День святой Валентёти, или Резиновая женщина – мечта поэта
В Международный женский день от социальных проблем женщин на экране остаются рожки да ножки.
8 марта. Международный женский день. Телепрограмма. Первый канал: праздничный концерт «Для вас, женщины, для вас, любимые». «Интер»: концерт Елены Степаненко «Бабы, вперёд!» (надо полагать, это о женщинах солидного возраста?) и шоу «Вечерний квартал. С 8 марта!». ТРК «Эра»: концерт Михаила Поплавского «Я вас люблю» и конкурс «Королева Украины – 2008». «Украина»: концерт к 8 марта «Песни для любимых». Вот, кажется, и всё. Специальных программ к Международному женскому дню, похоже, больше нет, тема эта растворилась в обычной субботней сетке каналов, о ней более или менее вскользь, в зависимости от контекста, упоминают в выпусках традиционных для субботы программ, но по большей части в том же ключе: милые, любимые, бабы.
Если вдуматься, звучит по-иезуитски: есть общество – и есть любимые им, обществом, некие отдельные от него, общества, существа. Есть субъект – и есть объект. Как в анекдоте «из восточной жизни»: юный джигит подходит к отцу с дочерью: «Могу я подарить вашей богине, вашей принцессе, вашей фее цветы?» – «Буду очень рада», - признаётся девушка. – «Молчи, презренная, не тебя спрашивают!», - отвечает юный поклонник.
Едва ли не единственная попытка отойти от шаблона была предпринята на «Свободе Савика Шустера» («Интер», 7 марта) и потерпела крах. И ведущий, и гостья студии Елена Ханга прикладывали героические усилия к тому, чтобы разговор шёл о социальных проблемах женщин, об отношении государства и общества к ним. Но стоило микрофону оказаться в чьих-либо других руках – и тут же дискуссия съезжала на заезженную восьмомартовскую тему: как влюбиться, как найти мужчину, как поставить его на место и как выколотить из него деньги; кто в семье убирает и готовит и прочее «любит-приголубит». Присутствующие в студии женщины – все как одна успешные в своих публичных профессиях артистки, депутатки, журналистки – говорили так, словно слово «женщина» у них ассоциируется с интимно-домохозяйственной сферой и больше ни с чем, словно именно их перу принадлежит бессмертное «да убоится жена мужа своего», а свою карьеру они сделали по некоему непонятному недоразумению.
Исключений было немного. Адвокат Татьяна Монтян, говорившая, что с женщиной будут обращаться так, как она позволит, пусть даже утверждала она это тоже применительно к семье. Немножко Маша Ефросинина, упомянувшая о самооценке женщин. Да ещё Лилия Григорович, произносившая длинные тирады вообще непонятно о чём, но очень патетично. Валерий Хорошковский был совсем оригинален и предложил поговорить не о том, что унижает женщину в обществе, а о том, что её возвышает. Надо полагать, в стиле: «Ах, какие красавицы! А как готовят! А как носки штопают!». Его поддержала Алёна Мозговая. Вспомнилось российское телевидение пятнадцатилетней давности. Была такая программа «Тема», которую вёл Влад Листьев, и в которой поднимались острые социальные проблемы. А потом пришла Лидия Иванова и первый же свой выпуск посвятила тому, как бороться с тараканами. Именно так было здесь: Шустер и Ханга отчаянно пытались предложить зрителям «тему», а гости говорили всё больше о «тараканах».
Победную для «тараканов» точку поставил Леонид Кравчук. Когда большинство присутствующих проголосовало за то, что государство, а не только сами женщины, должно решать их социальные проблемы, он подытожил это так: это, мол, урок для мужчин, которые должны окружить женщин заботой и любовью. Из дому, что ли, одних и без платка не выпускать?
К концу программы Ханга не могла скрыть разочарования, да и Шустер как-то обескуражено обронил: вот в Италии, мол, женщины только и говорили бы в этот день о том, что их унижает и как с этим бороться... Да, ещё нельзя не вспомнить Анну Герман, которая внесла в разговор свежую струю. Миллионы украинских женщин зарабатывают в западных борделях! – гневно воскликнула она. Вот уже двадцать лет ведутся непрерывные разговоры об «интердевочках» и западных борделях, и все эти годы практически не слышно о «девочках с Окружной дороги» и борделях отечественных. Понимать, по-видимому, следует так: плохо не то, чем эти женщины занимаются, а то, что они «Родину предали»; зарабатывали бы тем же самым в родных пенатах – то и на здоровье. Миллионы соотечественников, тем временем, выносят из материалов СМИ убеждение: трудовая эмиграция – это работа в борделях и именно там. Такой вот вклад журналистов в дело защиты женщин, их чести и достоинства...
Что показала «Свобода Савика Шустера» – так это впитанное с молоком матери отношение подавляющего большинства украинцев к Международному женскому дню как к празднику, когда всякие разговоры, кроме как про лямур-тужур-бонжур, неуместны. «Многолюдные акции в защиту прав женщин состоялись в этот день в Тегеране, Торонто, Бомбее, Иерусалиме и далее везде», - традиционно сообщают в этот день выпуски теленовостей и продолжают тему ликами улыбающихся соотечественниц, которым дарят цветы и говорят комплименты. Просто-таки «спасибо товарищу Сталину за наше счастливое женство». Вот только некоторые знакомые женщины говорят: «Я не отмечаю этот праздник». Они 8 марта могут не смотреть телевизор – что, впрочем, и делают: для них в этот день там ничего нет.
Телевизионное и прессовое 8 марта, по сути, не изменилось за последние 30 – 40 лет, в этот день нас словно возвращают в СССР. Как сообщает Википедия, Международный женский день сегодня является официальным праздником в Азербайджане, Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Вьетнаме, Казахстане, Китае, Кубе, Киргизии, Македонии, Молдове, Монголии, России, Сальвадоре, Сербии, Таджикистане, Узбекистане, Украине и Черногории. По странному стечению обстоятельств, все, кроме одной, из перечисленных стран – это не просто бывшие коммунистические, но именно те страны, где коммунизм принимал наиболее жёсткие тоталитарные формы. К чему бы это?
Изначально 8 марта было, а везде, кроме перечисленных стран, и осталось днём борьбы женщин за свои права. И вот в далёком ноябре победила октябрьская революция. Можете ли вы представить себе женщину, вышедшую на Крещатик бороться за свои права в 1937 году? Я – не могу. И даже во время хрущёвской оттепели, и сразу после неё, когда 8 марта 1966 года стало в СССР государственным праздником, - тоже не могу. Вот в этом слове «праздник» всё и заключается. Как можно было отучить женщин бороться за свои права, но так, чтобы это не выглядело очевидным подавлением их стремления к равноправию – как это было бы, если бы всякое упоминание о 8 марта было объявлено антисоветским и запрещено? Единственным способом: превратить день борьбы в официозный праздник. Подменить сущность. Мол, женский вопрос в СССР окончательно решён, и не остаётся ничего другого, как только дарить женщинам лютики-цветочки (а в остальные дни, выходит, можно и не дарить). Точно так же первомайские демонстрации с портретами «дорогого Леонида Ильича» слишком уж опосредованно напоминали о международной солидарности трудящихся. Тот факт, что остальные праздники были ещё более официозными, чем 8 марта, ничего не меняет. А возможно, в этом и состоял замысел: сделать Женский день несколько менее официозным, оставить в нём лазейку для личного, домашнего, семейного – и весь эмоциональный запал «трудящихся женщин» гарантированно уйдёт именно туда, в цветы, подарки и поцелуи. О какой-то там борьбе за свои права никто и не вспомнит, а сам Международный женский день гарантированно превратится в некий советский аналог Дня святого Валентина.
«Матери-основательницы» Международного женского дня боролись за то, чтобы женщины вышли наконец из гетто Kueche – Kinder – Kirche и стали играть заметную роль в обществе. А что мы воспеваем в день 8 марта теперь, кого в этот день превозносят СМИ? Женщину – красавицу, женщину – любимую, женщину – мать, женщину – хозяюшку, женщину – кухарушку. Международный женский день по-постсоветски просто-таки носом тычет женщин именно в ту общественную роль, с которой они в этот день, по идее, должны были бы бороться.
А бороться есть с чем. Украинское общество очень далеко от гендерного равенства. Понаблюдайте как-нибудь за реакцией зевак, столпившихся вокруг столкнувшихся автомобилей, за рулём одного из которых была женщина. Симпатии едва ли не всех будут на стороне мужчины: он, мол, трудяга, а она заработала машину в постели. Сейчас, в 2008 году, многие уверены: никаким иным способом женщина заработать не может. Другая сторона той же медали: деловая женщина, рассуждая о феминизме, может вскользь заметить: «И на чёрта мне муж, который не может купить мне шубу за 10 тысяч долларов?!»… Культура празднования 8 марта, в том числе в СМИ, вполне укладывается в подобную систему воззрений.
В советские времена под шум поздравлений с «праздником весны» женщины нередко получали меньше, чем мужчины за ту же работу, продвигаться по службе им было труднее, да и на работу их брали не слишком охотно. Но на публичном уровне женщины были равными с мужчинами в своём бесправии: винтики, как известно, пола не имеют. Сегодня реальные отношения в обществе вышли наружу, и гендерные в том числе. Нет, дело не в том, сколько женщин являются депутатами Верховной Рады. Возьмите типичное интервью с известной певицей или актрисой в популярном журнале. Вы почти обязательно найдёте там вопрос: «У вас же такой богатый муж, зачем же вы продолжаете работать?». Иными словами: зачем вы страдаете актрисой, если вполне благополучно могли бы себе жить содержанкой? Те же глянцевые журналы рисуют образ благополучной женщины, вся жизнь которой состоит из бутиков, парикмахерских и косметических салонов. Иначе говоря, женщины, зарабатывающей себе на жизнь исполнением... ммм... гендерных функций. Усилиями многих СМИ в общественном мнении поддерживается образ идеальной женщины как такой, которую не только с первого взгляда, но и после продолжительного общения не отличишь от резиновой. Которая хлоп-хлоп ресницами – и словно партизан. У которой внешность – она же личность. Которая самореализуется и делает карьеру раз и навсегда – в загсе. Впрочем, возможно, не совсем навсегда, а лишь до того момента, пока не подвернётся более удачная должность... пардон, партия. Именно такой взгляд на женщину и доминирует 8 марта.
Нет, речь не идёт о том, чтобы отменить праздник, не поздравлять женщин и не говорить им комплиментов, а эфир заполнить репортажами с полей гендерных баталий. Но почему, почему же даже успешные, известные, самостоятельные, независимые, самореализовавшиеся в обществе женщины в этот день, как по команде, пряча глаза, начинают нести что-то маловразумительное в стиле «я у мужа дурочка»? Почему они будто стесняются заявить: «Я – женщина, сделавшая себя сама!», – и рассказать, что им мешало, и как они это преодолевали? Хотя бы чтобы быть примером для других? Почему именно в этот день выглядит так, словно женщина, живущая не только грёзами о принце – это нечто постыдное? Почему ожидаешь увидеть если не рафинированных интеллектуалок, то нормальных рассудительных женщин, которым есть что сказать, – а натыкаешься в эфире сплошь на играющих роль кисейных барышень?
Нет, конечно же, украинцы имеют полное право отмечать 8 марта каждого года праздник традиционной роли женщины в патриархальном обществе. СМИ имеют точно такое же право раз в году, 8 марта, возвращаться в советские времена. Вот только причём здесь многотысячные женские манифестации в Нью-Йорке, Рейкьявике и Уагадугу? Причём здесь Международный женский день, если от социальных проблем женщин на телеэкранах остаются рожки да ножки? Неужели только для того, чтобы убедить зрителей и читателей, как плохо живётся бедным женщинам на загнивающем Западе?
А может, всё дело в том, что на нашем телевидении и в печатных СМИ вообще остаётся всё меньше места для социальных проблем и всё больше – для светской хроники и прочего «любит – не любит»?
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Коментарі
10
алевтина
6082 дн. тому
Господи, девочки, что ж вы думаете, мужчина не унижен сегодня, когда не может купить самого необходимого и т.д. Некоторые уже и интимные места для выживания научились подставлять, совсем как мы. Да, социалка нужна, но почему для женщин нужно делать скидки? Опять "особое положение"? За что боролись, на то и напоролись? Мужчинам ещё хуже, вот и орут дома на жён и детей
Olena
6096 дн. тому
Superb!
Do Sergija: govorulu-balakalu, silu i zaplakalu...
Cергій
6099 дн. тому
Стаття так собі з претензією на "новомодний стиль актуальності проблеми" щоб знову забути про головне. В нас є свої давні національні свята хочаб ж тей же "День матері" про який всі згадують рідко.
В кожного є Мати й призначення кожної жінки бути Матір’ю. Ось й тоді можна згадувати й Маму і кохану жінку, сестру, подругу...
Nataly
6099 дн. тому
Статья и в самом деле хорошая, что случается (последнее время особенно) редко на Телекритике. Спасибо автору.
К сожалению, такой взгяд - вина не только (или не просто?) сми. это отражения нашего сознания, это общественное мнение. и, честно говоря, очень странно, что именно так все происходит, и что Украина не присоеденилась к те странам, в которых проходили митиинги и манифестации феминисток, людей,пытающихся добиться справедливого -равноправного отношения к м и ж. А странно потому, что в Украине есть люди, которые поднимают такие вопросы. и их, к счастью, уже много.
6099 дн. тому
прекрасная статья, и все в ней верно. Но... Как в студии никто не развил тему унижения современной женщины, когда г-жа Герман в кои-то веки сказала созвучную многим мысль,мол,да, сегодня в магазинах можно купить все и без унизительного стояния в очередях, но женщины чувствуют себя униженными,когда не могут купить самые необходимые порой вещи, так и в статье этот ее пассаж остался незамеченным. В студии тему "смазал" и закрыл г-н Табачник, а здесь-то кто автору помешал заметить? P.S.Поклонником г-жи Герман не являлся и не являюсь, поэтому политическую ангажированность прошу не приписывать
Зрительница
6099 дн. тому
Спасибо большое!
Получила огромное удовольствие от статьи! Наконец-то прозвучала умная, не коньюнктурная, не заказная мысль.
Согласна с каждым словом, а последний абзац - это МЫСЛЬ!
Саша
6099 дн. тому
К концу программы Ханга не могла скрыть разочарования, да и Шустер как-то обескуражено обронил: вот в Италии, мол, женщины только и говорили бы в этот день о том, что их унижает и как с этим бороться...
Какой тон задал ведущий - такое шоу и вышло. Савик, нечего на зеркало пенять...
Наталья
6100 дн. тому
Спасибо за статью. Хоть кто то сказал, что социалка не просто нужна, необходима.
андрій кокотюха
6100 дн. тому
враження від цього тексту висловлю цитатою з пісні групи "Мумій Троль": "ЗДОРОВО, ВЕЛИКОЛЕПНО!"
Работник канала
6100 дн. тому
Редкая умная и хорошая статья на Телекритике.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ