Запитання «Детектор медіа»:, - Кого з політиків більш за все люблять українські журналісти? Чому?

12 Квітня 2002
729
12 Квітня 2002
12:15

Запитання «Детектор медіа»:, - Кого з політиків більш за все люблять українські журналісти? Чому?

729
Відповідають: Вадим Карасьов, Віталій Сич, Василь Стоякін, Ольга Ансімова, Віктор Зам’ятин, Віктор Циганов, Володимир Королюк, Оксана Панасівська, Євген Копатько Відповідають: Вадим Карасьов, Віталій Сич, Василь Стоякін, Ольга Ансімова, Віктор Зам’ятин, Віктор Циганов, Володимир Королюк, Євген Копатько,
Запитання «Детектор медіа»:, - Кого з політиків більш за все люблять українські журналісти? Чому?
Вадим Карасьов, Національний інститут стратегічних досліджень (Харків):

- Кого любят журналисты? Самих себя. А политиков они вообще не любят, поскольку собака хозяина как бы и любит, а, с другой стороны, боится и не любит. Под собакой я имею в виду сторожевого пса демократии, а не домашнюю собачку.

Могу сказать, что всеобщего любимца нет. Во-первых, журналисты у нас очень поделены, cуществуют такие политико-журналистские «семьи». И в каждой «семье» есть своя любовь. Допустим, группа журналистов, которые кучкуются вокруг газеты «Грани», любят Мороза. Другая политико-журналистская «семья» любит Тимошенко. А третья как раз не любит. Возникают такие перекрестные отношения любви-ненависти. Правая пресса («Украина молода», «Час” (Time) и прочие) любит Ющенко. Но если нет всеобщих любимцев, то есть всеобщие нелюбимцы. Это, конечно же, коммунисты и многие так называемые олигархи. Опять-таки, напрашивается аналогия хозяина и сторожевого пса демократии.

В информационном фокусе основным ньюсмейкером выборной кампании был Ющенко, учитывая то, что ньюсмейкингом он занимается с начала 2000 года. Поскольку с назначением и утверждением Ющенко на пост премьер-министра возникли коллизии не столько даже вокруг фигуры Ющенко или вокруг напряжений между Ющенко и олигархами, а потому, что фактор Ющенко, по сути, внес раскол в правящий политический режим. И понятно, что фигура Ющенко является фактором такого раскола. Я не говорю, что это плохо или хорошо, я это отмечаю как объективный факт, как реальность, данную нам в ощущении, то есть, как политическую материю этих двух лет. Понятно, почему основной ньюс-рум, как говорят сегодня, сформировался вокруг Ющенко.

Конечно, избирательная кампания несколько сместила фокус внимания и влияния медиа. Поскольку и СДПУ (о) проводила мощную информационную кампанию, и “За единую Украину”, как блок власти, не мог не привлекать внимания журналистов, не говоря уже о постоянных клиентах канала УТ-1. Тем не менее, ньюс-рум формировался вокруг фигуры Ющенко, его коалиции - как собиралась эта коалиция, как воплощалась в предвыборный проект. И, разумеется, после выборов этот ньюс-рум как раз и сохранится, возможно, расширив свое влияние в границах сложной и позиционной борьбы между претендентами на звание новой партии власти – коалиции Ющенко “Наша Украина”, и стареющей партией власти, которую представляет блок “ЗаЕДУ”. Поэтому борьба будет между новой и устаревающей партией власти, а также коэкстенсивными им новой правой оппозиции и старой оппозицией в лице КПУ. Иначе говоря, мы получили по результатам выборов удвоенные или, как говорят социологи, субститутивные образования: новая сила, претендующая на звание партии власти, и новая оппозиция – правая, и старая партия власти и старая оппозиция – КПУ. Эта четверка, по сути, и есть структурный каркас нынешнего парламента. А между ними будет бодро курсировать известная фракция – социал-демократического европейского направления. Она будет в этих раскладах выбирать свои позиционные ниши в течение ближайших нескольких лет. Внимание публики будет сосредоточено на том, как будет формироваться состояние любви-ненависти, вражды-сотрудничества, партнерства и отталкивания между старой и новой партией власти, как будут привлекать к этому новую и старую оппозицию. По сути, такой удвоенный политический переходный режим, каждый со своей оппозицией, со своими претендентами и игроками, которые играют третьи роли.

Віталій Сич, газета “Київ-Post”:

- Мне лично нравятся несколько человек. В какой-то степени Ющенко – за профессионализм, понимание экономической ситуации в Украине.

Думаю, журналисты уделяли максимум внимания Виктору Медведчуку. Потому что Виктор Медведчук имеет некие рычаги влияния на самые большие национальные каналы - «Интер», «1+1», и несколько газет.

Василь Стоякін, політолог (Дніпропетровськ):

- Честно говоря, проще назвать нелюбимых журналистами политиков. А среди любимых, скорее всего, можно назвать Ющенко и Медведчука. За что любят Ющенко, я не знаю. Потому что все журналисты, которые с ним общаются, относятся к нему достаточно критично. Это можно отнести даже к журналистам «Зеркала недели». Но критика при этом довольно благожелательная: не хочет человек внятно высказываться – ну вот такой он, но зато он хороший. Это чувствуется как-то бессознательно.

Что касается Медведчука, мне кажется, что отношение к нему сильно изменилось после того, как его сняли с поста заместителя председателя Верховной Рады. Он повел себя в большей степени достойно, и, по-моему, это повлияло на отношение даже негативно к нему настроенных журналистов.

Ольга Ансімова, журналіст:

- Мне кажется, нельзя выделить кого-то одного. На “Интере” – например, больше любят Медведчука. На Первом канале – это Президент Кучма.

Мне, например, нравится Ющенко. Но я не считаю, что ему уделили достаточно внимания в средствах массовой информации. У каждого свои симпатии. Я считаю, что во время предвыборной кампании больше всего наблюдался Медведчук. Скорее всего, потому, что он спонсировал свою рекламу.

Віктор Зам’ятін, “День”:

- Личные симпатии журналистов, как мне кажется, достаточно часто отличаются от того, что пишется и говорится в тех изданиях и телекомпаниях, где они работают. Но, тем не менее, я не думаю, что можно говорить о большинстве журналистского сообщества, которое отдало свои симпатии тому или иному политику.

Да, Юлия Тимошенко весьма симпатична многим, но скорее не как политик, а как человек, который показал нестандартность мышления, нестандартность поведения во время кампании (имеется в виду, прежде всего, знаменитая коса).

Симпатии к Ющенко? Здесь бы я поспорил. Наверное, симпатичен не сам по себе Ющенко как политик и человек, а то, что на сегодня его блок единственный, кто выступает за какой-то более-менее конструктив. Тем не менее, и к самому блоку Ющенко, и к Тимошенко у журналистского сообщества есть свои претензии. И, наверное, вполне обоснованные.

К сожалению, с антипатиями гораздо проще. Лидеры этой номинации известны – это и Президент, и руководство социал-демократов, и руководство блока «За единую Украину», и коммунисты.

Віктор Циганов, журналіст, ведучий програми “ПРО і КОНТРА” (7 канал):

- Я считаю, что этот политик – Владимир Горбулин.. Слово «любят» я бы заменил на слово «комплиментарно» или «с симпатией» относятся. Или уважают. Прежде всего потому, что Горбулин понимает значимость и тяжесть журналистского адского труда, даже если ты находишься в услужении и проводишь глубокое «лизато», все равно работа тяжелая. Он всегда старался помочь журналистам в реализации их служебных обязанностей, всегда относился к ним, как к самому себе. Ему достаточно уделяли внимания в прессе. Он, может быть, не всегда использовал, к его чести, эту симпатию в своих интересах. Во всяком случае, его отношение к журналистам искреннее, он никогда не пытался их использовать. Это я знаю.

Володимир Королюк, “Голос України”:

- Мені здається, що найбільше люблять Олександра Мороза і Юлію Тимошенко. Гадаю, одні люблять Олександра Мороза, бо в них не було батьківської ласки, і в ньому бачать батька. А Юлія Тимошенко завжди була секс-символом української політики. Тому, майже за Фрейдом, як чоловіки, так і жінки, хочуть її близькості.

Оксана Панасівська, директор з розвитку “Інтерньюз-Україна”:

- Очень правильное слово «любят». Думаю, журналист должен отыскивать людей и политиков, в том числе, которые были бы действительно ньюзмейкерами – подавали что-то свежее, внезапное, то, что сейчас сработает как новость. Я подметила, что журналисты предпочитают политиков, которым не только есть что сказать, но которые еще и эффектны. Раньше этого не было: политики прятались, шифровались, пытались не светиться на людях. Сейчас многие публичные личности уже работают на эффектность. В Украине, скажем, те же Тимошенко, Витренко и, с некоторых пор, Мороз, который некоторые вещи просто-таки эффектно произносит.

Мне кажется, что журналисты в какой-то момент сделали крен именно в сторону эффектных, сенсационных политиков, которые не всегда доказуемо излагают свою точку зрения. И меньший интерес вызывают менее эффектные люди, но которые говорят какие-то, возможно, объективные вещи.

Любят журналисты, по-моему, в первую очередь Тимошенко. Тем-более, что работают с ней толковые технологи. Одна коса чего стоит – как пример черного ли, белого ли – но пиара. На простых людей это очень подействовало. Моя мама, националистически настроенная женщина, в последний день перед выборами послушала Юлию Тимошенко, которая выступала перед небольшим количеством людей из нескольких домов, и ее до такой степени потрясла видимая простота и харизматичность «нашей Жанны», что мама тут же решила голосовать за нее.

Євген Копатько, директор Донецького інформаційно-аналітичного центру:

- Давайте дифференцировать. Я думаю, что центральные каналы больше всего любят Медведчука. Если это прозападные издания, то, наверное, Ющенко. Оппозиционная пресса любит Юлию Владимировну. Президента любят пропрезидентские издания. Сказать, кого любят больше, кого меньше - нельзя. Потому что журналисты в разных изданиях отстаивают разные политические интересы.

Если судить по количеству упоминаний, по-моему, такие контент-анализы делались, то среди украинских политиков все равно первое место занимает Президент, а потом – Виктор Ющенко. Но это не предмет любви. Леонида Даниловича оппозиционная пресса критикует, к тому же, учитывая, что он президент, о нем положено говорить больше. Виктор Андреевич вроде не оппозиция, но тоже хватает упоминаний. Юлия Владимировна – это оппозиция и о ней тоже говорят много. О Викторе Медведчуке тоже сказано много, учитывая новости, которые во многом касаются его, и плюс его импозантность.

Что касается Донецкого региона, я думаю, что Ющенко по количеству голосов проголосовавшего Донбасса явно не фаворит любви, так же, как и Тимошенко. Но и блок «ЗаЕДУ» – это тоже вряд ли любовь. Сказать, что Президент – тоже будет очень сильной натяжкой. Я не думаю, что кто-то из вышеперечисленных пользуется у нас большой любовью и симпатией.

Наш центр проводил опрос общественного мнения по Донецку и оказалось, что 84% донетчан любят Владимира Путина и оценивают его деятельность позитивно. Этот вопрос я внес в анкету в полушутливой форме еще в 2000 году. И с тех пор журналисты каждый раз интересуются рейтингом Путина.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
729
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду