В королевстве кривых зеркал

22 Лютого 2002
939

В королевстве кривых зеркал

939
Вчерашний выпуск «Подробно с Дмитрием Киселевым» и гостем студии кинорежиссером Юрием Ильенко на ICTV уже вызвал шквал противоречивых эмоций и мнений. Темой беседы в студии стал фильм «Молитва о гетмане Мазепе» , снятый Юрием Герасимовичем за 2,8 миллиона бюджетных (государственных) долларов и, по мнению тех, кто его видел и не видел, в том числе и на только что завершившемся Берлинском фестивале, не оправдавший ни вложенных денег, ни возложенных надежд.
В королевстве кривых зеркал
Об этом, а не о сюжетном, не историческом пафосе картины и попытался поговорить ведущий программы с ведущим кинорежиссером. Разговор не получился. Нужно отдать должное Киселеву: понимая, хотя, очевидно, не в полной мере, неоднозначность и даже двусмысленность сложившихся ситуаций – и с фильмом вообще, и непосредственно в эфире, в частности, он пытался, по мере возможности, соблюсти корректность и по отношению к теме, и по отношению к собеседнику. Нервный, раздраженный и слегка затравленный Ильенко практически на любые, практически невинные вопросы отвечал агрессивной обороной, местами переходя в наступление.

Хочется оставить в покое сам фильм, по крайней мере, до украинской премьеры – аж в сентябре!

Хочется сказать о другом: во вчерашнем эфире «Подробно» во всех спонтанных и драматических подробностях проявился болезненный трагикомизм, переживаемый нашим национальным самосознанием. Самосознанием, которое, если считать от провозглашения независимости, как раз входит в пубертатный период, как известно, как раз и отличающийся болезненным самолюбием, тотальным самоутверждением, ощущением значимости и осознанием несамостоятельности, а отсюда – агрессивной конфликтностью, компенсирующей закомплексованность. Все это в полной мере проявилось в поведении почтенного Юрия Герасимовича, буквально, физиологически, идентифицировавшегося с этим процессом.

Впрочем, у разыгравшегося в студии поединка была подоплека и сугубо политическая. Она в конце концов прорвалась сквозь баррикады условностей в конкретное, даже не обвинение, а отчаянную констатацию со стороны Ильенко, общий смысл которой свелся к следующему: московский журналист в студии украинского телеканала на правах хозяина на русском языке призывает к ответу корифея украинского кинематографа. К ответу – за потраченные государственные средства, за использование внутриполитической ситуации для получения этих средств. К ответу – за эксплуатацию национальной темы, за невнятность национальной идеи. К ответу – за правомерность избранной эстетики фильма и правомочность собственно авторских амбиций. Само собой так и напрашивается: какого черта?!

Напрашивается с тем большей досадой и отчаянием, что сами по себе эти вопросы, как и многие другие, и правомерны, и правомочны. Но слишком болезненны и интимны, чтобы кто-либо мог задавать их нам, кроме самих себя.

С другой стороны – истеричная эскапада Ильенко, смешавшего в кучу и журналистское киллерство, и политические притеснения, и исторические искажения, заявляющего, что этим своим фильмом он хотел низвергнуть пресловутую идеологему о смерти украинского кино – все это выглядело и наивно, и самонадеянно, и цинично одновременно. Но опять же, Бог с ними, и с кинематографом, и с фильмом. Вернемся к вчерашнему диалогу.

Чтобы не представляла собой фигура Дмитрия Киселева в украинском эфире – непосредственное воплощение имперской «руки Москвы», на чем акцентировал сам Ильенко. Или экспортный вариант российского политпиара для бедных родственников. Или шефскую помощь в порядке обмена опытом по корпоративно-профсоюзной линии. Или просто-напросто обычную работу профессионала там, где ему платят больше, и платят за воплощение вполне конкретных, не только ремесленнических, но и политических задач. Главное, что он сам, Киселев как личность, как профессионал и интеллектуал, периодически утрачивает внутреннее ощущение собственного контекста. И – похоже, искренне – недоумевает, почему его не воспринимают говорящим от первого лица.

Юрий Ильенко, с фанатичным донкихотством восставший на защиту исторической, национальной и художественной правды украинского духа, упорно настаивает, что искусство и историческая справедливость торжествуют в его фильме раз и навсегда, по большому счету. При этом этот самый счет представляется ему исключительно личным, и исключительно художественным. Как глубоко оскорбительным представляется ему сам факт предъявления иных счетов – политических и финансовых.

Тема марионеток звучала в программе немного по другому поводу, но преломилась в результате весьма своеобразно: двое умных, образованных, одаренных, по-человечески сильных мужчин, добровольно и в той или иной степени осознанно, каждый по-своему, несвободны от игры кукловодов. В этой ситуации Ильенко был более уязвим, - это его час расплаты. Киселев был профессионально защищен, и от того еще более по-человечески скован. Так они и дергались – сильно и некрасиво. Впрочем, предоставляя зрителю возможность оценить и взвесить искаженность и извращенность культурной, общественной, идеологической и нравственной реальностей, в которых мы существуем, без шанса найти точку опоры, без шанса разглядеть собственное лицо в калейдоскопе осколков кривых зеркал.

Читайте также:

Молитва – як новий жанр українського кіно
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
939
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду