Валерий Калныш: «Формулировка “по личным причинам” – это правда»
Валерий Калныш: «Формулировка “по личным причинам” – это правда»
Валерий Калныш с 1 марта покидает должность главного редактора «Радио Вести». «О своем решении руководству холдинга я сообщил ещё в декабре прошлого года, — комментирует он свой уход. — Формулировка “по личным причинам” — это правда. Мне в этом году исполнится сорок, и каким-то естественным путём происходит переоценка ценностей. Я осознал, что на этом этапе мне лучше отойти в сторону и подумать, сбавить темп». Во Львове, куда Валерий приехал, чтобы провести майстер-класс о разговорном радио в Школе журналистики Украинского католического университета, он рассказал, как изменился эфир «Радио Вести», о важности лидеров мнений и о своей будущей книге.
– Валерий, в сентябре прошлого года, отвечая на вопрос о переменах в медиа, вы спрогнозировали в ближайшие пять лет эру колумнистов и развитие разъясняющей журналистики. Сбывается ли ваше предсказание?
– Я давал прогноз на пять лет, и время еще есть. Но мне кажется, некоторое движение в этом направлении уже происходит. Самый яркий пример — популярность сайта украинского издания «Новое время». Им удалось сделать очень яркую историю: 50 % контента — новости, 50 % — площадка для дискуссий. Редакция ставит колонки не только тех авторов, которые пишут непосредственно для «Нового времени», но и материалы конкурентов. Причем делают хитро: договариваются с автором и размещают его позицию, указывая внизу, что публикация согласована с автором.
СМИ движутся в сторону колумнистики. Люди не столько устали от новостей, сколько ищут площадку, где можно получить толкование процессов, выбранных из потока информации. Выбор потребителя, доверять ли определенному медиа, зависит от авторитета, репутации человека, который может объяснить сложные вещи простым языком.
– Ваша авторская программа «Тема Калныша» на «Радио Вести» — как раз такая попытка объяснить обществу простым языком процессы в государстве. Удается ли вам это?
– Смысл программы — объяснить новость, рассказать, что она значит. Если что-то происходит в течение дня, я приглашаю либо ньюзмейкера, либо того, кто может объяснить это событие. Мне кажется, у нас получается дополнить картину дня. Рейтинги у этой программы более или менее стабильные.
– Еще одна программа, которую вы ведёте вместе с Юлией Литвиненко, предусматривает две точки зрения на обсуждаемую проблему. А как вести дискуссию, если точки зрения ведущих совпадут?
– В этой программе такое случается нечасто. Мы никогда не договариваемся перед эфиром, кто какую сторону займет. Юлия больше «о жизни», я же больше «о смысле»; она «о человеческих качествах», а я — «о значимости для истории». Мне кажется, мы звучим гармонично. Мы с Литвиненко очень разные люди, но если приходится замолчать, то эту миссию я беру на себя. Если же позиции совпадают, это не страшно: значит, в такие моменты мы делаем схожие выводы. Эта программа создавалась не для того, чтобы спорить лишь ради спора, а чтобы по-разному посмотреть на проблему.
– С вашим приходом на должность главреда «Радио Вести» в эфире появилось несколько новых ведущих и программ. Чем были обусловлены эти перемены? Было ли приглашение в команду Мыколы Вересня, Павла Шеремета и ведущего спортивной программы Виктора Вацко попыткой привлечь новую аудиторию?
– Это было коллегиальное решение — мы давно думали об обновлении. Спортивная программа у нас уже была, а новая — сугубо о футболе. Эта тема интересует нашу преимущественно мужскую аудиторию. Футбол — как политика: все любят о нём слушать и все в нём разбираются. Так что эта программа оказалась стопроцентным попаданием в интересы наших слушателей.
Привлечение знаковых имён — логичный шаг, это шанс иметь у себя в команде лидера мнений. Они привлекают аудиторию своими рассуждениями, вопросами, гостями. Интересно слушать не только то, о чем они спрашивают, но и то, как они думают, воспринимают процесс.
– В то же время «Радио Вести» решило не продлевать на следующий год контракт с Матвеем Ганапольским. Почему вы его отпустили?
– Не продлевать контракт — обоюдное решение. Подозреваю, что стороны вели переговоры о продолжении сотрудничества. Наверное, не сошлись. Я не погружался в эти переговоры. Матвей работал на «Радио Вести» с момента основания, и не я приглашал его на работу — система отношений холдинга с Ганапольским была выстроена до меня. Поэтому и не мне было говорить о его будущем.
– Причина в том, что Ганапольский хотел получать больше?
– Он ушел, потому что посчитал, что так правильно. Был ли там финансовый аспект? Думаю, да. Главный редактор не должен отвечать за контракты, он должен заниматься наполнением эфира. Выяснять, кто сколько получает, — не моя забота. Мы расстались абсолютно мирно, у нас с Матвеем не было друг к другу претензий. Мы виделись с ним уже после его ухода и по-дружески обнялись.
– Говорят, что он собирается переходить на «Радио Эра»…
– Да, я слышал, что «Эра» собирается перезапускаться, менять сетку вещания. Посмотрим, это их история…
– Недавно эта радиостанция обвинила «Радио Вести» в работу на власть, назвав её «информационным порталом АП». Как вы расцениваете такие действия?
– Обвинения в том, что мы работаем на Администрацию Президента, очень удивили меня. Как журналист я привык оперировать фактами. Если бы мне привели доказательства того, что мы стали дышать в унисон с АП, я, может быть, и промолчал бы. Я согласен выслушать аргументы, но «Эра» их не привела, что меня расстроило. Медиавойны между коллегами не несут ничего хорошего. Наше руководство, в свою очередь, не предпринимало попыток защитить честь и достоинство радиостанции. Углублять эту непонятную историю не считаю нужным.
– Удалось ли, на ваш взгляд, Олегу Билецкому и Юрию Кулиничу заменить Ганапольского в утреннем шоу?
– Я не могу их сравнивать, ведь Билецкий и Кулинич другие. Мы не ставили себе цели заменить Ганапольского: это может сделать только он сам. Никто не собирался создавать подобие Матвея. Это уникальный персонаж со своей стилистикой, и большинство аудитории привлекала именно личность ведущего. После его ухода мы решили сконцентрироваться на другом аспекте. Раньше утренний эфир держался на личности Ганапольского, его экспрессии и жизненном опыте. Нынешние же ведущие уделяют больше внимания информационной составляющей. В эфир стало выходить больше новостей.
– Вы уходите с должности главреда, но остаетесь ведущим. Почему?
– Сейчас внутреннее состояние подсказывает, что мне лучше заниматься творчеством, а не заботами о жизнедеятельности радиостанции. Хочу снова вернуться к активной журналистике. Это не значит, что в будущем я не буду задействован на руководящих должностях — кто знает?
– Вы говорили, что пишете книгу — своеобразную методичку для молодого журналиста, состоящую из интервью украинских и российских журналистов. Можете рассказать о ней подробнее?
– Предложение поступило от владельца издательства «Брайт букс» Дмитрия Кириченко. Сперва он хотел, чтобы я написал книгу об истории газеты «КоммерсантЪ», в которой работал до 2014 года. Я посчитал эту идею нескромной и предложил в ответ сделать серию интервью о журналистике с главредами разных СМИ. В итоге воплощаю свою идею в жизнь, хотя изначально планировал написать нон-фикшн о покушениях на украинских президентов.
Книга будет состоять из двух частей — интервью и правила жизни. Уже записаны беседы с Богданом Кутеповым с «Громадского», Ильей Азаром с «Медузы», Евгением Киселёвым с «Интера», бывшим главредом «Огонька» Виктором Лошаком. Думаю, что соберу десять таких журналистов. Очевидно, подобные интервью о жизни и профессии должны быть согласованы, потому процесс немного затягивается. Правила жизни — лучшие афоризмы, крылатые выражения знаковых людей, которые помещаются в краткой форме. Эта форма подачи знакома тем, кто читает Esquire. Но эти правила жизни будут касаться профессии. Надеюсь, до конца года я книгу таки допишу.
Фото Татьяны Столяровой