О чём проговорился Сурков
В центре внимания последней недели оказалась статья российского придворного политолога и идеолога Владислава Суркова в российской же «Независимой газете» (ознакомиться с этим шедевром логического абстракционизма можно здесь).
Многие пассажи из статьи вызывают эффект «хоть стой, хоть падай» - возможно, именно на это они и были рассчитаны: при всём желании трудно представить себе человека в здравом уме — пусть даже российского человека, который высказывал бы всё это искренне, на полном серьёзе и без издёвки.
Ну, вот, например: «Иллюзия выбора является важнейшей из иллюзий, коронным трюком западного образа жизни вообще и западной демократии в частности». Иллюзия — понимаете, иллюзия и не более. О Западе же: «Имеется широкий выбор подлецов и запутанные правила». В отличие от России.
А что вы подумаете, услышав фразу «глубинный народ» (в другом месте - «глубокий народ»)? Моё воображение рисует единственную картину: тот народ, который «соображает на троих» где-нибудь за углом. Социальные низы. Люмпены. Глубиннее не придумаешь. Потому как приличный человек, услышав это о себе, оскорбиться может.
И этому самому «глубинному народу» непременно нужен Путин, потому что без него просто никак. Причём Путин, в руках у которого сходились бы все нити управления. Только вот в чём вопрос: если без Путина — никак, то, выходит, этот народ сам по себе ни на что не способен? Не является самодостаточным, а проще говоря, нежизнеспособен? Хорошенького же мнения Сурков о российском обществе, нечего сказать. И вот в расчёте на маргиналов, то бишь этот самый требующий погонщика глубинный народ, и ведёт себя российская власть, да?
Ну, а что касается демократии как иллюзии... Наконец-то Сурков прямым текстом подтвердил то, о чём до сих пор высказывались только предположения, и уже не раз. Он подтвердил, что российская власть искренне уверена: демократия — это везде всего лишь имитация, везде только для отвода глаз. Настоящей демократии, по убеждению Суркова, не существует и существовать не может. Как в России — так и везде. Только проклятый Запад требует от России того, что и сам только имитирует. Не позволяет России того, чем пользуется сам. Оскорбляет Россию, унижает, гнобит и дискриминирует. И поэтому ему, супостату, нужно врезать как следует. Вот откуда у российской власти убеждённость в злопакостности Запада, в его ненависти к России, в русофобии — Сурков предельно ясно это высказал. Вот откуда российская обида на Запад, чувство уязвлённости. А гибридная война против Запада в понимании российской власти — это всего лишь борьба за якобы равноправие, за эмансипацию. Справедливое, одни словом, дело - «можем повторить».
И, разумеется, Сурков никогда не написал бы свой опус, если бы не был уверен: Путин думает точно так же.