КІНО ТА Й ГОДІ

17 Жовтня 2001
814

КІНО ТА Й ГОДІ

814
«Детектор медіа» решила попытаться разобраться в том, что формирует кинопоказ наших телеканалов? В связи с террактами в США, как известно, во многих странах мира, и Украина не стала исключением, обострился вопрос о влиянии кино- и телепродукции на общественное сознание. 25-го сентября Национальный совет по вопросам ТВ и РВ утвердил мероприятия относительно уменьшения на телеэкранах количества фильмов с элементами насилия, унижения человеческого достоинства, кровопролития и убийств.
КІНО ТА Й ГОДІ
Предлагаются меры регулятивного и запретительного характера.

В то же время, возникает вопрос: а что же именно формировало и формирует спрос телеканалов на закупку и демонстрацию в эфире именно такой продукции? Ответов, как известно, существует несколько, главный из которых все объясняет отсутствием у отечественных телеканалов средств для закупки более качественной продукции. В последнее время некоторые «сетевики» даже развернули своеобразную информационную войну с региональными телеканалами под тем соусом, что де это именно последние потчуют зрителей продукцией сомнительного качества. Однако, как представляется, дело не только в этом. Ведь достаточно посмотреть сетку любого, самого, по нашим меркам, »богатого» канала, и даже такого, который категорически не пользуется пиратской продукцией , чтобы убедиться в том, что и его кинопоказ в большинстве своем состоит из того, что «погорячее».

«Детектор медіа» решила попытаться разобраться в том, что формирует кинопоказ наших телеканалов? На что они прежде всего ориентируются? Что себе могут позволить? Действительно ли «смена лица» нашего кинопоказа однозначно катастрофически скажется на рекламных поступлениях? Можно ли как-то разорвать замкнутый круг зависимости телевизионщиков от рекламодателей, а рекламодателей – от рейтингов? Будет ли как-то меняться ситуация? И благодаря чему она может меняться или из-за чего у всех нас мало шансов?

В публикуемой статье мы не претендуем на всеохватность проблемы. Она написана на основании личных контактов с теми, кто непосредственно занимается или когда-то занимался формированием кинопоказа на столичных телеканалах. Наверняка, информация эта не исчерпывает темы. И мы будем рады, если в дискуссию о том, что же именно можно и нужно менять в кинопоказе наших телеканалов вступят наши читатели, прежде всего профессионалы и эксперты.

Мы же начнем описание проблемы с выяснения того, «откуда дровишки»…

Если еще вчера основным источником телевизионной кинопродукции для наших каналов выступали российские дистрибьюторы, то сегодня практически все желающие имеют возможность выйти непосредственно на производителя. Но действительно реальна эта возможность, в первую очередь, для метровых, т. е. общенациональных каналов. Региональщики же вынуждены по прежнему принимать телепродукцию из вторых (российские дистрибьюторы), а иногда и из третьих (дистрибьюторы отечественные, кроме эксклюзивных закупок, предлагают и продукцию, приобретенную, опять же, на российском рынке) рук. Прямые закупки от солидных студий- производителей им просто не по карману. Таким образом, рынок для них оказывается существенно сужен. Однако даже в таком виде достаточно разнообразен для того, чтобы предложение превышало спрос! Впрочем, стоит подробнее рассмотреть схему, по которой сегодня те или иные телеканалы формируют и осуществляют собственный кинопоказ.

Отправной точкой и основным ориентиром кинопоказа является естественное и жизненно важное для канала стремление удовлетворить зрительскую потребность именно своей специфической аудитории. Ибо: что бы ни говорилось о кинопоказе, какие бы проблемы ни ставились во главу угла, реально решающих факторов в этом вопросе максимум два. Это, во-первых, финансовые возможности телеканала как средство и, во-вторых, рейтинговые показатели как цель, от достижения которой напрямую зависит, опять таки, финансовая стабильность. Это, так сказать, стратегическая направленность, альтернативы которой на сегодняшний день не существует (что, конечно же, не означает, что альтернативы не может быть в принципе) . Поэтому куда интересней и разнообразней выглядят относительно разновекторные тактические приемы. Прежде всего потому, что здесь реальное значение приобретает, наряду с экономическим, и человеческий фактор, а именно: уровень компетенции, профессиональный опыт, статус и репутация, а также налаженные личные контакты и личный вкус руководителя кинопоказа на каждом отдельно взятом телеканале. Все это приобретает тем больший вес, чем меньше супернеожиданных предложений на нашем хоть и пестром, но, в сущности, небогатом рынке. А посему, кто первый встал, - того и тапочки.

Итак, суперрентабельным товаром по суперценам сегодня являются новые русские сериалы, охотиться за которыми каналы начинают, как правило, еще на стадии запуска в производство.

В этой категории способны конкурировать только «1+1» и «Интер».

Следующая весовая категория - признанные хиты мирового кинопроката типа «Титаника» или «Армагеддона» - опять- таки ,по карману лишь двум нашим телегигантам. Хотя уже просачиваются сведения об, очевидно, небезосновательных амбициях «Нового канала», который все чаще вступает в успешные прямые контакты с самыми крупными производителями. Кстати, поговаривают, что идущий полным ходом на «Новом» пакет советских фильмов был когда-то лихо перекуплен им у «Мосфильма» за двойную, против предложенной ICTV, цену.

Это, кстати, еще один, не самый мелкий, но все же реально доступный козырь телепоказа: когда, своевременно вспомнив хорошо забытое старое, можно с успехом компенсировать недостаток нового. Блестящий пример подобной удачи - «всплывшее» пару лет назад на «Интере» «Следствие ведут знатоки», показанное параллельно со свеженькими «Ментами».

В то же время, весьма интересен опыт ICTV, осваивающего в качестве альтернативы услугам российских дистрибьюторов прямые контакты с польскими и французскими производителями, а также расширяющего прямые договора с производителями детского вещания. Впрочем, эти приобретения, эффективные для наполнения дневного блока, «перебить» идущие в прайм русские сериалы - не в состоянии.

В целом же, на сегодняшний день на украинском телевизионном кинорынке работают практически все ведущие мировые кинопроизводители. От «Уорнер бразерз», «ХХ век Фокс» и «Парамаунт» до Спилберговской студии «Дримворкз», предлагающей все самые последние прокатные фильмы. Кроме этих непосредственных предложений от монстров киноиндустрии, в распоряжении телевизионных киномехаников международный каннский телерынок и аналогичные ему московское «ТелеШоу», а также телерынки Питера и Будапешта , где заключается большая часть дистрибьюторских контрактов. Не дремлют и отечественные дистрибьюторские фирмы: «1+1» дистрибьюшн», «Амида», одесская фирма «Будущее».

Самое парадоксальное, что все эти телевизионные кинострасти разворачиваются на фоне явно угасающего зрительского интереса к художественному кино на телевидении. Общая тенденция свидетельствует о необходимости вывода кино за пределы прайм-тайма. Чего, впрочем, нельзя сказать о сериалах. С тем лишь нюансом, что предпочтение нынешний зритель отдает «мылу» либо российского, либо отечественного производства.

Основная же проблема нашего бурно развивающегося, но все еще недоразвитого телерынка - в непосредственной зависимости от столь же недоразвитого рынка рекламного. Беда наших телеменеджеров в том, что они до сих пор помнят, как пустели улицы во время телевизионных кинопремьер. Впрочем, этим же навязчивым воспоминанием мучаются, судя по всему, и рекламодатели. Пожалуй, лишь этим можно объяснить столь отчаянную погоню и тех и других за рейтингом и только за ним. Весьма пестрая и, на первый взгляд, довольно хаотичная совокупная картина отечественного телевизионного кинопоказа на самом деле - лишь адекватное отражение этой всеобщей рейтингомании. В основе которой - отсутствие реальной оценки рекламным рынком реальной стоимости Целевой аудитории.

Что из того , что у латиноамериканского «мыла» рейтинг выше, чем у продвинутого авангардного кино, документального сериала и всех шедевров мировой киноклассики вместе взятых? Если целевую аудиторию любой «мануэллы» составляют «малобюджетные» пенсионеры и домохозяйки, в то время как социально активный и кредитоспособный зритель пролетает из-за рейтингового меньшинства? В результате рекламодатель дразнит, к примеру, стиральной машиной зрителя, чья реальная покупательная способность с трудом вмещает даже стиральный порошок. И в то же время ни интеллектуальные зрительские запросы, ни реальный интерес к самому широкому спектру товаров и услуг социально благополучной части аудитории остаются и неудовлетворенными, и не использованными. И этот порочный круг не в силах пока разорвать ни рекламодатели, ни зависимые от них телевизионщики.

Итак, предлагаем нашим читателям поискать вместе с нами ответ на вопрос, как же разорвать этот порочный круг, как скоро это может произойти?
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
814
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду