговоре, а всех академиков в слепоте и устарелости взглядов, а крупнейшие каналы в голосовании исключительно по корпоративному признаку.
ТЭФИ-2003: голосование «в живую»
Елена Афанасьева, Москва, для журнала «Политбюро» и «Детектор медіа» На прошлой неделе состоялось вручение премии российской телеакадемии. В чем отличие «ТЭФИ» от бесконечных ник, орлов, масок, чаек и прочих бронзовых птиц, и чем отличалась церемония нынешнего года для читателей «Детектор медіа» рассказывает обозреватель московского журнала "Политбюро" Елена Афанасьева.

Главная телевизионная премия России незаметно подбирается к своему десятому рубежу. Казалось бы, только вчера в нашем обиходе возникли это странное слово «ТЭФИ», и единые для всех конкурирующих каналов церемонии с традиционной лестницей, вечерними нарядами звезд и дрожащими пальцами при вскрытии конвертов, и эти громоздкие Орфеи, разрывающие грудь и отдающие свое телевизионное сердце зрителям. Такой собирательный образ телевизионщика явился скульптору Эрнсту Неизвестному в 1995 году, обрекая мастера лично в своей мастерской в Нью-Йорке проверять ваяние каждой новой партии угловатых мужичков, каждый из которых для людей телевидения самая главная награда.

Сейчас уже мало кто помнит, что аббревиатура ТЭФИ (которую частенько норовят написать с двумя литерами «ф», путая с фамилией писательницы) изначально расшифровывается «Телевизионный эфир»). И что придумано оно было Машей Шаховой, в ту пору еще не телезвездой, а руководителем пресс-службы старого НТВ и, разумеется, женой Евгения Киселева. Супруг Орфеев собирал неоднократно, и лично, и с вверенными ему программами и каналами, и уж, наверное, не подозревал, что придет время и супруга обойдет его на этом «тэфийном» пути. В прошлом году программа Маши Шаховой «Дачники» была признана лучшей в номинации «Просветительные программы (искусство, культура)». Получилось, что название премии Маша придумывала для себя.

«ТЭФИ» ворожит и манит. Заставляет спорить и негодовать. Обвинять весь мир (телевизионный) в сговоре, а всех академиков в слепоте и устарелости взглядов, а крупнейшие каналы в голосовании исключительно по корпоративному признаку. Это в том случае, если твою программу, самую лучшую, выстраданную и долгожданную, не оценили. А ежели оценили, мир, разумеется, переворачивается с головы на ноги. И академики трансформируются в почтенных телевизионных гуру, коллеги-конкуренты в нормальных ребят, который просто не могли не оценить очевидного, а результаты голосования в священную корову, тщательно охраняемую пастухом с иноземным именем «Эрнст энд Янг» (по странности, ничего общего с генеральным директором «Первого канала» не имеющим).

При столь яростном приятии-неприятии очевидно одно. «ТЭФИ» не просто главный премия в телевизионном мире. В отличии от бесконечных ник, орлов, масок, чаек и прочих бронзовых птиц, «ТЭФИ» — единственная. Остальное — несложные вариации на телевизионную тему.

Но при такой абсолютной признаваемой единственности и честь свою приходится блюсти особо. Один прокол, и авторитет под сомнением. Но серьезных проколов за девять лет не случалось. А отдельные нелепые прокольчики вроде появления «Женских историй» в номинации «Публицистическая программа» или прошлогоднего творческого спора «лучших ведущих развлекательных программ» Хрюна Моржова и Степана Капусты с министром культуры Швыдким старательно исправляются уже на следующий сезон. Что, впрочем, не мешает появлению прокольчиков новых. Уже в этом году сочащейся людской болью программе «Жди меня» в номинации «Ток-шоу» придется конкурировать с разухабистой «Большой стиркой». Но академики разводят руками — на классификации жанров не один научный зуб сломан, где уж все учесть в тридцати номинациях. Работаем. Совершенствуемся.

Именно это совершенствование подвигло телеакадемиков в этот раз разделить торжественную церемонию на две части. Телевизионных профессий много. Для успеха той или иной программы, фильма, сериала все они важны не меньше, чем работа лицом в кадре, что только и замечает зритель. Президент российской академии телевидения Владимир Познер часто приводит пример американской телеакадемии «Эмми», где около 500 номинаций, а не три десятка как у нас. Вручаются даже призы за лучшую декорацию или лучший исторический костюм.

— Происходит несколько торжественных ужинов членов академии, по ходу которого вручаются призы. Но и они не транслируются. Считается, что это не то, что люди хотят смотреть. — рассказывает Владимир Владимирович. — И только церемонии награждения программ, идущих в прайм-тайм, и дневных сериалов и ток-шоу транслируется в эфире и пользуется гигантским успехом. И все понимают разницу, что показ в телевизионной версии не имеет отношения к профессиональному сообществу, а имеет отношение только к зрителю.

Российское понимание начало появляться. Именно поэтому академики с одной стороны расширили число номинаций, с другой разделили процесс награждения на две части. В этом году добавлено пять новых категорий —исполнители лучшей мужской и женской ролей в телевизионном фильме или сериале, художник-постановщик, звукорежиссер, эфирный промоушн канала, а номинации «лучших режиссер» и «лучший сценарист» разделены на две, в которых определятся лучшие режиссеры и сценаристы собственно телепрограмм, и лучшие режиссеры и сценаристы телефильмов. Но, дабы не утяжелять и без того долгую процедуру вручения, ежегодно транслируемую в эфире, не утомлять зрителей и в зале и у экранов зрелищем на четыре с половиной часа, сама торжественная церемония разделена на два этапа.

Вручение призов победителям во «внеэкранных» номинациях состоялось 25 сентября на торжественном ужине членов Академии в отеле «Марриотт Роял Аврора». Здесь названы обладатели 12 призов — лучший художник-постановщик, звукорежиссер, продюсер, спортивный комментатор, сценарист, режиссеры и операторы отдельно фильмов и сериалов, и телевизионных программ, а так же лучший телевизионный дизайн и эфирный промоушн канала.

А 26 сентября определение победителей в интересных для телезрителей «экранных» номинациях впервые произошло непосредственно в ходе торжественной церемонии в ГЦКЗ «Россия». С помощью системы электронного голосования телеакадемики высказали свое мнение прямо в зале. Изначально рассматривался вопрос о «поименном голосовании», результаты которого выводились бы на большой экран, но потом академики, учитывая сложности в личных отношениях многих телевизионщиков, решили сделать электронное голосование тайным. По мнению организаторов, столько необычное «живое» голосование должно привнести интригу и стать отличительной особенностью «ТЭФИ-2003».

«Корпоративное голосование» стало притчей во языцех телеакадемии. Часто раздаются голоса, что «большие» каналы, в штате которых состоит не мало входящих в академию звезд, диктуют им за кого и как голосовать. А то и обменивают голоса на «взаимовыгодных условиях» — двадцать твоих академиков за моего ведущего и сериал, а мы тебе своих тридцать пять за ток-шоу и репортера, у нас там шансов нет (количество академиков и название номинаций условные, разумеется – прим.ред.).

Первая попытка преодолеть эту не верно истолкованную корпоративность была предпринята в прошлом сезоне, когда без промежуточного оглашения троек претендентов все академики сразу голосовали по всем номинациям. Устранение из процедуры стадии промежуточного отбора усложняла возможность сговора — сговариваться по 40 претендентам куда как сложнее, нежели по трем. Но существенно снижала качество просмотра всех представленных программ. Посмотреть все 419 часов общего хронометража всех претендентов способен далеко не каждый академик. А, если совсем честно признаться, не способен никто. Поэтому в этот раз решили вернуться к системе, когда пять тематических секций определяют тройки претендентов, а вся академия эти тройки утверждает, и потом из трех выбирает лучшего.

На общем заседании 6 сентября академики согласились практически со всеми предложенными секциями тройками, лишь однажды произведя замену. В номинации «Музыкальная программа» «Играй, гармонь» была заменена на «Оркестровую яму» Артема Варгафтика. Что снова вызвало споры, может ли посвященная классической музыке «Яма» стоять в одной категории с посвященной городскому шансону программой безвременно почившего канала ТВС «В нашу гавань заходили корабли» и с реальным шоу из мира шоу-бизнеса «Фабрик звезд». Но в вопросы классификации жанров, о которых было сказано выше, академики решили в этот раз не вдаваться.

В итоге, как и ожидалось, по количеству «вхождений в тройки» лидирует «Первый канал» — 31 номинация (в прошлом году у него было 25 пять номинаций, обернувшихся 8 статуэтками «Орфеев»). У двух каналов ВГРТК — большого коммерческого канала «Россия» и некоммерческого канала «Культура», по 20 номинаций, что подчеркивает внимание с которым академики относятся к поискам серьезного нерекламоемкого телевидения (в прошлый раз у «России» 16 номинаций и 6 призов, у «Культуры» 7 номинаций, 1 приз). У НТВ сегодня 6 номинаций (в прошлом году 14 и 5 статуэток), у СТС – 5 ( в 2002 году канал в номинациях не фигурировал). У ТВЦ, REN TV и телекомпании «ТВ-2» из Томска по два претендента (соответственно, 1-3-1 в прошлом сезоне, приз достался только информационной программе региональных новостей из Томска). По одной номинации у закрытого в июне канала ТВС, телекомпаний из Нижнего Новгорода, Красноярска, Югорска, Екатеринбурга и у компании «ЭХО ТВ», готовящей выпуски новостей для зарубежного русскоязычного телеканала Владимира Гусинского.

Теперь самое интересное — как определялись лучшие. Говорят, что идея голосования «вживую» первоначально возникла у главы АТВ Анатолия Малкина, который предложил устроить вдоль зрительских рядов в концертном зале «Россия» некую трубу, в которую академики будут опускать шары. Конструкция эдакого телевизионного боулинга представилась слишком сложной, да и членам академии категорически не хотелось, чтобы из волеизъявление было выставлено на всеобщее обозрение. Но идею «прямого» голосования горячо поддержали и президент телеакадемии Владимир Познер, и руководители крупнейших каналов Константин Эрнст и Олег Добродеев. Доводить идею до ума пришлось нынешнему «хозяину церемонии» «Первому каналу», который закупил специальную систему для тайного электронного голосования. На последнем перед церемонией общем собрании академии 6 сентября был дан показательный урок, академики, как некогда народные депутаты, учились нажимать непривычные кнопочки.

Елена Афанасьева, Москва, для журнала «Политбюро» и «Детектор медіа».

Лауреаты премии "ТЭФИ-2003"

В номинации "Журналистское расследование" победу одержали создатели фильма "Дневник беглеца" (канал РЕН-ТВ), а также корреспондент канала НТВ Андрей Лошак за подготовку сюжетов к программам "Намедни", "Сегодня", "Профессия - репортер".

Лучшим ведущим информационной программы этого года назван ведущий программы "Вести" телеканала "Россия" Михаил Антонов. Кроме того, "Россия" удостоена премии за телевизионный документальный фильм "Георгий Жженов. Русский крест", а программа канала "Культура" - "Что делать?" признана лучшей публицистической программой. "Гении и злодеи", а также "Владимир Набоков" Первого канала стали призерами "ТЭФИ" в номинации "просветительская программа".

Канал "Россия" удостоен специального приза Академии Российского телевидения за производство отечественных сериалов. Телевизионный художественный фильм "Идиот" телеканала удостоен главного приза в одноименной номинации. Фильм был представлен на конкурсе в семи номинациях и во всех был удостоен призовых мест. Члены Академии Российского телевидения наградили фильм в трех номинациях. В частности, как лучший телевизионный художественный фильм. Кроме того, Евгений Миронов и Инна Чурикова были признаны лучшими исполнителями мужской и женской роли. Вчера на церемонии награждения победителей "вне экранных" номинаций "Идиот" завоевал четыре награды "ТЭФИ". Кроме того, фильм "Бригада" канала "Россия" был признан лучшим телевизионным художественным сериалом.

Впервые за 9-летнюю историю "ТЭФИ" лучшей информационно-аналитической передачей названа региональная программа "Час пик. Суббота" (ТРК "ТВ-2" - Томск). В престижной номинации - "Информационная программа" бронзовая статуэтка "Орфея" работы Эрнста Неизвестного вручена программе "Новости Культуры" (телеканал "Культура"). "Фабрика звезд-2" Первого канала стала лучшей в номинации "музыкальная программа", передает РИА "Новости". Среди прочих лауреатов "ТЕФИ" - ведущая Тина Канделаки с программой "Самый умный" (Канал СТС).
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
953
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду