Поколение Ж: как устроена премия Presszvanie, кто выбирает победителей и кто побеждает
Поколение Ж: как устроена премия Presszvanie, кто выбирает победителей и кто побеждает
Как это было раньше
В этом году церемония награждения пройдет в 15-й раз. Первоначально премия была организована Московской ассоциацией предпринимателей и российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2005 году как премия для журналистов деловых (и только деловых) изданий, и с того же года вручалась и в России, и в Украине. Еще в 2013 году в конце каждой новости на сайте украинской премии сообщалось следующее:
В 2014 году из описания премии исчезло упоминание о российских бизнес-структурах. Оргкомитет премии, по словам некоторых участников набсовета, заверил их, что состав учредителей полностью переформатирован и никаких российский структур в нем уже нет.
С самого начала в наблюдательный совет премии, а также в жюри вместе с редакторами и руководителями украинских СМИ входили представители крупнейших промышленных групп — «Метинвест», ДТЭК, СКМ, «Смарт-холдинга» и так далее. Единственным бессменным членом Набсовета за эти годы был и остается Валентин Королько — глава созданного в 2004 году пиар-агентства Mainsrteam Communication & Consulting, который и организовывает конкурс с его основания.
В 2017 году, после того, как премию в одной из номинаций вручал победителям Новинский, премия и ее организаторы подверглись критике в ряде СМИ и соцсетях. Так, на сайте издания MC Today был задан ряд вопросов к организаторам и участникам премии. Среди них: почему среди победителей — журналист, который пишет «коммерческие материалы», а среди жюри, которое оценивает журналистскую работу, почти все — пиарщики. У ряда журналистов появление олигарха, вручающего награды, вызвало возмущение — и среди тех, кто подавался на конкурс, и среди тех, кто уже был победителем и номинантом премии в разные годы. Надо уточнить, что за 15 лет существования премии практически все деловые журналисты, которые и сейчас продолжают успешно работать, были отмечены номинациями или наградами этой премии.
В ответ на коллегиальную реакцию, а также «уменьшение количества деловых изданий» премию решили переформатировать — из жюри исключили бизнес, обновился состав наблюдательного совета, а номинации расширили, включив материалы по темам lifestyle, «общество» и «культура». Таким образом, из премии для деловых СМИ премия превратилась в неспециализированный конкурс для журналистов широкого профиля. Руководителем конкурса стала Евгения Головина, в обновленный набсовет вошли: Михаил Кухар, Алексей Тарасов, Юрий Марченко, Наталия Лигачева, Катерина Венжик, Денис Безлюдько, Юлия МакГаффи, Ирина Рубис, Андрей Юхименко и Валентин Королько.
Кто теперь судит, наблюдает и участвует
Сразу после объявления номинантов 2018 года обновленной премии из набсовета вышла Наталия Лигачева, посчитавшая, что в шорт-лист вошли те, чьи работы весьма далеки от журналистских стандартов, которые обещали продвигать в реформированном конкурсе. Еще через полгода, в январе 2019 года, из состава набсовета вышла и Екатерина Венжик. «Когда в 2017-м меня позвали в набсовет, мне показалось, что люди готовы что-то менять в конкурсе — в методике отбора материалов, голосования. У меня были замечания и предложения, я их озвучила, мы даже собрались разок с членами набсовета их обсудить... Потом, когда ничего не изменилось, оргкомитет объяснил это тем, что новации не успели внедрить. Ну, судя по всему, их не успели внедрить до сих пор. Учитывая нулевую активность набсовета в этом сезоне, я попросила меня оттуда исключить — если какая-то работа по премии велась, я все равно не принимала в ней участие — собственно, меня никто и не звал принимать в ней участие», — комментирует свое решение Венжик. Любопытно, что на момент обращения «Детектора медиа» с вопросами к организаторам премии 4 июня 2019 года, и Лигачева, и Венжик все еще значились членами набсовета на сайте премии (сейчас их фамилий в списке нет, организаторы объяснили ситуацию недопониманием). « Детектор медиа» обратился к другим членам наблюдательного совета — и выяснилось, что еще несколько членов совета никакого участия в нем не принимают. «В этом году, к сожалению, я не мог принимать участие в деятельности наблюдательного совета. А в прошлом мы встречались несколько раз и обсуждали процедуру приема заявок и их оценивания», — рассказал Алексей Тарасов. Юрий Марченко тоже не принимал участия в деятельности наблюдательного совета, а Юлия МакГаффи написала, что планирует выйти из состава совета, но из-за занятости пока еще не сообщила об этом организаторам премии. О причинах своего решения журналистка сообщать не стала. Ирина Рубис вообще отказалась отвечать на вопросы «Детектора», включая вопрос о том, взаимодействует ли она каким-либо образом с организаторами премии.
Свое участие в работе набсовета подтвердили три (помимо Королько, который остается председателем оргкомитета премии ) оставшихся члена наблюдательного совета, которые много лет входили в состав жюри или совета премии — Андрей Юхименко, Михаил Кухар и Денис Безлюдько. Юхименко сказал, что с ним постоянно «консультируются в оперативном, телефонном режиме», Безлюдько — что вопросы решаются в переписке, и добавил, что набсовет «определяет общие правила проведения конкурса и решает спорные вопросы» и собирается, как правило, один раз перед сезоном. Михаил Кухар подтвердил, что в ведении наблюдательного совета — спорные вопросы (например, были случаи, когда конкуренты в жюри, сговорившись, занижали бал соперникам) и «бесконечное совершенствование методологии оценивания». Кухар подчеркнул, что конкурс — самый прозрачный и «заслуживающий доверия», и назвал его «первым конкурсом, которому не нужно жюри». Хотя и уточнил, что жюри есть, но в него могут войти любые журналисты, которые хотят голосовать, а также ряд представителей индустрии, о которой пишут журналисты.
«Наблюдательный совет мы собираем по необходимости. В прошлом сезоне премии мы встретились с каждым членом набсовета лично, а затем организовали общую встречу набсовета. Путем обсуждения и голосования по итогам встречи было принято ряд стратегических решений: исключены пиар-специалисты из жюри, учреждены новые номинации категории “Культура” и “Социум”, обновлены критерии оценивания текстов. В этом сезоне премии мы придерживались согласованной методологии, поэтому смысла собирать набсовет не было. Также хотим отметить, что в этом году не возникало спорных вопросов во время регистрации или голосования, которые мы могли бы передать в набсовет. О всех этапах проведения премии мы информировали представителей набсовета письменно в имейл-рассылках», — рассказала «Детектору» Юлия Чухно, менеджер конкурса.
В 2018 году голосование проходило в двух форматах — старом и новом. Отдельно подчеркивалось, что с 2018 года «жюри оценивает качество текстов. Это предполагает, что каждый голосующий должен ознакомиться с текстами, а не просто отдать голос за того журналиста, которого он знает» — из чего можно сделать вывод, что организаторы премии не исключают, что в прошлом возможность голосования не за тексты, а по знакомству была.
В этом году, по идее, голосовать должно было жюри «нового формата», которое заявлено так: «медиаэксперты, главы отраслевых комитетов бизнес-ассоциаций, редакторы, журналисты деловых, общественно-политических и lifestyle-изданий». На самом деле в этом году отраслевых экспертов в составе жюри нет, медиаэксперт — один.
В 2019 году жюри состоит из 33 человек; в 2018, 2017 и 2016 году членами жюри были 66, 57 и 98 человек соответственно. Уменьшение количества людей организаторы связывают и с тем, что вывели из жюри пиарщиков, и с тем, что теперь жюри приходится много читать и смотреть, а далеко не у всех на это есть время.
Список голосующих в этом году выглядит так: из 33 человек более половины — экономические журналисты, хотя номинаций, не связанных с бизнесом в этом году, — десять, не включая специальные номинации. Члены жюри также могут быть номинантами в категориях, где они не могут голосовать. По правилам конкурса, любой журналист может отправить на конкурс несколько своих работ в различных номинациях — но не более двух в одной категории, а в шорт-лист попадают работы тех, кто набрал большее количество баллов от жюри. Со списком участников конкурса, а также конкретными материалами, которые номинируются в этом году, можно ознакомиться по ссылке — в этом году номинантов 158, из которых выберут победителей, а также наградят занявших второе и третьи места. Работы оценивают по таким критериям:
- актуальность темы;
- глубина раскрытия темы;
- уникальность подобранных фактов;
- стиль публикации (легкость изложения);
- результат публикации (насколько влиятельным и резонансным был материал).
После оглашения результатов на сайте появляются оценки, которые поставили члены жюри всем конкурсантам.
Один из самых скандальных моментов в истории премии — вручение награды олигархом Новинским, — по всей видимости, повлек за собой некоторые изменения среди партнеров премии. На вопрос, кто в этом году будет спонсором премии, Чухно ответила: «Уже два года, как мы отказались от спонсоров номинаций. Как общественная организация мы привлекаем спонсоров только под проведение образовательных мероприятий, чтобы покрыть организационные затраты, такие как перелет и проживание спикеров, аренда помещения и т. п. Билеты на эти мероприятия для журналистов, участников премии мы предоставляем либо бесплатно, либо с большой скидкой. Наше желание — выйти на гранты, сейчас мы активно работаем в этом направлении». Теперь «Смарт-холдинг», ДТЭК и «Метинвест» значатся в списке спонсоров образовательных программ — они же являются клиентами пиар-агентства Mainstream, они же являются спонсорами турнира по преферансу для журналистов, который проводит Presszvanie.
Список номинантов — уже вызвал негативную реакцию среди журналистов: в обсуждении поста журналистки Юлианы Скибицкой, например, коллеги пишут, что после такого шорт-листа впредь подаваться на премию некоторые не будут. Такие же комментарии были и в 2017 году, и в 2018-м. Большинство критикующих отмечает низкое качество поданных текстов и, в частности, их несоответствие журналистских стандартам. Хотя среди номинантов есть масса известных журналистов, качественных текстов и уважаемых изданий. С другой стороны, критиковавшее конкурс издание MC Today в этом году и среди номинантов, и среди членов жюри конкурса.
Как будет дальше складываться судьба конкурса, пока непонятно — хотелось бы, чтобы премия развивалась, а среди победивших были только профессионалы. Но за репутацию премии можно не переживать уже сейчас — организаторы премии чутко реагируют на любые запросы. Например, сразу после того, как журналистка «Детектора медиа» поговорила с членами наблюдательного совета и обратилась за комментариями к менеджеру премии, на сайте «Фокуса» (информационного партнера премии) в рубрике, где размещаются платные материалы, появилась статья «Кому это нужно: члены Наблюдательного совета о премии PRESSZVANIE». В ней шесть членов набсовета (в том числе те, кто последний год никак не участвовал в работе совета) рассказывают о пользе и важности этой премии.
P. S. от редакции. Мы готовы продолжить дискуссию о премии, в том числе предоставив слово всем упомянутым в тексте, а также всем, кто захочет высказаться.