Журналистика заговоров
Не столько эта статья (Кати Горчинской в The Guardian. - ДМ), сколько сегодняшний эфир в "Час-тайме" с Мелиндой Геринг лично у меня вызывает одну реакцию: "Что это было?"...
Я не хочу сейчас вмешиваться в дискуссию вокруг статьи в The Guardian, вокруг постов Кати Горчинской о троллях, ботах, вокруг вопроса о том, ведется или нет кампания против "Громадського" (мой ответ - ведется, другое дело, что далеко не однозначны причины, и ведется не только теми, кого называет само "Громадське").
Мы уже готовим в редакции ДМ серьезный материал о происходящем в медиасреде Украины.
Пока же замечу только две вещи:
- я лично, как глава ГО "Детектор медиа", также Светлана Остапа, а прежде всего Оксана Романюк из ИМИ - принимали самое активное участие в том, чтобы защитить "Громадське ТВ" в его конфликте со штабом АТО, Минобороны, и от нападок в соцсетях в связи со съемками в Авдеевке. Так вот: одним из самых активных и эффективных помощников нам в этом выступал пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко. Плюс Марина Безкоровайная, ОБСЕ, и замминистра информационной политики Татьяна Попова. АП помогало разрешить конфликт с максимальным учетом интересов "Громадського"! Администрация президента - все услышали?:). И точно так же буквально через несколько часов после убийства Павла Шеремета тот же Святослав Цеголко позвонил с вопросом: "Подскажите, что еще можно сделать и что, может, мы делаем неправильно?" Наверняка звонил Свят не только мне...
- я темой медиа занимаюсь с 1997 года. То есть по крайней мере имею какой-то опыт. Так вот, ответственно заявляю: при всех непростых процессах в нашей политической и медийной жизни говорить о том, что у нас, якобы, сейчас ухудшилась ситуация со свободой слова, что идет инициированное властью наступление на права журналистов - это значит говорить неправду. И это абсолютно безответственно и опасно в условиях войны с внешним агрессором и его нарастающей поддержки обывателями на Западе. Тем более, делать это на внешних, зарубежных площадках.
И результат таких действий не заставляет себя ждать - что засвидетельствовало и упомянутое интервью представителя Atlantic Council. И сегодняшние звонки от международных организаций с вопросами о том, ЧТО у вас тут происходит, такой активный ОТКАТ в свободе слова...
Уважаемые коллеги за рубежом: нет у нас ОТКАТА. Есть проблемы, их много, есть вызовы, их много. Но то, что у нас на общенациональных телеканалах выходит до десятка программ журналистских расследований, посвященных коррупции в самых высоких эшелонах власти - разве не является убедительным свидетельством, что рассказать правду у нас есть где, в том числе - и на государственном канале, кстати? А то, что два из пяти самых рейтинговых телеканалов страны - "Украина" и "Интер" - изо дня в день критикуют власть и пиарят "Оппозиционный блок"? А то, что в де-факто воюющей стране выходят в эфир, в печать издания, огромными тиражами, финансируемые бывшими соратниками Януковича и наверняка московскими деньгами?.. Я могу перечислять еще и еще доказательства того, что в стране есть реальный плюрализм и мнений, и СМИ.
Одновременно то, что журналистам-расследователям ВСЕГДА сложно, трудно и опасно работать в ЛЮБОЙ стране, включая самые демократичные - это тоже не является ни для кого тайной.
И если честно, я в шоке от того, что можно так легко обычные профессиональные риски, которые не могут не усилиться в воюющей стране, воюющей как с врагом внешним, так и с врагом внутренним, коррупцией в том числе - интерпретировать как заговор власти против всей свободной журналистики в стране.
Кажется, еще недавно мы все понимали, что главный враг свободы слова в Украине - это олигархи и олигархическая природа собственности на основные медиа. Разве что-то с тех пор поменялось? И разве процентов 70 населения страны вообще что-то слышало о ботах, троллях и войнах в соцсетях, которым так много внимания стали уделять многие из нас?
И разве кто-то из нас сейчас знает и понимает, кто и зачем убил Павла Шеремета?
Оригинал поста опубликован в Фейсбуке
Фото - www.thegreatcoursesplus.com