Спасибо, Глаша!
Цілком несподівано хвилі фейсбука винесли перед мої очі допис людини на ім’я Аглая Топорова – про Надію Савченко:
«Я в общем надеюсь на существование справедливого суда. И даже в деле Савченко. Но я абсолютно не могу понять, как ей можно сочувствовать. Как можно сочувствовать женщине, которая много лет сознательно добивалась того, что в руки ей дадут оружие и у нее появится возможность убивать людей? Как?...»
Вперше я почув про цю людину років десять тому. Її згадували мої колеги, називаючи по-дружньому – Глаша. Тоді в журналі «Детектор медіа» вийшло інтерв’ю з нею, в якому вона розповідала про особливості застосування російської мови в газеті «КоммерсантЪ» – там Аглая Топорова працювала рерайтером. Ще в неї був чоловік, забув, як звуть, але якихось особливо виразних лівих поглядів. Писав щось також. Потім я довго не чув про Аглаю, а тоді, невдовзі після Майдану, перед мої очі хвилями фейсбука винесло її допис: вона оголошувала, що виїжджає з родиною в Росію, оскільки все, що відбувається в Україні навколо неї, їй огидне.
…У пості Аглаї Топорової про Савченко зазначена локація: Санкт-Петербург, Росія. Вона виїхала. І, я так розумію, там написала про події в Україні книгу – «Украина трех революций», вийшла в Санкт-Петербурзі. Напевно, скоро до нас завезуть. І далі пише ось.
«…Мужчин, допустим, в армию забирают. Кому-то нравится кому-то нет. Для некоторых идея "защищать родину" становится профессией. От женщин в постсоветских странах никто, слава богу, этого не требует.
Честно говоря, не так важно убила Савченко корреспондентов росийского тв, важно, что она была настроена на то, чтобы убивать, задолго до конфликта Украины и России.
и не жалко, и наплевать на нее вообще. как на любую мерзость, с которой так или иначе можно столкнуться в повседневной жизни. вроде плевка на тротуаре».
Читаю це й відчуваю зовсім не те, що мав би. Відчуваю вдячність. І хочу її висловити, залюбки перейшовши на мову адресатки.
Спасибо тебе, Глаша!
Ты сделала правильный выбор. Я всегда думал, что, если бы обстоятельства сделали из меня русского, а не украинца, я непременно уехал бы в Россию. Потому что это правильно, это честно, это гармонично: быть русским, говорить и думать по-русски, жить в России. Это вообще моя розовая утопическая мечта – чтобы каждый человек жил там, где ему хочется и дышится вольно.
Ненавидеть Украину при этом не обязательно, но, если уж ненавидится, то лучшего места, чем Россия, для этого занятия не найдешь. Вокруг единомышленники, при власти свой сукин сын, национал-предатели в информационных резервациях. Можно жить целостно.
Я рад за тебя. И мне совсем безразлично, то ты ненавидишь мою страну, Глаша. Нет даже энтомологического интереса (это из Акунина, да) к тому, как именно ты её просклоняла в своей книге. Мало ли кто и что чувствует там, за поребриком, к нашей стране. Главное, что это уже не наша с тобой общая страна.