Акція "Детектор медіа"!, Сергей Макеев: «… просить коллег можно об одном – о сохранении чувствительности к несправедливости»

26 Грудня 2001
675

Акція "Детектор медіа"!, Сергей Макеев: «… просить коллег можно об одном – о сохранении чувствительности к несправедливости»

675
В ответ на объявленную «охоту» админресурс отвечает возрастающей гибкостью и изощренностью. В том-то и особенность надвигающихся выборов. Сьогодні Акцію «Детектор медіа» - опитування на тему «ЗМІ та вибори» – продовжує доктор соціології, директор Центру політичного аналізу і консультування Сергій Макеєв.
Акція "Детектор медіа"!, Сергей Макеев: «… просить коллег можно об одном – о сохранении чувствительности к несправедливости»
- Как вы считаете, есть ли сейчас в Украине политические силы, реально заинтересованные в проведении действительно честных, прозрачных выборов? Если да - назовите их и, если можно, аргументируйте вашу точку зрения.

- Да, разумеется. В действительности эти силы, самые разные по политическим платформам и целям социально-политического развития, составляют большинство. Тут и те, кто имеет реальные шансы попадания в Верховную Раду с предсказуемым процентом набранных голосов – «Наша Украина», КПУ, СДПУ(о), ПЗУ, СПУ. Ведь нечестные выборы, как это всегда бывает, посягнут исключительно на тех, кто чем-то обладает на нашем политическом рынке. «Электоральная зажиточность» распаляет страсти и экспроприационные наклонности. Вместе с тем, в подобном большинстве и те, кто имеет шанс быть представленным в парламенте только в случае честных выборов – блок Юлии Тимошенко, блок Наталии Витренко. Лишить их шанса быть избранными довольно легко – безнаказанно «обижать слабых сих» вещь обычная и за пределами политики (оставим в стороне вопрос о том, что и предоставление шанса является элементом нечестных выборов). Ну и, наконец, общественность, мы с вами все вместе. Скепсис относительно нашей «политической силы» вполне уместен. Прискорбно, если он поразит и нас.

- Отразится ли присутствие таких сил (если они есть) на характере нынешней избирательной кампании? Каким образом? Кто и что, прежде всего, будет таким силам противостоять?

- Их общую цель не раз уже озвучил Президент Украины: в будущем парламенте должно быть «конструктивное большинство», а сам парламент должен быть «украинским» (вопрос об этническо-государственнической характеристике нынешнего парламента отдан на откуп фантазии и воображению внимающих словам ответственнейшего в стране лица). В самой по себе, даже со скидкой на неряшливость, мягко говоря, формулировок, в этой цели нет ничего крамольного. Но ведь «бюрократический класс», т.е. функционеры на всех уровнях государственного управления, воспринимает эту цель как руководство к действию. Как не подлежащий обсуждению приказ верховного административного главнокомандующего (подтверждений «разнарядок», исходящих из Генерального административного штаба – все-таки избирательная кампания находится в родстве с военной кампанией, откуда и проистекает уверенность в уместности негражданской терминологии – вероятно, никому не добыть). Даже если допустить, что им позволено на свой лад и вкус изыскивать средства достижения этой цели, беспардонного и брутального насилия над избирательным процессом не избежать. Однако в большом ходу будут и «тонкие» технологии насилия. В ответ на объявленную «охоту» админресурс отвечает возрастающей гибкостью и изощренностью. В том-то и особенность надвигающихся выборов. - Как вы считаете, будет ли у ВР шанс преодолеть вето Президента, которое наверняка будет на принятом Законе о теледебатах?

- Нет. Вето Президента на любой законопроект не преодолевалось, не преодолевается и не преодолеется. Таков «железный закон» функционирования ВР созыва 1998-2002 годов.

- Будут ли все-таки на наших телеканалах теледебаты с равным доступом всех основных политических сил, включая оппозиционные блок Ю.Тимошенко и Соцпартию А.Мороза? Какую роль сыграют в этом международные организации?

- Если бы так случилось, в чем я основательно сомневаюсь, это было бы здорово. Мы наконец-то смогли бы оценить публичный потенциал наших политиков, их способность вести дискуссию, быстро реагировать, отшучиваться, иронизировать, уметь слушать и слышать оппонента. К дебатам готовы А.Мороз и Ю.Тимошенко. Мы привыкли к аргументации П.Симоненко и Н.Витренко. Вероятно, не спасовал бы в дискуссии В.Литвин. Хотя видно, что выход из кабинета дается ему не без труда.

Но в чьих головах, или, в чьей голове должна созреть идея о теледебатах? Л.Кучмы? И.Сторожука? М.Рябця? Законом, как мы убедились, такие идеи не легитимизируются. Больше всех в дебатах заинтересованы избиратели. Но кто же их спрашивает – за них и так все знают компетентные лица. В дебатах должны быть заинтересованы также лидеры наших партий и блоков. Именно они могли бы заключить некую конвенцию о проведении дебатов и добиваться ее осуществления на УТ-1.

Однако, чтобы так случилось, многое должно перевернуться в головах наших политиков. Особенно тех, кто привычно сверяет свое мнение с мнением самого авторитетного лица в Украине. Главное же состоит в том, чтобы видеть в оппоненте не противника, а конкурента. Конкурентом (не противником) является тот, кто не меньше твоего желает блага этой стране, но предлагает иной путь движения к нему. Тот, кто, равно как и ты, не претендует на обладание истиной в последней инстанции или на монополию на патриотизм.

Вероятно, Закон о теледебатах несовершенен. Мудро поступил бы Президент Украины, если бы, наложив вето, он бы инициировал переговоры между лидерами партий и блоков на предмет того, как запустить механизм цивилизованных дебатов на телевидении, содержащемся на деньги избирателей. Для этого лишь необходимо, чтобы дебаты между политиками в преддверии выборов были признаны и осознаны в качестве общественного блага. В уповании на государственную мудрость, впрочем, проводим уже не первую пятилетку. Нам не привыкать.

- Какую роль в кампании сыграют общественные организации типа Комитета по мониторингу за ходом выборов, Комиссии по журналистской этике и т.п.? Готовы ли уже издатели крупных медиа заключить со своей стороны некий пакт, подобный Кодексу чести журналиста, который бы имел целью предотвратить участие медиа в грязных избирательных технологиях?

- Надеюсь, ту роль, которую они и призваны играть: наблюдать, фиксировать, доводить до широкого сведения. Пристрастное наблюдение за властью – естественный компонент демократического процесса в гражданском обществе. Мандат на управление, вручаемый нами, не означает последующей бесконтрольности. И власть должна отдавать себе в этом отчет. А споспешествовать ей в сем и будут общественные организации.

Бес их знает, этих издателей крупных медиа. По роду занятий они должны быть готовы ко всяким неожиданностям. И к этой в том числе.

- И, наконец, ваши пожелания журналистам (коллегам) в предверии этой избирательной кампании и через год после кассетного скандала?

- Уходящий год был годом тяжелых моральных травм и шоков. И не желать, но просить коллег можно только об одном: о сохранении чувствительности к несправедливости, о сохранении способности к состраданию.

Читайте также:

«Общественная» ЦВК – уже на повестке дня? - Андрей Ермолаев, руководитель Центра социальных исследований «София».

Евгений Якунов: «Позиция, в которой сейчас находятся Медведчук и социал-демократы, очень удобна для журналистов»

Cьогодні акцію "Детектор медіа" - експертне опитування "ЗМІ та вибори" – продовжують Олексій Мустафін, шеф-редактор інформаційно-аналітичної служби телеканалу «Інтер» та Лаврентій Малазонія, телепродюсер.

Ирина Бекешкина: «Кремль поставил на другую лошадь»

Лариса Ившина: “Закон о теледебатах – это бумеранг”

Микола Княжицький: «Людина демократичних поглядів, яка заїкається, завжди програє оратору-корупціонеру»

Сергей Дацюк: «После выборов надо вручить «помойное ведро» самому «грязному» телеканалу»

Григорій Почепцов: "”Гамбургский” счет есть у каждого "

Юрій Луценко: «В зоопарке сытнее, но выбор меню на воле шире»

Зиновій Кулик: «Якщо хочете бути по–справжньому заможними в старості, змолоду бережіть свою журналістську честь»

Сергей Мустафин: «СМИ вынуждены врать слишком очевидно, чтобы говорить о PR-игре».

Инна Пидлуська:"«Ноу-хау» ни политические силы, ни СМИ не радуют"

Яна Мойсеенкова : «Ради управляемой демократии приходится кем-то жертвовать»
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
675
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду