Юлия Тимошенко и Виктор Янукович как герои античной трагедии

19 Жовтня 2011
15919
19 Жовтня 2011
14:10

Юлия Тимошенко и Виктор Янукович как герои античной трагедии

15919
Юлия Тимошенко и Виктор Янукович как герои античной трагедии

... говорят: «Господь больше не наказывает людей, как он имел обыкновение делать во времена детей Израилевых, и терпит злых государей и злых людей». ...Но, читая обо всех этих вещах и прибавляя то, что Вы знаете сверх того, Вы сами можете понять, что никто или почти никто из злых государей и прочих, имеющих власть в этом мире и пользующихся ею жестоко и тиранически, не остается безнаказанным. Но не всегда это случается в тот день и час, когда этого хотелось бы тем, кто от них страдает.

Филипп де Коммин, «Мемуары»

 

Непрерывное торжество Виктора Януковича началась прямо с понедельника - когда пресс-служба президента Украины объявила, что Виктор Фёдорович дал интервью телеканалу «Евроньюс» - не хуже какого-нибудь Медведева.

 

Интервью это - из тех, что традиционно предваряют официальные визиты в столицу Евросоюза. Правда, наверняка уже сильно сомневаясь, состоится ли анонсированная поездка в Брюссель, тем не менее Виктор Янукович в тот же день дал интервью корреспондентам сразу полудюжины ведущих мировых изданий (The Times, The Wall Street Journal и др.), а также агентства Bloomberg. В общем, утёр нос заносчивому московскому коллеге. :)

 

Наверное, и даже наверняка в свободном общении с представителями ведущих западных СМИ Виктор Фёдорович высказался о наболевшем и накипевшем. Рассказал много важного и интересного о том, что «европейская интеграция Украины является неизменным приоритетом государственной политики Украины», и о том, что «интеграция Украины в Европейский Союз продолжается уже много лет. И очень многое сделано, чтобы приблизить эту цель», - так многообещающе об этом большом интервью сообщила пресс-служба главы государства.

 

Однако из всего этого долгого и (наверное) серьёзного разговора представители медиа в качестве главного вывода вынесли практически одно: Тимошенко будет сидеть. «Украинский президент отклонил протест Евросоюза против приговора Тимошенко» (Bloomberg); «Лидер намекает, что быстрое освобождение Тимошенко маловероятно» (The New York Times); «Президент Украины занимает вызывающую позицию» (The Wall Street Journal); «Президент отвергает скандал с Тимошенко» (The Times).

 

Надо сказать, такое резюме, при всей своей поверхностности, в целом закономерно. Во всяком случае, оно куда более логично и оправдано, чем предшествующий вывод о будто бы обещании отпустить Юлию Тимошенко, который почему-то все поторопились сделать из заявления Януковича о «не окончательности» приговора экс-премьеру и ссылке на то, что «впереди ещё апелляционный суд».

 

 

Моя твоя не понимает

 

В эти недели (особенно в «послеприговорные» дни) создалось впечатление, что все участники околосудебного процесса категорически не понимают сигналов, которыми так интенсивно обмениваются через прессу. Причём исходное взаимное недопонимание усугубляется осознанием тем, что все вполне отдают себе отчёт в том, что это всё «не просто так», а именно важные адресные месседжи.

 

Первая ошибка лежит буквально на поверхности и заключается в убеждении, что вожди Партии регионов и лично Виктор Фёдорович страх как растерялись, поскольку совершенно не ожидали обрушившейся на них бурной международной реакции после осуждающего судебного вердикта.

 

Это совершенная нелепость - после многочисленных сообщений и «толстых намёков», а затем уже и вовсе недвусмысленных разъяснений, поступавших со всех сторон - от Европы, Штатов и России. Другое дело, что и намекавшие имели в виду не совсем то, что публично озвучивалось (озвучивалось непреклонное требование свободы Юлии Тимошенко), и воспринимались эти всё более грубые «намёки» и вовсе «мимо строк».

 

Судя по дальнейшим событиям, единственный вывод, сделанный Януковичем и его советниками, состоял в том, что Юлия Владимировна Тимошенко - невероятно ценный объект, в котором бесчисленные разновекторные ходатаи почему-то очень заинтересованы, и, следовательно, её судьба может являться козырем в переговорах. А козыри Януковичу и Азарову необходимы позарез, причём на всех игровых столах. С Россией бесперспективная газовая война постоянно упирается в железобетонную стену санкционированных Тимошенко договорённостей. С Европой переговоры об ассоциации тоже шли не блестяще - очень много звучало ещё с лета раздражённых высказываний (особенно Николая Азарова) о том, что без чётко обозначенной перспективы членства в ЕС соглашение об ассоциации окажется малозначащей декларацией.

 

Представление об особенной ценности Тимошенко в большой переговорной игре было абсолютно ошибочным. Но реальных козырей у вождей ПР, мягко говоря, негусто. А тут такой случай: забрезжила надежда не только вывести из игры беспрерывно раздражающую и вечно опасную конкурентку, но и заодно (по рекламному принципу «три в одном») получить хоть какой-то залог в газовой войне с Россией и в переговорах с Европой об ассоциации.

 

Поэтому дело Тимошенко было решено форсировать. Что сказал Виктор Фёдорович: решение ещё не окончательное, впереди апелляционный суд? И что это, по-вашему, означает? Правильно - приглашение к торгу. Типа: конечно, украинский суд - самый независимый суд в мире (а судья Киреев - надо полагать, самый независимый из всех независимых украинских судей), но решение не окончательное, и на стадии апелляции всё ещё может перемениться... Говоря совсем грубо: «Так что мы с этого будем иметь?»

 

Нет, конечно, вещи это совершенно никак между собой не связанные. Вот и сам Виктор Фёдорович ровно то же сказал в своей энергичной и многократно всеми цитировавшейся тираде: «Нравится это мне? Нет. Я неоднократно говорил, что это мне совсем не нравится, и я к этому процессу отношусь негативно». Почему-то эту суровую оценку поспешили отнести к решению судьи Киреева, но относилась она на самом деле не к вердикту, а к тому, что «этот вопрос» (о деле Тимошенко) - «мешает европейской интеграции Украины».

 

Стоит отметить неуклюжую и совершенно неубедительную (чтобы не сказать - «трусливую») попытку президента «дистанцироваться от решения суда» - как настойчиво и с совершенно серьёзным выражением на лицах повторяли Сергей Кургинян и Николай Сванидзе в очередном выпуске своего «исторического процесса», посвящённом обсуждению Тимошенко. Но западных контрагентов эта игра в «дистанцирование», вероятно, раздражает отдельно.

 

 

Трагическая комедия ошибок

 

Впрочем, главная ошибка, конечно, не в этом. Не исключено, что при других обстоятельствах (скажем, при других решениях суда) Запад, поморщившись, игру Януковича согласился бы поддержать. Но занятая украинской властью позиция ошибочна в принципе. Прежде всего, потому, что Юлия Владимировна Тимошенко ни для кого из участников переговоров с Украиной ровно никакой ценности сама по себе не представляет (об этом ниже). Поэтому, соответственно, никто за её освобождение из узилища ровно ничего предлагать Януковичу не собирался и не собирается.

 

Далеко не факт, что освобождение вообще входило в планы ходатайствующих за Тимошенко сторон. На свободе она неуправляема, непредсказуема и не склонна выполнять договорённости. Что с ней там, на свободе, делать, - большой вопрос, не имеющий решения.

 

Совсем другое дело - в тюрьме. Прекрасный объект для манипуляций, постоянный повод для обвинений и оказания давления на украинскую власть. Просто идеальный объект. Как говорил герой Лесли Нильсена, «лучшие заложники - это женщины: занимают мало места, мало едят, хорошо пахнут». И, что особенно важно, находясь в заключении, значительно ограничены в возможностях «неконструктивно» вмешиваться в дело священной борьбы за своё освобождение,и не мешают «рыцарям без страха и упрёка» зарабатывать на этой борьбе очки.

 

Бурная «спасательная» активность Арсения Яценюка - простой и очень наглядный тому пример. Впрочем, справедливости ради не стоит забывать, что довольно долго и сама Юлия Владимировна немало попиарилась, посещая в каземате Юрия Луценко.

 

Но, опять же, Тимошенко тоже совершила большую ошибку, чересчур переоценив силу зарубежного влияния на украинскую власть. Судебное разбирательство выглядело бы фарсом в любом случае, но и Тимошенко в качестве обвиняемой явно заботилась не столько о реальной защите (что при всех обстоятельствах пошло бы только на пользу) сколько о том, чтобы, вволю поглумившись над «режимом», сделать из своего освобождения (в котором, похоже, она не сомневалось) решительный триумф.

 

Это момент принципиальный. Не знаю, сознают ли Юлия Тимошенко и её штабные (из тех, кто хотя бы формально ещё не разбежались), что ни великая радикально-оппозиционная борьба, которую лидер БЮТ вела полтора года после поражения на выборах, ни её э... э... предельно независимое поведение в суде - не приостановили падение рейтинга экс-премьера. Но то, что освобождение из оков дало бы БЮТ мощный электоральный импульс (а также ускорило бы падение и без того «плывущих» позиций власти) - это все понимают очень хорошо.

 

Так же ясно это и для Януковича и его присных. Поэтому для того, чтобы «самая независимая» судебная власть получила от самой «не вмешивающейся» власти президентской отмашку на освобождение Тимошенко, причины должны быть очень веские. И условия - очень жёсткие, включающие, вероятно, одним из главных пунктов обеспечение неучастия леди Ю в политической жизни.

 

Но, как мы уже отмечали, переговоров о судьбе Юлии Владимировны (настоящих переговоров - с гарантиями и компенсациями) никто не ведёт, ничего взамен не предлагает. Разве что - теперь уже в отдалённой перспективе и как большое одолжение - то же самое соглашение об ассоциации (возможно, в ещё более урезанном виде - чтобы было куда двигаться и чем поощрять/наказывать).

 

С Россией - сложней, поскольку пока не известно, о чём договорились президенты в Донецке и чем на практике обернётся Договор о зоне свободной торговли СНГ, подписанный премьерами в Санкт-Петербурге. (В частности, пока не ясно, входит ли газ в список «изъятий» из договора, о которых сказал Азаров.) Теоретически не исключено, что Москва приблизилась к реализации своих экспансионистских планов. Но зато понятно, что спасению Тимошенко в этих планах места нет. Совершенно не похоже, что существуют какие-либо дополнительные секретные протоколы, предусматривающие решение её участи.

 

 

Европейский выбор и русский вопрос

 

Так всё-таки чего добивались (по крайней мере, на этапе до вынесения приговора) все те, кто ходатайствовал о Тимошенко? Все - разного.

 

Проще всего мотивы россиян. Не случайно в первые же часы после оглашения вердикта российский МИД обнародовал заявление об «очевидном антироссийском подтексте во всей этой истории» («антироссийском измерении» - как деликатно выразился Медведев в Донецке). Это означает: «записать обидку» - маленький дополнительный бонус на газовых переговорах (а также, вероятно, и на переговорах о зоне свободной торговли СНГ). Ничего личного - только бизнес.

 

Мотивы Запада сложнее, тоньше и разнообразней. Кристально чистая борьба за европейские ценности также, несомненно, играла роль. Но хотя «избирательная правозащита» бесконечно лучше «избирательного правосудия», есть и в ней какая-то несообразность. Конечно, западные лидеры довольно быстро спохватились и стали говорить уже обо всех «политических заключённых», но именно - вдогонку. И, если уж вести речь об узниках совести, то в набат нужно было бы бить уже почти год - сколько реально сидит Луценко, обвиняемый в нарушениях, которые не тянут не то что на «преступления», но которые и проступками-то назвать можно только в издёвку. Причём тут можно даже не прибегать к сравнениям с ужасами Межигорья и прочих боевых трофеев дерибанящих страну регионалов.

 

Опять же, очень специфично отношение Запада конкретно к Юлии Тимошенко. Напрасно ссылаются «по горячим следам» на неоднозначную публикацию Мэттью Камински в Wall Street Journal. Достаточно просто вспомнить очень серьёзные (и недешёвые) усилия, которые прилагал Запад, буквально выдавливая Юлию Владимировну из власти на завершающем этапе президентских выборов.

 

Представляется весьма вероятным, что если бы наши власти правильно истолковали бесчисленные месседжи и не заторопились с обвинительным приговором, спровоцировав обострение ситуации, всплеска негодования так бы и не было. Съездил бы Янукович в Брюссель, подписал бы там чего-нибудь под брюзжание евролидеров о том, что это большой и персональный аванс (т. е. «вы нам ещё останетесь много чего должны»). И дело Тимошенко так и продолжало бы висеть над ним Дамокловым мечом на конском волосе - тонком ровно настолько, чтобы сидящий под ним не забывал о незыблемости вечных ценностей.

 

Но вышло всё как-то не по нотам. В конце концов, на заре своего второго премьерства, в сентябре 2006 года, этот же самый Янукович с немалым скандалом отказался подписывать (там же, в Брюсселе) План действий по членству в НАТО (т. н. ПДЧ). Причём аргументировал он этот шаг (ставший первым шагом к досрочным выборам 2007 года и утрате премьерства) отнюдь не своей «антинатовской» идеологией, а совсем напротив - отсутствием в ПДЧ реального материального промышленно-экономического содержания.

 

Неправильное истолкование сигналов привело к тому, что был сделан ход. Ситуация пошла вразнос. Для европейцев (особенно накануне визита в Брюссель) приговор Тимошенко стал публичной коллективной (одной на всех) пощёчиной. А Янукович донельзя обижен, поскольку поднявшаяся волна обвинений и прямых ультиматумов нисколько не походит на предложение поторговаться, на которое он так рассчитывал. «Я не собираюсь никого умолять. Если есть необходимость встретиться - я готов. Если нет - я полечу дальше по маршруту» - цитирует «Лидера» New York Times. То есть, он действительно не понимает, что в нынешних обстоятельствах встреча совершенно невозможна. «Сейчас не то время, когда встреча с Януковичем в Брюсселе могла бы состояться» - констатирует руководитель представительства Евросоюза в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. Лучше Виктору Януковичу не знать, как это переводится с дипломатического.

 

 

* * *

 

Что в итоге? Для Тимошенко - ничего хорошего. Для Януковича (хоть он, наверное, и не знает) - тоже. Как и для государства, и для народа. Комедия ошибок буквально на наших глазах превращается в античную трагедию рока.

 

Осенью 1808 года, во время конгресса в Эрфурте, в коротком перерыве между обсуждением вопроса о судьбе Польши и высчитыванием размеров контрибуции, Наполеон нашёл время поговорить с Гёте - о литературе, об истории, о театре. В тот же вечер поэт записал: «Император... отрицательно относится к трагедии судьбы, она возникла в мрачные времена.

- Какой смысл имеет сейчас судьба? Политика - вот рок наших дней, - говорит Наполеон».

 

Иллюстрация - news.liga.net

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
15919
Коментарі
3
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
luk
4571 дн. тому
Валєро, така версія може бути, але одна вельми сумнівна теза: не факт, що після звільнення рейтинг Тимошенко виросте. Якщо він після посадки не росте, то чому він після звільнення має вирости? Ну а взагалі ти надто багато присвятив тексту його чавунним мізкам. Там все значно примітивніше
BenHur
4573 дн. тому
"КВАЗИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ" ОНАНИЗМ ДОМОРОЩЕННОГО ЗАЙЦА Середа, 19 жовтня 2011, 14:44 Французький письменник і філософ Даніель Сальваторе Шиффер розпочав збір підписів за звільнення Юлії Тимошенко. Про це йдеться у його петиції, яка була оприлюднена на сторінках французького видання "Le Nouvel Observateur". За словами філософа, петицію згодом планується офіційно передати українському президенту Віктору Януковичу і судді Печерського районного суду Києва Родіону Кірєєву. Даніель Сальваторе Шиффер вважає, що українське правосуддя "воскрешає похмурі спогади про поліцейські методи сталінської диктатури і гідне московських швидких судів за доби Вишинського, спеціаліста з політичних чисток". За словами Шиффера, це судове переслідування, більше схоже на політичний суд Лінча, стало маскарадом, не гідним країни, яка претендує на зближення з Євросоюзом. Французький філософ закликає довести "справу Тимошенко" до найвищих дипломатичних і судових інстанцій: Європейського суду з прав людини та Суду Євросоюзу. Якщо ж і цього буде недостатньо для зміни судово-політичної влади України, автор звернення має намір "так само жорстко вимагати у FIFA відмовитися від проведення найближчого чемпіонату Європи з футболу на території України".
Ontario
4573 дн. тому
Нашкрябав багато букв.Хто платить за такумаячню? Ющенко, Яценюк?
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду