И вся жизнь — терешком...
Её пример — другим наука.
Жила себе Валентина Терешкова. 57 лет назад она слетала в космос и стала первой женщиной-космонавткой. В течение целых 19 лет оставалась не только первой, но и единственной женщиной, побывавшей в космосе.
До совсем недавнего времени Валентина Терешкова была известна всему миру только этим. Разумеется, далеко не так известна, как Юрий Гагарин — но в табели о рангах истории освоения космоса она шла второй, следом за ним.
Да, ей было далеко до Гагарина. Гагарин объездил после полёта всю планету, и везде его принимали, как звезду. Он не перебарщивал с советской пропагандой, а делал акцент на том, что является представителем всей планеты Земля. Гагаринское обаяние, его непафосность создавали стопроцентно голливудский образ «героя — простого парня».
Терешкова так не умела. Она была пафосной. Её образ был стопроцентным образом советской женщины с агитационного плаката - «немодная, принципиальная». Теперь, когда на её лице видны несомненные признаки пластической хирургии, которая в СССР когда-то считалась приметой «западного разложения», задаёшься вопросом: насколько искренним был её тогдашний советский пафос?
Терешкова не стала звездой. Тем не менее, её имя стало вехой на пути человеческой цивилизации в будущее. Именно в таком качестве она бы и осталась в истории — и осталась бы навсегда.
Недолгий полёт — и мировая слава на века. Только специалисты знали бы, что она очень тяжело перенесла полёт. Только исследователи-буквоеды помнили бы, что среди женщин, которых готовили в космонавты, она по результатам была далеко не лучшей, а выбрали именно её только по той причине, что у неё было то, чего не было у её подруг-соперниц — она была представительницей «рабочего класса», а не интеллигенции. Все эти данные знал бы узкий круг, а для мира она оставалась бы первой женщиной, покорившей космос — безо всяких «но».
Её именем уже полвека как называли улицы. Да, при Хрущёве было строго запрещено называть улицы в честь живущих, и только для троих было сделано исключение — для Гагарина, для второго космонавта Германа Титова и для неё, Терешковой.
После полёта Терешкова жила этой славой. Она была председателем Комитета советских женщин — громкая, но ничего не значащая должность, предусматривавшая в основном сидение в президиумах всевозможных официозных мероприятий. Советская номенклатурная синекура. Помните: «Крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом»? Вот так и Валентина Терешкова работала Валентиной Терешковой. Что, собственно, делает и поныне — нет никаких сомнений, что в российской Госдуме она оказалась именно в качестве осколка советского прошлого и ни в каком другом.
Настолько откровенно формальной была её должность, что даже после падения коммунизма к Терешковой ни у кого не было никаких претензий. Она просто умудрялась после своего пролёта в космос не совершать больше ничего — вообще ничего. Ехала по жизни на инерции своего полёта — ехала и ехала.
И вот вдруг бес попутал. Лысый, низенький, властолюбивый бес. Впервые за более чем полвека партия сказала: «Надо!» - и, приученная к советской дисциплине, Терешкова не могла не ответить: «Есть!» Втягивать в сомнительные авантюры 83-летнюю женщину — разумеется, неэтично, но разве когда-нибудь Путин был деликатным?
Конечно же, никто не поверит, что Терешкова по собственной инициативе предложила обнулить президентские сроки Путина. Об этом говорит хотя бы хронометраж: сразу после выступления Терешковой возник вопрос «спросить у самого Путина», Путин по телефону тут же согласился и сразу же примчался в Госдуму с уже заготовленной бумажкой своего выступления. На это ушло ровно столько времени, сколько Путину понадобилось, чтобы приехать — бумажка, вероятно, возникла моментально. Или же уже существовала до выступления Терешковой.
Давно известно: Путин очень любит символичность. И то, что предложение по увековечиванию его президентства провозгласила Терешкова — это была отсылка к «великому советскому прошлому». И дата голосования за поправки к российской конституции — в день 150-летия со дня рождения Ленина — тоже, вероятнее всего, не случайна. Поняла ли Терешкова, что её снова выбрали не как личность, а как символ?
Как бы то ни было, а своим выступлением в Госдуме она перечеркнула тот образ, в котором и за счёт которого жила почти 60 лет. Перечеркнула свою славу. Теперь она войдёт в историю как человек, предложивший Путину превратиться в диктатора уже и с формально-правовой точки зрения. Как человек, под видом поправок поправший российскую конституцию и права россиян. Как человек, «отмывший» путинский переворот. Как несомненно одиозный персонаж.
А первая женщина, побывавшая в космосе? Теперь это останется под рубрикой «да, кстати». Так, между прочим. Мелким шрифтом. Теперь Терешкова запомнится совсем не этим. По сравнению с её ролью в истории российского падения в диктатуру полёт в космос — это теперь такая мелочь!
Ну, а Путин? А ему на Терешкову плевать. Подумаешь, какая-то Терешкова! Советские достижения — и Победа и освоение космоса — для него имеют всего лишь прагматическое значение. Он — теперь император. А Терешкова — его подданная. Пыль под его ногами.