Чем грозит Украине невыполнение «Женевы-2006»?
До сегодняшнего дня, 17 июня 2015 года, Украина должна была перейти на цифровое вещание согласно международному региональному соглашению «Женева-2006». Но этого не случилось, Украина решила перенести отключение аналогового телевидения ориентировочно на 2016 год и отложить окончательный переход к цифровому ТВ на 2017 год. Какие последствия для Украины несет невыполнение международных обязательств, каким образом в ближайшем будущем будет перераспределяться частотный ресурс для цифрового ТВ и чей опыт цифровой реформы целесообразно перенять Украине — об этом «Детектор медіа» решила поговорить с Ильхам Гази, главой подразделения вещательных служб Международного союза электросвязи (МСЭ).
Ильхам Гази недавно приезжала в Киев для участия в экспертном семинаре для представителей Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, организованном украинским офисом Совета Европы. Госпожа Гази в середине 1990-х закончила Киевский институт гражданской авиации (сейчас — Национальный авиационный университет), и с тех пор не была в столице Украины. Она работала на родине — в Марокко, в Национальном агентстве регулирования связи. А последние 10 лет госпожа Гази работает в Международном союзе электросвязи в Женеве, где с 2015 года возглавляет подразделение вещательных служб.
— Госпожа Ильхам, Украина отложила полный переход на цифровое телевидение на неопределенный строк, ведь отключение аналогового сигнала, согласно Плану развития национального телерадиоинформационного пространства, должно начаться в разных регионах страны после 17.06.2015, но без указания конечных дат отключения. Насколько такие действия соответствуют соглашению «Женева-2006»? Является ли это нарушением соглашения?
— Перед тем, как отвечать на вопрос, является ли это нарушением, давайте вернемся на несколько лет назад и вспомним историю. В 2006 году в Женеве состоялась Региональная конференция радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы в Регионе 1 (Европа, Африка, арабские страны) части Региона 3 (Иране). На этой конференции было принято региональное соглашение «Женева-2006», в котором конечной датой перехода на цифровое вещание в диапазоне дециметровых волн указано 17 июня 2015 года, а нескольким африканским и арабским странам (Украина не входит в их число) дали срок до 17 июня 2020 года, но только для полосы частот 174–230 МГц. Подразумевается, что все администрации связи были согласны с тем, чтобы 17 июня 2015 года отключить аналоговое вещание. Это международное соглашение, а значит, все администрации связи должны были сделать все возможное, чтобы его выполнить.
Сейчас не только Украина оказалась в такой ситуации, что пришлось отложить отключение аналогового ТВ, есть также некоторые страны в Европе, африканские и арабские страны. Мы не можем сказать, что это нарушение. Нарушение подразумевает наличие каких-то санкций, а их нет. Единственное условие для стран, продолжающих аналоговое вещание, — не создавать помех соседям. Если один или несколько аналоговых передатчиков создают помехи цифровым передатчикам соседних стран, то Украина должна сделать все, чтобы остановить эти помехи. Есть технические решения: например, уменьшить мощность передатчиков, изменить канал вещания или же отключить передатчик. Но я думаю, что отключение без замены цифровым ТВ означает, что часть населения не будет получать телевидения вообще.
— Россия отложила отключение аналогового сигнала на 2018 год. Насколько нам известно, рассматривается даже возможность переноса сроков на 2020 год. Какие еще страны в европейском регионе отложили переход? С чем это связано?
— На уровне Международного союза электросвязи у нас нет такой четкой информации. Я знаю, что к Украине близки Албания, Босния, Таджикистан, Узбекистан. Мы не думаем, что они выключат аналоговое вещание в 2015 году, но не знаем точно когда. Самое главное для тех стран, которые не отключили аналоговое вещание, — коммуницировать с соседями, чтобы избежать помех. Если соседняя страна тоже не будет переходить на цифру, тогда проблем не будет. А если соседняя страна будет переходить, нужно проанализировать, какие частоты использует ваша страна рядом с границей и какие частоты используют соседи. И тогда найти техническое решение — или изменить мощность передатчиков, создающих помехи, или изменить канал вещания. Но смена канала вещания тоже зависит от уровня сотрудничества между странами.
— Соглашение «Женева-2006» говорит о том, что аналоговое вещание после 17.06.2015 может продолжаться только в том случае, если не создает помех соседним странам. Если украинские аналоговые передатчики будут создавать помехи, какой будет процедура их отключения? Что должны делать соседние страны (например, Польша, Беларусь), чтобы Украина отключила эти передатчики? Какие последствия будут для Украины, если она будет продолжать создавать помехи?
— Если страна получает помехи от соседей, самый логичный выход — письменно сообщить соседям об этих помехах. И потом страна, которая создает помехи, должна сделать все, чтобы сократить помехи.
Если страна, которая создает помехи, получает жалобы и ничего не делает, есть процедуры международной регуляции. Страна, которая получает помехи, может обратиться в Международный союз электросвязи с жалобой и предоставить нам все технические параметры. Процедура описана в статье 15 Регламента радиосвязи (документа Международного союза электросвязи). И потом мы (Международный союз электросвязи. — ТК) изучаем характеристики передатчиков, создающих помехи и ощущающих их, и предлагаем странами какие-то решения проблемы. Если решения у нас нет, мы будем напоминать о том, что страна не имеем права использовать аналоговые передатчики и должна уменьшить помехи, поскольку аналоговое вещание уже никак не защищено на международном уровне.
— Сейчас в Украине цифровые мультиплексы МХ-1, 2, 3, 5 построены не так, как было предусмотрено «Женевой-2006», без использования синхронных зон. Является ли это нарушением? Должна ли Украина все-таки построить синхронные зоны цифрового вещания?
— В соответствии с планом «Женева-2006», Украина имеет 1139 частотных выделений, которые после конвертации дают синхронную сеть (SFN), и 479 одиночных частотных выделений (MFN). Даже если Украина использует частоты, которые сейчас не записаны в плане, она имеет право изменять план — добавлять новые частоты или модифицировать то, что есть. Но самое главное — чтобы все частоты были записаны в план и международный частотный реестр. Потому что если используются частоты вне плана, у страны нет никакого права создавать соседям помехи или просить о защите своего частотного ресурса.
— Насколько нам известно, в ближайшее время будет происходит пересмотр частот, предназначенных для эфирного цифрового вещания в Украине. Что это будет за пересмотр? Сколько цифровых мультиплексов в итоге сможет оставить за собой Украина?
— Пересмотр частот возможен не только в этом регионе, но и в той части Европы, которая давно закончила переход — Германии, Франции и других. Почему происходит пересмотр? В 2006 году для телевизионного вещания была выделена полоса частот 470–862 МГц. Потом на Международной конференции радиосвязи 2007 года было принято решение, что полоса частот 790–862 МГц будет помимо телевизионного вещания также использоваться и для мобильной связи, с равными правами. И страны постарались не выделять частоты из этой полосы для телевидения, чтобы избежать перепланирования в дальнейшем. На Международной конференции радиосвязи 2012 года было принято решение, что полоса частот 694–790 МГц также будет выделена для мобильной связи. Это решение должно быть подтверждено на конференции 2015 года.
Эти две полосы частот называются первым и вторым цифровым дивидендом. Страны, которые уже закончили переход и освободили первый цифровой дивиденд, сейчас уже думают о том, как освободить второй цифровой дивиденд. А значит, нужно сменить частоты тем передатчикам, которые используют частоты в полосе 694–790 МГц, и найти больше частот в полосе, которая остается (470–694 МГц). Международный союз электросвязи помогает в поиске частот в той полосе, которая остается для ТВ. Например, мы недавно помогли с частотным перепланированием арабским странам. Но это было не слишком трудно, поскольку они еще не успели ничего сделать в цифровом вещании.
На Региональная конференция радиосвязи 2006 года мы сказали, что в Украине может быть восемь мультиплексов. Потом изъяли первый-второй цифровые дивиденды — соответственно, остается четыре мультиплекса.
Но, к счастью, сейчас есть новые стандарты DVB-T2 и MPEG-4, которые дают 30–60% сжатия, а значит, можно увеличить количество программ в мультиплексе по сравнению с DVB-T. Есть и более современный стандарт сжатия HEVC, который позволяет поместить в мультиплекс еще больше программ.
Есть и другие способы. Например, если страна использует несинхронную MFN-сеть (как Украина. — ТК), то она использует больше частот. Чем больше частот — тем меньше мультиплексов. А если перейти к синхронной сети (SFN), то можно построить больше мультиплексов. Например, мы решили, что в Южной Африке будет четыре мультиплекса, но страна захотела больше. Тогда мы им сказали, что нужно использовать SFN. Они перестроили сеть заново — и получили семь мультиплексов.
— Как вы оцениваете результаты по переходу на цифровое вещание соседних с Украиной стран? Чей опыт оказался самым успешным, чей опыт показал проблемы?
— По-моему, есть много успешных примеров: например, Латвия, Польша и Венгрия. Они начали процесс раньше и успели его вовремя закончить, там были приняты необходимые политические решения, была проведена хорошая информационная кампания, и все население знало, что нужно сделать для перехода на цифру.
Что касается проблем. В некоторых странах Европы случалось, что когда выключали аналоговый сигнал, какая-то область оставалась без эфирного телевидения. Это может быть большой проблемой. Самое главное — иметь обратную информацию от населения. Также могут возникнуть проблемы с обеспечением сет-топ-боксами. В большинстве стран незащищенные категории населения субсидировались государством. Поэтому государству необходимо найти финансирование.
— Что сейчас должна сделать Украина, чтобы переход на цифровое вещание оказался успешным, безболезненным и эффективным?
— В Украине уже работает четыре мультиплекса. Очевидно, люди уже что-то об этом знают. Если в мультиплексах хорошие программы, люди будут переходить на цифровое эфирное ТВ и не будут искать альтернативы на спутнике, в кабеле. Контент очень важен!
Также очень важна информационная кампания! Она не должна начаться слишком рано или слишком поздно. В других странах интенсивная кампания длилась три месяца. Две недели или месяц — об общих аспектах, а потом — о конкретных технических аспектах, что нужно купить, что нужно сделать, чтобы настроить прием. Как правило, это небольшие информационные фильмы.
Поэтому качество контента и информированность населения — это залог успешного перехода на цифру.
Фото предоставлено Ильхам Гази