Владимир Зеленский и «еврейский вопрос»
Аспект, который лучше было обходить стороной до выборов, но который не мог и не может не обратить на себя внимание.
Владимир Зеленский никогда не скрывал своего еврейского этнического происхождения. Об этом знали все. И это совсем не стало помехой для того, чтобы он с разгромным счётом победил на президентских выборах. Но дело даже не в этом. За время всей крайне нервной и подчас даже грязной избирательной кампании так и не попалось на глаза – ни разу не попалось, – чтобы кто-нибудь из противников прибегал к происхождению Зеленского как к предвыборному аргументу. Даже в условиях далеко не деликатной избирательной кампании антисемитских проявлений ни в СМИ, ни в риторике политиков не было – вообще не было! Наверное, где-то они и встречались, но это было настолько маргинальным, что в общеукраинском масштабе совсем не было заметным.
Только теперь, уже после выборов, что-то в таком дуже высказал лидер Нацкорпуса Андрей Билецкий. Да и то очень аккуратно, так обтекаемо, что и не поймёшь, что он имеет в виду: «Это не наш кандидат. Обсуждать плюсы и минусы нет смысла. Зеленский априори ментально не может быть выразителем национальных интересов украинского народа». Может, Билецкий имел в виду продолжительную артистическую карьеру Зеленского для российской публики?
Вот вам и весь пресловутый «украинский антисемитизм». Вот и всё встало на свои места: легенды об этом «антисемитизме» - плод чужих пропагандистских фантазий. Российская пропаганда в очередной раз оказалась пшиком, мыльным пузырём.
Совершенно не зря с самого начала президентской каденции Петра Порошенко российская пропаганда стала подкидывать в том числе и в украинское информационное пространство слухи (а ещё с советских времён преднамеренно сгенерированные слухи — проверенное оружие КГБ) о том, что якобы Порошенко — на самом деле Вальцман. Не помешало даже то, что Порошенко окончил факультет международных отношений и международного права КГУ, а на этот факультет, равным образом как и на другие престижные, евреи в те годы не могли поступить ни при каких обстоятельствах. Их просто не принимали — тупо не принимали, даже если евреем оказывался всего лишь кто-то из близких родственников. Валили на собеседовании, на экзаменах, находили зацепки, говорили: «Ну, вы же сами понимаете». Сейчас это трудно представить, но так, да, было — и не при «националистах и бандеровцах», а под властью «интернационалистской» КПСС. (И, как и во многих других идеологических «поисках чистоты», в Киеве в большей степени, чем в Москве.)
Российская пропаганда очень надеялась, что этот вот «Вальцман» вызовет у украинцев массовый гнев. Она ведь представляла украинцев такими, какими сама же и нарисовала! Да, нашлись те, которые этому поверили. Тихо хихикали, перешёптывались — но не более.
А не далее, как прошлым летом в Белой Церкви разговаривал с вынужденным переселенцем из Донбасса, который даже здесь поддерживает «ту сторону». Он убеждённо восклицал: «Знаете, за что сражаются «повстанцы»? Они сражаются за то, чтобы Украиной не правили жиды!» По возвращении в Киев два часа покопался в блогосфере «той стороны» - от этого самого тезиса этими самыми словами рябило в глазах.
Вот она, вся разница между «националистами-бандеровцами» Украины и «защитниками идеалов интернационализма» с оккупированных территорий! Да наша государственная синекура под названием «Минстець» давным-давно была ОБЯЗАНА сделать из этой постоянно обновляющейся информации конфетку, с удовольствием глотаемую по всему земному шару! Делать-то, собственно, особо ничего и не надо было бы, просто собрать подборку ярких и говорящих сами за себя цитат со ссылками на первоисточники — только и всего, работы на полтора часа с пятью перерывами на кофе! Где же оно, где?
Что касается россиян. Казалось бы, избрание Зеленского президентом, как и назначение премьер-министром Владимира Гройсмана несколько лет назад, должно было бы в сознании россиян разломать все нарративы российской пропаганды об украинцах, Майдане и «хунте». Разбить на щепки, в труху, к чёртовой матери. Но — нет, не разбило. Российская пропаганда долго и упорно к этому готовилась. Помните, как после крушения малайзийского пассажирского лайнера российская пропаганда выдавала в эфир сразу по несколько взаимоисключающих трактовок? Таких, которые не могли существовать вместе, потому что разбивали друг друга — но существовали? Такое повторялось с тех пор не раз — и доныне. Россияне привыкли жить в плену взаимоисключающих объяснений — и верить всем им одновременно. Верить, что после победы Майдана в Украине «фашисты будут евреев с балконов сбрасывать», и одновременно верить, что эти «фашисты» - «жидобандеровцы». Российская пропаганда приучила их жить в мире несовместимых противоречий и считать их соединение гармоничным и естественным. Российская пропаганда совершила то, что никак не удавалось советской пропаганде в брежневские времена – она отучила людей думать, отучила их логически воспринимать окружающий мир. Земля круглая и плоская одновременно? А почему бы и нет?
Сегодня остаётся только вспомнить, как вскоре после провозглашения независимости по патриотическим СМИ вдруг покатилась мутная антисемитская волна. Вспомним хотя бы очень популярный в те годы «Вечірній Київ» Карпенко. «Вскоре» - это года через два – три, не сразу. Антисемитизм выплеснулся тогда в публичную, даже в публично-политическую плоскость, немало даже уважаемых деятелей вдруг, как по команде, стали убеждать аудиторию, что настоящий украинский патриот должен быть антисемитом. Не избежал этого, скажем, Левко Лукьяненко. С другой стороны, Вячеслав Чорновил и его газета «Час/Timе» отчаянно сдерживали эту грязную волну. Примечательно, что этой грязной волне противостояли издания, например, ОУН(М) – такие, как «Українське слово».
Обратим внимание и на этот факт, и на указанную задержку в несколько лет. Представляется вероятным, что это время понадобилось для того, чтобы кто-то где-то (и можно даже догадаться, кто и где) отчаянно искал и всё-таки нашёл способ привести в движение спусковой механизм. Используя и полезных идиотов, и перекрасившихся в сине-жёлтое скрытых агентов советского КГБ – а таких со времён «борьбы с буржуазным национализмом», равно как и «борьбы с сионизмом», было немало. Нелишне вспомнить: в те же самые годы в украинской патриотической среде широко распространялись идеи борьбы за украинский язык – против вывесок латинским алфавитом, даже против английских и латинских заимствований в украинском языке. Русские над этим во всю силу потешались (многие потешаются и до сих пор – вспомним ту же «спалахуйку»), украинцев это отвлекало от того, что вовсе не со стороны латыни и английского исходила угроза украинскому языку.
…Три с половиной столетия назад Россия получила в пользование огромную страну, где жили многие миллионы украинцев и миллионы евреев. Два народа, которые за годы жизни рядом друг с другом обрели много общих черт – и в языке, и в характере. В конце концов, знаменитый одесский говор («смеяться с…», «я имею выйти») – это же чаще всего калька с украинского! И тех, и других стали изо всех сил русифицировать. И украинцев, и евреев лишали прав – и возвращали их после «перевоспитания». Даже будучи внешне русифицированными, даже после сталинского и гитлеровского геноцидов и те, и другие отчаянно не хотели становиться русскими, берегли своё главное достояние – свободу и личную независимость. Да, часто превращавшиеся в крайний индивидуализм – именно от того, что их хотели отобрать, вытравить, уничтожить. Империя разделяла и властвовала, натравливала украинцев и евреев друг на друга, в том числе и пропагандой, рисовавшей их заклятыми врагами. Почти четыреста лет это делала – и так и не смогла.
В Украине были погромы? Но вспомните, что погромщики выкрикивали, когда призывали «бить евреев». «Рятуй Украину»? Нет, они кричали: «Спасай Россию!» Да, погромы в Украине были, а в России нет – но только потому, что территория России не входила в черту оседлости, и в России евреи массово не жили – им не было дозволено. «Нет евреев – нет проблемы», зато теперь российская пропаганда рисует Россию белой и пушистой.
А на Владимире Зеленском лежит историческая ответственность – не знаю, понял ли уже он это. Будет его президентство удачным – и даже малейшие проявления «еврейского вопроса» исчезнут из повестки дня в Украине навсегда. Станет оно неудачным – может случиться и резкий всплеск антисемитских настроений.