Как наши телеканалы готовились к войне Оновлено
Влад РЯШИН, Председатель Правления телеканала “Интер”: "21 марта наша информационно-аналитическая служба и все наши корреспонденты за рубежом работают в режиме постоянного «стенд бая»"
Экспресс-опрос экспертов, проведенный «Детектор медіа», засвидетельствовал «победу» - не с сухим счетом! - во вчерашнем телемарафоне под условным названием «Начало войны в Ираке» отечественных телеканалов «Интер», Новый, ICTV.
К руководителям этих каналов или их информационных подразделений мы и обратились с вопросом: «Как ваш телеканал готовился к освещению развития событий в Персидском заливе и как намерен освещать их дальше?». Ответа от Нового канала мы ждем с минуты на минуту, а с информацией коллег от «Интера» и ICTV готовы познакомить наших читателей уже сейчас.
Влад РЯШИН, Председатель Правления телеканала “Интер”:
- Естественно, мы понимали, что ситуация в Персидском заливе будет развиваться (хотелось бы, конечно, чтобы не так трагически), и нашей задачей видели быть готовыми к ней технологически. Был составлен план оперативной работы, подготовлены определенные сюжеты, материалы. Несколько групп наших журналистов и операторов побывали на Ближнем Востоке, в том числе в Ираке. Наш специальный корреспондент практически постоянно находится в Израиле. Активно работают корреспондентские пункты “Интера” за рубежом. Наш телеканал является партнером СNN и, соответственно, - владельцем исключительных прав на использование материалов этой крупнейшей информационной компании.
Кроме того, мы заранее подготовили еще одну площадку, предназначенную для форматов с элементами ток-шоу. В общем, разработали несколько планов: начиная с оповещения и подготовки сотрудников служб на случай начала боевых действий и заканчивая технологической готовностью к реализации сложного проекта с большим количеством прямых включений, телемостов. Кстати, у нашей информационно-аналитической службы уже есть опыт длительных телемарафонов.
Мне кажется, именно с точки зрения информационной насыщенности и оперативности “Интер” выглядел достойно. Хотя не знаю, насколько вообще уместна оценка действий телеканалов, в том числе нашего, в такой ситуации.
21 марта наша информационно-аналитическая служба и все наши корреспонденты за рубежом работают в режиме постоянного “стенд бая”. По мере поступления информации будут осуществляться специальные выпуски новостей. Пока планируется - каждый час, но, возможно, чаще. В любой момент мы снова можем войти в режим телемарафона - по мере необходимости, по мере поступления информации, по мере того, как будут развиваться события.
Кроме того, сегодня мы планируем некоторые изменения в сетке вещания, и готовим к эфиру три документальных фильма: “Секретное оружие Саддама”, “Уроки операции “Буря в пустыне” и “Атомные секреты Израиля”. Возможно, будут использованы также документальные материалы Константина Стогния и Андрея Цаплиенко. И, соответственно, в полном объеме будет задействована вся наша корреспондентская сеть.
Александр МЕЛЬНИЧУК, заместитель шеф-редактора информационно-аналитической службы телеканала “Интер”:
- К освещению событий в Персидском заливе готовились по привычной для нас схеме. Ведь имели уже опыт работы 11 сентября 2001 года, во время войны в Афганистане, в дни, когда в Москве террористами были взяты в заложники зрители мюзикла “Норд-Ост”. Так что был разработан график дежурства, которое осуществляется в службе постоянно, привоза редакторской, и журналистской, режиссерской групп. И я считаю, все это сработало.
Планируем и дальше каждый час в специальных новостийных выпусках сообщать новую информацию о военном конфликте. И, кроме того, 20 марта с 17.00 “запустили” несколько часов непрерывного информационного телемарафона. То есть, самые свежие новости плюс на второй площадке у нас работают гости. Их список достаточно большой: это министры, политики, эксперты в самых разных сферах.
В принципе, сейчас “на тему” работают все наши корреспондентские пункты - в Москве, Израиле, Саудовской Аравии, США. В ближайшее время журналист “Интера” выезжает в Германию. Поддерживаем связь с нашими партнерами в Брюсселе, и нашими корреспондентами в Литве, Белоруссии и других странах. Получается, нынешняя военная ситуация не стала для нас авральной. В полной степени используем уже имеющийся опыт.
Дмитро Кисельов, головний редактор інформаційної служби ICTV:
- Мы готовились заранее. Срок войны был объявлен. Это тот случай, когда война была поставлена в сетку передач. Она началась вовремя. Поэтому понятно, что мы были готовы, как к любой другой телепередаче. В ночь на войну, когда истекал ультиматум, а он истек в три часа утра 20 марта, была оставлена дежурная бригада, были наготове ведущие телемарафона, Кирилл Вышинский и Алена Фроляк. Координировал эту программу Александр Семирядченко. Война началась по истечении 90 минут от назначенного времени, то есть в 4:30 по киевскому времени. Но мы начали марафон в 7:45 – время начала нашего утреннего информационного вещания. Были в эфире до 10 утра. Зрители могли следить за развитием событий в реальном времени. Заранее были подготовлены тематические материалы об истории конфликта.
Кирило Вишинський, шеф-редактор програми «Подробно с Дмитрием Киселевым»:
- Мы готовились заранее, поэтому у нас были прямые телефонные включения из Багдада. Наши коллеги из московского канала ТВС рассказали о ситуации в Багдаде. Кроме этого, такую же информацию в прямом эфире мы получили из Лондона. Нас интересовала не только событийная сторона, но и анализ, аспекты, которые нам помогли понять эксперты, побывавшие в студии: академик Кухар, г-н Павленко из Киево-Могилянской академии и глава Центра им. Разумкова Гриценко. Нас волновал экологический аспект происходящего, экономический - как изменился мир после начала войны, и система международной безопасности. И главное, что волновало - это позиция Украины, которая как член международного сообщества и как европейское государство, обязана ее иметь.
Василь Зоря, старший редактор відділу міжнародної інформації, телекомпанія “Новий канал”
Увесь перший день війни я просидів на випуску від п’ятої ранку до десятої вечора. У нас не було спеціального кореспондента в регіоні, замість репортажів з місця подій ми обмежилися короткими телефонними інтерв’ю з мешканцями Багдада і прямими включеннями цілодобового супутникового каналу АPTN. У студії за день із першими враженнями пройшли щонайменше десять експертів. Деякі оцінки в ефірі я запам’ятаю надовго (“і все ж таки це була агресія”, “уявімо собі, Америка не почала б військову операцію”, “арабські уряди проявили свою безсилість”, “іракські біженці вже проклали стежинку в Україну”).
Однак початок війни нагадав, як про стару хворобу, кілька системних збоїв у висвітленні надзвичайних ситуацій. Усі ці старі “граблі” ми добре знаємо.
Насамперед, при підготовці в українських редакціях існувала недооцінка військової кампанії, незвичка стратегічно сплануватися. Війна була неминучою, але для України цей конфлікт актуалізувався, лише коли Рада нацбезпеки і оборони ухвалила рішення про надсилання українського хімбату в Перську затоку. Іноземні спецкори уже тренувалися в американських таборах, в закордонній пресі бурхливо обговорювали можливі наслідки війни. Висновок – ми хронічно запізнюємося; при першій готовності до надзвичайних подій варто не покладатися на свої “енциклопедичні” знання, а запрошувати експертів, систематизувати їхнє бачення і потім готувати план власних дій.
По-друге, катастрофічно бракує експертів, які не тільки знають тему, але й розуміють телевізійну специфіку, готові доступно і лаконічно сформулювати свою думку. Таких людей, як Анатолій Гриценко, в кожній сфері на пальцях однієї руки. Колишні високі посадовців зовсім не прагнуть виступати у ролі незалежних експертів. Два екс-міністри оборони відмовили “Новому каналу” прокоментувати початок війни. Чи вони боялися сказати зайвого, бо націлені на майбутні призначення? Вихід – у розвитку третього сектору, створенні нових аналітичних центрів, вирощенні нових “зірок”-експертів з числа випускників західних освітніх програм.
По-третє, відсутність “дорослої” школи міжнародної журналістики. Оглядачі повинні не тільки володіти мінімальним фаховим набором (редагування, переклад, моніторинг, монтаж), а й безумовно бути справді елітними (в кращому сенсі цього слова) підрозділами у своїх творчих колективах, мати власну аргументовану точку зору на ситуацію за кордоном. Бажано, оригінальну, - ту, що утримує глядачів біля телеекранів. Пригадую, як через три години після початку війни Женя Федченко уже зробив огляд в ефірі: “як пишуть сьогодні арабські газети…”
От «Детектор медіа»: - Будем рады опубликовать информацию и от всех других телеканалов, касающуюся освещения событий в Ираке.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ