Эфирный «навар»
...в Киеве прибыльные FM-станции можно пересчитать по пальцам одной руки. Остальные пока находятся либо на этапе становления, либо в стадии готовности к продаже.
"Детектор медіа" давно присматривается к радиовещанию, осознавая важность радио в общей структуре масс-медиа и необходимость критического отклика на то, что происходит в эфире тех же, скажем, FM-станций.
Коммерческое радио и бизнес. Эти вещи всегда были взаимосвязаны. Если радиостанция не будет приносить финансовый доход, ее с течением времени просто-напросто закроют или с потрохами перепродадут другому владельцу. К сожалению, в Киеве прибыльных FM-станций, можно пересчитать по пальцам одной руки. Остальные пока находятся либо на этапе становления, либо в стадии готовности к продаже.
Интересно, что средняя, по величине и раскрутке, FM-ка в США и Западной Европе ежегодно приносит своим владельцам от 20 до 30 миллионов долларов прибыли. Более того, заработок популярного польского радио «Zet” составляет 35 миллионов в год. Приходилось даже слышать, что рекламное агентство, занимающееся продажей прав на размещение рекламы в эфире этой компании, продало эфирный час на полгода вперед. Популярные станции в Москве и Санкт-Петербурге, форматы которых заполонили и украинский рынок, приносят доход до 3 миллионов долларов. При этом охват московской аудитории составляет порядка 10 процентов. Однако, владея коммерческой радиостанцией в Киеве, вы можете иметь финансовые проблемы и головную боль.
Почему? Попробуем разобраться.
Во-первых, не смотря на то, что практически все FM-станции отличаются друг от друга форматом, их эфиры похожи друг на друга, как две капли воды. Единственное, что их отличает - так это позывные, голоса, манера ведущих и, естественно, музыка. Даже новости можно услышать одни и те же, только в разном порядке и в разное время. А все потому, что «информационщики» берут их из одних и тех же источников. Конечно же, есть и те, которые заметно отличаются своим форматом - радио «Эра» или проект «Громадське радио», программы которого выходят на радио «Рокс» и радио "Континент". Но они в эфирном киевском FM-океане остаются почти незамеченными, соседствуя рядом с теми, где музыка – «превыше всего».
На коммерческих радиостанциях политику и эфирную концепцию определяют и диктуют музыкальные редакторы и программные директора, которые, как свидетельствует статистика и реальное положение вещей, в среднем более чем по полтора года на месте не задерживаются.
Это можно объяснить на примере футбольной команды. Приглашается руководитель, перед которым ясно и четко поставлена цель – улучшить эфир. Главным критерием улучшения является факт прибыльности. Если через определенное время доходов не прибавляется, то так называемый руководитель «среднего звена» ищет себе другую работу, а на его место берут другого, который лишился такой же работы и по такой же причине, но на другой станции.
Кстати, в большинстве случаев программными директорами или музыкальными редакторами становятся бывшие музыканты, или ди-джеи, которым надоедает «валять дурака в эфире», и они переходят на «тренерскую работу». Но главная их ошибка заключается в том, что стараясь сделать эфир лучше, они используют метод «чтоб не хуже, чем у других». За примером далеко ходить не нужно: появляется на радиостанции в эфире утреннее шоу, с элементами скандальности, значит, то же самое вскоре будет и у других. Если станция практикует, что «подводка» ди-джея к песне должна составлять не более «условных 28-ми секунд», то и другая пытается копировать то же самое.
Не говоря о том, что практически все используют популярные «Программы по заявкам» и время, где любой радиослушатель может выиграть «халявный» приз.
Еще одна коллизия связана с директорами и владельцами радиостанций. Владельцы-хозяева покупает станцию по трем причинам: во-первых, при правильном подходе это может приносить прибыль. Во-вторых, сам факт того, что ты владеешь радиостанций, может дать тебе право кичиться перед своими друзьями и знакомыми, подчеркивая - сколько денег ты на нее потратил. Образ так называемого «медиа-магната» повышает авторитет в глазах окружающих. И, в-третьих, станцию можно использовать как рупор для чьих-то скрытых политических интересов.
Да, иногда потраченные деньги со временем действительно начинают работать и приносить неплохую прибыль, как, например, вещающие по всей Украине радио «Шансон», «Взрослое радио», радио «Хит-ФМ», «Русское радио» и т.д. Но и здесь есть свои нюансы. Это не украинское ноу-хау, а больше российское.
На самом же деле есть лишь несколько киевских станций, которые являются привлекательными в плане бизнеса. Прежде всего, это станции, вещающие в формате «Русский шансон». Буквально через месяц после их появления создавалось впечатление, что город сходит с ума по этой музыке. Хотя со временем интерес у слушательской аудитории к шансону поутих. Но, тем не менее, если говорить о бизнесе, своих 600 – 800 тысяч долларов станция может приносить.
Далее - по оценкам некоторых экспертов – по прибыльности идут «Русское радио», «Гала радио» и «Европа Плюс». Здесь уже играет факт, насколько известен бренд этой станции. По эфирному наполнению все вышеперечисленные радиостанции сдали свои позиции, но свои законные до полумиллиона долларов в год приносить могут.
Вполне интересную нишу занимают сетевые «Наше радио», «Мелодия» и «Хит FM». Их доходность (не путать с прибыльностью) находится на уровне порядка 200 тысяч долларов.
Все остальные – сплошная дотация и головная боль. А значит, их рыночная стоимость, увы, далеко не соответствует тем деньгам, которые были затрачены на организацию и строительство.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
специально для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ