Большая Тоска

23 Травня 2002
708
23 Травня 2002
09:34

Большая Тоска

708
Затяжной кризис отечественного кинопроизводства все чаще вынуждает наших кинематографистов искать компромиссные варианты профессионального самовыражения Затяжной кризис отечественного кинопроизводства все чаще вынуждает наших кинематографистов искать компромиссные варианты профессионального самовыражения. Потому что режиссер, как бы парадоксально это не звучало в нашей ситуации, – должен снимать кино. По возможности – большое. Во всяком случае, чем больше, – тем лучше.
Большая Тоска
Однако далеко не каждому из них выпадает феерическая финансовая возможность одним махом свети счеты и с историей, и с культурой, и с искусством. Хотя, безусловно, - амбиции, в отличие от бюджета – позволяют.

Само определение «большое кино», традиционно означавшее фильм, снятый на кинопленку и предназначенный для демонстрации на большом экране кинотеатра, нынче, в связи с финансовой недоступностью соблюдения технологических параметров, все чаще распространяется на довольно причудливые гибридные формы. Состоявшаяся на прошлой неделе в Доме кино премьера картины «Тайна Чингисхана» , снятой Владимиром Савельевым по сценарию, написанному им совместно с Иваном Драчом на основе поэмы народного поэта Казахстана Мухтара Шаханова «Тайна, которую унес с собой Чингисхан» - чрезвычайно яркое тому подтверждение.

Собственно, от большого кино здесь присутствовал только большой экран. И во весь этот экран – колоссальная тоска авторов по большому кинематографическому стилю, нашедшая свое далеко неадекватное воплощение в павильонных съемках на видео. Приходится признать, что павильонное видео на большом экране производит впечатление ошеломляющего убожества. Нарочитая театральность в избыточной декоративности обстановки - очевидно, шатра, статичность мизансцен, многозначительность и статуарность поз, ходульная декларативность и пафосность текста, звездное небо, отдающее планетарием – многократно это впечатление усугубляют.

Сложно сказать, зачем авторам понадобился Чингисхан. Судя по всему, к вышеупомянутой тоске по большому кино сюда примешивается еще одно ностальгическое переживание, в последнее время овладевшее помыслами определенной части творческой интеллигенции – тоска по тираноборству. Что, опять-таки, не объясняет, почему в качестве объекта исторического возмездия был избран именно коварный и кровожадный супостат. Очевидно, именно в этом и заключается, как таковая, тайна Чингисхана в предложенной видеопритче, так как никакой другой обнаружить не удалось.

Традиционно для нашего большого исторического киножанра последнего времени в заглавной роли фильма выступает Богдан Ступка. Выступает ярко, мощно, изобретательно и убедительно. Собственно, концептуальная структура картины как раз и строится исключительно на разнообразии и выразительности его мимической неутомимости.

Поведав в начале фильма при помощи пространного титра о том, что Чингисхан принадлежал к роду Темучинов, прародителем которого по преданию считается волк, актер в буквальном смысле в своем лице попытался -и небезуспешно - материализовать и конкретизировать волчью натуру тирана. В этом стремлении оставив далеко позади режиссера, с его банальным периодически возникающим видеоналожением волчьей морды на лицо киногероя. Ступка с фантастическим усердием использует весь арсенал подвижности лицевых мышц для передачи кровожадной звериной сущности умирающего деспота. Просто искренне завидую студентам-театроведам грядущего, в распоряжение которых поступит это бесценное и бесцельное учебное пособие по изучению наследия великого мастера. Словом, очевидно, телепремьера этого зрелища не за горами. Вряд ли ему светит кинопрокат.

Кинопрокат, вообще, мало кому светит. Очевидно, именно это обстоятельство вынудило признанного кинометра Вячеслава Криштофовича взяться за производство телесериала «Под крышами большого города» , премьерный показ которого начался на этой неделе на «Интере» . То есть большое кино теперь можно понимать и как длинное. Тенденция эта возникла с появлением волны так называемых новых российских сериалов. В отличие от примитивных дневных мыльных опер, они снимаются в технологической цепочке и добротной стилистической манере полноценного кинопродукта. И в этом смысле представляют собой еще одну форму материализации тоски по бурному кинопроцессу. Правда, отечественные «пробуржуйские» аналоги все же тяготеют к более камерной стилистике, явно недобирая по части действенного и эпического размаха по сравнению, скажем, с нашумевшим «Таежным романом» Александра Митты.

В центре внимания авторов новоиспеченного городского романа изобилующая хитросплетениями многочисленных сюжетных линий житейская история очень большой семьи, судя по всему, киевской. Хотя в главных ролях – московские кинозвезды. Не новомодные суперстары. А почти свои, родные: Екатерина Васильева, Лариса Удовиченко и Олег Басилашвили, играющий сразу двух трогательных престарелых ловеласов-близнецов. И – о, счастье! – целая куча талантливых, знаменитых и не очень, молодых и не очень киевских артистов. От большого кино здесь имена и лица. Во всем остальном это типичный телесериал, о качестве которого пока судить рано – еще не закончился.

И, наконец, самая неожиданная ниша, в которой в последнее время отлученная от бюджетных фондов режиссура реализует свои кинематографические притязания. Один за другим стали появляться видеоклипы, склепанные с большой претензией на настоящее кино. Сюжетно выписанные, изобретательно снятые, населенные весьма выразительными и по киношному узнаваемыми персонажами. Романтические истории Натальи Могилевской и Дмитрия Гордона, Таисии Повалий и неизвестного (сокрушаюсь), но сексуально символичного красавца, и чуть ли не целая белая гвардия господ мужиков Татьяны Недельской. Нужно сказать, что тут сильно рискуют все. Певицы, с подчеркнутым драматизмом выступающие в драматических ролях. Артисты, с достойным большего энтузиазмом подыгрывающие соловьям нашего безрыбья. Постановщики, обнаруживающие амбициозность намерений наряду с непритязательностью вкусов. Впрочем, кто не рискует, - тот не снимает похожее на большое кино. А так хочется большого и побольше. Без него – тоска.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
708
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду