Картонное кино Александра Столярова

14 Листопада 2001
877
14 Листопада 2001
16:01

Картонное кино Александра Столярова

877
Вообще-то - «Картонный театр». Так называется книга стихов, рассказов и пьес Александра Столярова. Что же касается кино, то и в нем - та же мера умозрительной условности, которая позволяет смешивать краски реальной жизни и внутреннего видения. Позволяет создавать картины-конструкции: изысканно объемные, предметно-фактурные и волшебно–непрочные, как карточные домики.
Картонное кино Александра Столярова
На прошлой неделе в Доме кино состоялся премьерный показ двух фильмов Александра Столярова: «За двумя зайцами-2» ( о недавно ушедшем выдающемся театральном режиссере Сергее Данченко) и «Давай убьем музыканта» ( о трагической гибели певца и композитора Игоря Билозира). Автор нескольких успешных телепроектов, среди которых некогда весьма популярный «Театр на ладонях»(«ТЭТ»), и ныне с успехом идущие «Дорога» (ЮТАР) и «Метрополитен» (REN-TV, Москва) сегодня в гостях у «Детектор медіа». Разговор наш начался с вопроса:

- Почему в вашем документальном фильме Данченко произносит только одну фразу?

- Зато какую! «Ми створюємо якісь нові світи і це може тільки Бог». На самом деле Сергей Владимирович наговорил три часа интервью. Но осталась одна фраза - мне показалось, что это суть Данченко. Это кино о пошлости, которая сожрала большого художника. И, слава Богу, Данченко успел увидеть этот фильм и понять меня. «За двома зайцями» - это пошлая пьеса, хорошее попсовое кино и вечная киевская тема. А ведь Данченко хотел ставить «Пер Гюнт». Так и не поставил. Это молох театрального круга, он его и стер в пыль.

- Позиция спорная, как и способ взгляда на национальный вопрос в вашем фильме «Давай убьем музыканта».

- Да, масса жлобов недовольны. Да , это кино достаточно путаное и темное: эдакий сумасшедший мальчик бегает, ищет выход, стучится во все двери, кроме нужной. Нужную при этом не открывает сознательно. Ее, эту дверь, зритель должен открыть сам.

- Давайте поговорим о судьбе авторского кино в целом.

В Украине есть гениальный режиссер Сергей Лазница. Снимает только за иностранные деньги. Когда-то действительно авторское кино создавал Роднянский. Потом он создал авторское телевидение. Потом он же его и закопал. Когда-то делал блестящие авторские фильмы Сергей Буковский. Сейчас он снял фильм в Америке. Даст Бог, опять что-то сделает приличное. Когда-то делал авторское кино Юра Терещенко. Был гениальный режиссер Сергей Дмитриевич Лосев - уехал в Мюнхен. Эмигрировал, потому что ему жрать нечего было. Сейчас он там живет, даже мило работает.

А большого кинематографа у нас просто нет. У нас нет кино. И слава Богу. Потому что то кино, которое у нас было, за редким исключением - просто не имело права существовать. Я спокойно и легко отнесся к тому, что у нас исчез кинематограф. Я все равно снимаю. А остальные - это их проблемы. Очень смешно, когда какой-нибудь съезд подписывает обращение к Президенту. А какое отношение имеет Президент к кино? Тем более к поэтическому? Смешно и грустно: что ж за дядьки такие несамостоятельные? Взрослые уже, сами должны решать. Не получается у вас здесь снимать, езжайте в другую страну - там снимайте.

- А если они патриоты?

- Чего? Самих себя!

- Просто есть люди, которые хотят возродить здесь саму возможность снимать. Вы не хотите здесь что-нибудь возродить?

- Я сам по себе - эпоха Возрождения: стихи пишу, пьесы, спектакли ставлю, программы делаю, кино снимаю. Я даже кино про Кучму делал как-то, давно очень. Вырулил очень круто. Все ждали: вот сейчас Саша прогнется. А хрен вам! Саша назвал кино «Мой друг президент». Весь фильм был о его друзьях. А они у него нормальные головастые пацаны, инженеры, которые ракеты запускают. Скажи мне, кто твой друг... Они мне наговорили...

- Вообще, предвыборная компания приносит оживление в творческие массы…

- Но оно не творческое, это оживление.

- Зато происходят финансовые вливания, творческие люди начинают лучше питаться...

- Надувают щеки. Знаю одного пиарщика, который говорил: «Ну, мы сделали Кучму, поставили!» Смешно. Потому что на самом деле, если говорить о предвыборной компании, пиарщики создают только некий флер. Все ведь решено без нас. Мы лишь создаем дымовую завесу, чтобы зритель посмотрел и сказал: ну, конечно, этого выбрали.

- То есть вы согласны с существующей точкой зрения, что весь телевизионный пиар - это ширма для административного ресурса?

- В этом определении есть попытка определить причину и следствие, а на самом деле в этом нет причинно-следственной связи. Это чисто внешнее оправдание.

- Ритуальные пляски?

- Да. Причем, это все временно. Мы ведь заимствовали все это у Запада, и лишь потом стало понятно, что на предвыборную компанию мы не влияем. Пиарщики уж точно не влияют. Поэтому, все это отойдет. Чем дальше, тем меньше у нас будет денег тратиться на эту ерунду: не рентабельно.

- Как вы себе представляете идеальные условия для создания и существования вашего кино?

- Мне приснился сон: я прихожу на площадку, а там все - монахи: во-первых, послушные, а во-вторых, смиренные. И тогда я поневоле тоже перестаю беситься. Никуда от этого не деться: надо приспособить кино к чему-то светлому. Потому что проходит время и понимаешь, что все равно кино темно и вяло. Я сегодня с утра подумал: есть масса людей, которые и книжки пишут, и кино снимают. Что-то постоянно делают. Такая абсолютная правильность. Как у Чехова: - Что ж у вас так скучно все? - Зато правда, - отвечает литератор. Я подумал, а, может, и я такой на самом деле? Иногда смотришь и думаешь: вот Пелевин - попса попсой, или Виктор Ерофеев, зажравшийся сын номенклатурщика и сам номенклатурщик по духу. Но ведь читают. И слава Богу. Тут такое противоречие: хочется снять народное кино. Кому не хочется снять «Белое солнце пустыни»? Только снобу и дураку, что одно и тоже. А снимается почему-то другое кино.

- Почему?

- Может быть, потому, что «народностью» я занимаюсь на ТВ. Пытаюсь. Потому что все равно мои телепрограммы регулярно обвиняют в элитарности. Даже паркетные.

То есть, с одной стороны - это некий выплеск. А с другой - срабатывает некое высокомерие: как же, я же философ от кинематографа! И в результате получается кино, после которого люди говорят: конечно, интересно, но многое не поняли. И потом, существует такое биологическое чувство свободной ниши. Будь у нас свой, скажем, Сокуров, я бы, может, и не лез...

Я думаю, что изначальные причины все равно - в детстве. Есть французская поговорка: женщина, которая поняла, что ее мужчина - ребенок, будет с ним счастлива. Я сейчас пишу сценарий убойного сериала. Пытаюсь не быть тонким художником. Пишу и понимаю, что пытаюсь сам от себя скрыть: на самом деле, как было тебе шесть лет, так и осталось: никакого развития личности. Полный инфантилизм.

- Наверное, в этом и секрет неисчерпаемой творческой энергии, и не только вашей?

- Я давно понял, что кино - это как гороскоп. Что бы ты не смонтировал, зритель все равно поймет по-своему, прочитает про себя. Зритель работает больше, чем режиссер. И на этом кино и держится: на эксплуатации зрителя, его эмоций, чувств, ума и желаний.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
877
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду