detector.media
Марина Барановская
13.04.2008 15:51
Полуфинал «Великих Украинцев»: урок занимательного украиноведения
Полуфинал «Великих Украинцев»: урок занимательного украиноведения

По многочисленным ожиданиям «Великие Украинцы» были призваны просветить и солидаризировать наше общество. По результатам недавнего полуфинала стало очевидно, что определить сотню «великих» еще совсем не означает, что бои за историю в Украине в ближайшее время закончатся.     

 
11 апреля в прямом эфире телеканала «Интер» Савик Шустер и Анна Гомонай огласили список сотни «великих украинцев». Увиденное не оставило сомнений в том, что «самый главный проект года» стал настоящим испытанием на величие прежде всего для коллектива «Интера». Или как минимум экзаменом на выносливость. По словам шеф-редактора Вахтанга Кипиани, журналисты службы новостей готовили 90 сюжетов о «великих» (с сотого по одиннадцатый номер) без отрыва от производства. Так что характерная для господина Шустера манера испытывать зрительское терпение до двух часов ночи по сравнению с такой интеллектуально-производственной нагрузкой, которая была возложена на новостников «Интера», вообще не считается.
 
90 сюжетов и 10 документальных фильмов про топ-десятку были сделаны всего за три месяца, в то время как во многих других странах, где шел этот проект, для такой грандиозной работы понадобилось втрое больше времени. 90 сюжетов (пускай и с маленьким хронометражом) в течение одного (пускай, очень большого) эфира – какое человеческое сознание это выдержит? Наверное, такая форма подачи исключительно выгодна с финансовой точки зрения, но противоречит всем законам восприятия человека, даже если речь идет о чем-то значимом. По словам Вахтанга Кипиани, коммерческий канал просто не мог себе позволить растягивать производство на два сезона. «Попри це нас постійно звинувачували, що ми затягнули», - возмутился в телефонном разговоре со мной шеф-редактор – «Детектор медіа» доклала свою руку в друкуванні всяких бздурів. Якби ми це перенесли на наступний сезон, «ТК» в черговий раз написала б, що проект провалився, Микола Томенко провів би прес-конференцію з цього приводу, Сергій Грабовський написав би якісь історичні ремінісценції з того приводу. Цей проект розрахований на один сезон. Нашої волі в цьому нема, це просто здоровий глузд».     
 
«За підрахунками компанії GFK, усього на почесне звання Великого Українця претендувало 14 тисяч осіб, за яких було віддано понад 800 тисяч голосів. Це майже у 27 разів більше, ніж за аналогічний період на батьківщині проекту – у Великобританії», - торжественно объявила Анна Гомонай. Вообще, в этом проекте много цифр и, по-моему, не обошлось без их магии. Произведя несложный математический расчет, оказывается, что при населении в 46 миллионов 372 тысячи 800 тысяч голосов – это 1,7% украинцев. Причем если считать, что каждый из восьмисот тысяч проголосовавших сделал это только один раз (а это не так). То есть, фактически, о репрезентативности получившегося списка «великих»  говорить нельзя.  Я не стану утверждать, что это ставит под сомнение социальную значимость проекта, но, думаю, это обстоятельство все-таки имеет смысл держать в голове, рассуждая о «Великих Украинцах».
 
Очевидно, что проект не стал общенациональным событием. Поэтому называть перечень личностей, получившийся в результате активности всего 1,7% наших соотечественников, показателем «состояния умов», как выразился в начале эфира Савик Шустер, хоть и можно, но с учетом того, что это состояние далеко не так общенародно, как хотелось бы авторам проекта. Впрочем, сообщество из 800 тысяч голосовавших выдало любопытный, мягко говоря, материал для исследования. В этом безупречном образце эпохи постмодерна – реестре зрительских симпатий – Олег Скрипка (№ 90) соседствует с Никитой Хрущовым (№ 93), Святослав Вакарчук (№ 64) – с Леонидом Брежневым (№ 63). На 23-тьем месте выдающийся украинец всех времен и народов Владимир Ильич Ленин. По слухам, где-то между сотым и сто пятидесятым номером аудитория, звонившая и славшая смс-ки, выделила в качестве «великих» Адольфа Гитлера и журналиста «Интера» Андрея Цаплиенко. Приятно и удивительно, что среди тех, кто приложил руку к определению лучших из лучших, нашлось достаточно много вспомнивших о художнице Катерине Билокур (№ 84) или, скажем, о педагоге Макаренко (№ 87). Симптоматично, что в списке все-таки оказались Виктор Ющенко (№ 20), Юлия Тимошенко (№ 21) и Виктор Янукович (№ 62). Я не собираюсь вслед за Николаем Томенко идти по пути «малороссийского мазохизма», но даже школьник сегодня в курсе, что величие этих наших современников – величина крайне относительная. Хотя бы потому, что пока эти политики находятся на занимаемых должностях, каждый день есть риск, что они исполнят что-то такое, что не только поставит под сомнение их величие в жизни украинцев, но и перестанет вызывать искреннюю симпатию у проголосовавших за них в этом телепроекте. Кажется, и зрители, приехавшие на эфир из разных городов Украины, были не столь уверены в таком выборе некоторых «великих». По крайней мере, когда объявили №20 (Ющенко), в студии на какое-то время повисла пауза, после чего послышались неуверенные одинокие рукоплескания.      
  
Похоже, просветительская направленность «Великих Украинцев» не могла не повлиять на поведение ведущих, «гарантов» (экспертов) и вообще на атмосферу студийной дискуссии. Лично для меня это зрелище выглядело одновременно как партсобрание и заранее подготовленный «открытый» урок в школе. В промежутках между порциями сюжетов Савик Шустер с почти учительской интонацией задавал пару провокативных вопросов по поводу фигур, о чьем величии можно спорить, - и «гаранты» старательно разыгрывали свои роли как по нотам. Владимир Литвин то и дело зачитывал домашние заготовки, но без выражения. В частности, Владимир Михайлович зачитал список критериев, по которым теперь надо выбрать «великого украинца» №1. Тарас Чорновил декламировал строчки из Шевченко, Стуса, Лины Костенко и по-школярски тянул руку, чтобы показать, что он знает ответы на все вопросы. Дмитрий Корчинский на этом эфире принял на себя роль Вовы Зеленского, но только намного более эрудированного, разумеется. Лидер «Братства» иронично шевелил усами в адрес всех присутствующих и по своему обыкновению эпатировал публику заявлениями типа «Великі – це ті, хто за межами добра і зла!». Всякий раз, когда в разговор вступал Петр Симоненко, у всех присутствующих заметно грустнели лица и портилось настроение: все заранее понимали, что сейчас начнется. Дмитрий Табачник строго указывал авторам сюжетов на ошибки и неточности, изъясняясь то по-русски, то по-украински. Философ Мирослав Попович демонстрировал цеховую солидарность, радуясь, что в топ-десятку попал Григорий Сковорода. От Ирины Дерюгиной ожидали активного комментирования спортивных личностей, попавших в список, тем более что их оказалось немало – целых девять. Экс-гимнастка «блистала» красноречием, делала неправильное ударение в слове «украинский» и с облегчением вздыхала, когда Савик Шустер приходил на помощь и вместо нее договаривал нужную дежурную фразу о величии братьев Кличко (№ 15) или Олега Блохина (№ 56). Если на первом эфире «Великих Украинцев» эксперты стали спорить об «украинскости» Николая Гоголя (он стал «великим» №18), то на этот раз с подачи ведущего очередь дошла до Михаила Булгакова (№ 49). Однако стихийно-хамской перебранки, считающейся в «Свободе Савика Шустера» удачей, здесь не предполагалось по сценарию, так что гости студии более-менее дисциплинированно ждали своей очереди высказаться и придерживались регламента, понимая, что устроить зрелищную перебранку им тут все равно никто не даст. Анна Гомонай, которой доверили объявлять рекламные паузы, смогла отличиться лишь в самом конце, объявив конец программы и при этом забыв выдать подарки трем счастливчикам, умудрившимся угадать семерку «великих» топ-финалистов.
 
Что касается топ-десятки, лично я могу сказать о ней пока одно: все туда попавшие – кандидатуры достойные и в той или иной степени предсказуемые. Теперь нас ждет десять 30-минутных фильмов о каждом из них, что должно помочь определиться с кандидатурой лучшего. По словам директора студии документальных фильмов «07 продакшн» Иллариона Павлюка, «кожного «великого» будуть показувати через якісь конкретні події з його життя. Тобто, це буде не загальна розповідь, а дуже конкретна розповідь, після перегляду якої кожен зрозуміє, чому ця людина велика. Причому, в багатьох фільмах буде дуже несподіваний підхід: автори беруть якісь моменти, про які, можливо, ніхто не замислювався, що саме ось це був крок у велич. А ми беремося показати, що ось так все було. В будь-якому разі все можна обговорювати, є про що поговорити». Show must go on...       
 
Окончательные результаты проекта в виде определения лучшего среди лучших ждет нас 16 мая. Но уже сейчас можно сказать, что, несмотря на безусловную познавательность украинской версии проекта, героизм его творческой группы и по-прежнему заложенный в нем общественно значимый потенциал, полуфинал «Великих Украинцев» превратился в урок занимательного украиноведения, такую себе краткую видеоэнциклопедию наших выдающихся соотечественников. Что-то вроде пособия «Великие украинцы за 4 часа». По большому счету, этот проект мог бы сыграть неожиданно мощную роль в жизни страны, погруженной последние годы в атмосферу нешуточных боев за историю, если бы авторам не нужно было строго следовать требованиям формата и руководствоваться заботой о рейтинге. Впрочем, как по мне, если зрительская аудитория благодаря этой программе хоть немного расширит свой кругозор - это уже немало. 
 
Від «ТК»: У нашому «редакційному портфелі» вже декілька відгуків на шоу 11 квітня. Отже, далі буде! Запрошуємо всіх охочих висловлювати свої думки та враження від проекту «Великі українці».
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY