Реалисты и номиналисты
Подборка в «Детектор медіа» за 2 октября экспертных оценок о политической цензуре и способах журналистского противодействия насилию власти смутила меня камерностью обсуждения проблемы.
Ведь что произошло? Мы оказались «как бы вдруг» в ситуации, когда «в доме повешенного не говорят о веревке. Особенно если в доме живет палач». Медведчука и Васильева поставили у дверей, чтобы палача не беспокоили разговорами о веревке. Вот они и стараются: служба обязывает.
Но нет никакого «вдруг» - уже, по крайней мере, восемь лет у «народного тела» - перерезана артерия, и оно истекает кровью. Валюта, сырье, энергия, все основные факторы производства опустошаются: утечка капитала. Другой ведь причины обнищания населения страны нет. И кто бросился перевязать «артерию»? Кто стал кричать «Помогите!» Чья это забота-работа?
Вместо этого придворные долгановы-сторожуки-пиховшики сделали главным предметом забот разглядывание бижутерии на «новом платье короля». Остальные журналисты в это время что делали? Зарабатывали! Ах, вот даже иногда пытались «сохранить лицо»! Даже написали о славной «яхте президента», - какая смелость! Какой эпатаж! Но это и есть «бижутерия».
Кто учил историю философии, знает, что в средние века были ожесточенные споры-диспуты «реалистов» и «номиналистов». Первые считали реальными идеи, то есть существующими натурально, например идею «дом вообще»; а видимый дом – это лишь несовершенная копия идеи. Вторые считали, что идея – это лишь имя вещи, Nomine. А реально существует только вот этот конкретный дом, и ничего больше. Драматизм тех споров был связан, конечно, не с «домами». Не «квартирный вопрос» интересовал средневековых схоластов. Всё упиралось в предельное: идеи Бога и власти. Отдай приоритет вот этому ощутимо-материальному, частно-индивидуальному, единице-человеку, и тогда «общее», «высшее», «священное», а значит, и власть папы и монарха окажется вторичным, производным. И не один только Пьер Абеляр поплатился жизнью за смелость номиналистского мировоззрения.
Когда сегодня этот самоуверенный господин Васильев, стоящий на страже у дверей своего господина, говорит об обязанности журналистов чтить ВЛАСТЬ и тем самым заботиться о государстве, об ОБЩЕМ, он, конечно, исходит при этом из концепции «реализма» и желает всех журналистов сделать «неореалистами». И нагло демонстрируемая им власть неконституционной АП, власть ОБЩЕГО, настолько же реальна, насколько реальны те многоэтажные «дома вообще», в которых «как бы» живем мы, «люди вообще».
Для стражников-васильевых нет журналистов Скрыпина, Лигачевой, Шевченко etc. с их болью и достоинством, они знают «журналистов вообще», а для этой эфемерной абстракции, воплощением которой является Оксана Марченко, не может быть цензуры по определению.
А в стане журналистов другая беда - многие стали «реалистами» еще на журфаке. А потому для них обескровленная народная жизнь не обладает достоинством реальности, она – terra incognita.
Между прочим, меня порадовала статья «Рабочий против «красного олигарха», рассказавшей о попытке донецких журналистов объединиться для защиты права рабочего на собственность, - это прекрасный пример того, как надо украинским журналистам отстаивать своё право на свободу творчества. Возможно, это единственный – не простой и не быстрый, но самый надежный - путь к свободе.
Читайте також:
ЯК ЖИТИ МОЖНА?
"Ми маємо думати про страйк", Ірина ЧЕМЕРИС
"Звичайна професія ", Сергій Черненко
"Нам нужен профсоюз. Свой в доску", Сергей Гузь
"ТАК ЖИТИ НЕ МОЖНА?", Роман Скрипін
"Тільки такою кувалдою, як страйк можна відрихтувати поведінку влади щодо ЗМІ...", Олег МЕДВЕДЄВ
Нам нужна круговая порука профессиональной чести!, Ярослав Колгушев
"Реалисты и номиналисты ", Николай Козырев
"Нам не нужны подтасовки, выдаваемые за проявление профессиональной чести ", Александр Семченко
"Українська цензура - це не ноу-хау Васильєва або Медведчука ", Серг_й Руденко
"ДЕКЛАРАЦІЯ "Про утворення громадянської іініціативи тележурналістів ", Глібовицький Євген, Скрипін Роман, Шевченко Андрій
"Журналісти вголос заявляють про існування політичної цензури в Україні ", Оксана Лисенко
"ТАК ЖИТЬ НІЗЗЯ ", Олексій Мустафін
"МАНІФЕСТ УКРАЇНСЬКИХ ЖУРНАЛІСТІВ "
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Луганск
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ