Что ждет редакцию после прихода олигарха

Что ждет редакцию после прихода олигарха

25 Червня 2013
16370
25 Червня 2013
13:49

Что ждет редакцию после прихода олигарха

16370
Что ждет редакцию после прихода олигарха
Что ждет редакцию после прихода олигарха

После продажи Борисом Ложкиным издательского холдинга UMH структурам новоявленного «олигарха» Курченко поднялась волна обсуждений - что будет дальше с Forbes, «Корреспондентом», их редакторами, трудовыми коллективами. Что будет с их редакционной независимостью?

 

В будущее заглянуть никто не может, единого рецепта развития событий нет, но я хочу на конкретном примере в общих чертах рассказать о том, что происходит с редакционным коллективом после того, как неиздатель (олигарх) покупает медийный бизнес у издателя.

 

Политика вмешательства

 

В 2008 году компании, подконтрольные Виктору Пинчуку, купили у иностранных издателей 71% «Издательства «Экономика» (основные медиа: ежедневка «Дело», сайт delo.ua, еженедельник «Инвестгазета», ряд ежемесячных профессиональных журналов и дочерняя компания по продаже и доставке прессы). 29% остались у издателей украинских, но полный контроль, понятное дело, перешел к мажоритарию.

 

В редакциях заволновались. В «Инвестгазете», а затем и в «Экономике», никогда не было внешней цензуры. Иностранные акционеры в творческие вопросы не вмешивались, и, по сути, ими не интересовались. Я как основатель издательства и его бессменный руководитель с 1995 года также не имел политических или иных деловых пристрастий. За много лет журналисты и редакторы привыкли работать самостоятельно и независимо.

 

Новый собственник заверил: сотрудникам «Экономики» беспокоиться не о чем, ведь именно они - менеджмент, журналисты, редакторы, все остальные работники - составляют основную ценность приобретенной компании. Обещали, что газета и журналы получат новый импульс для развития, будут инвестиции, а журналисты должны делать свою работу. Главное - никто не посягнет на журналистские стандарты. В общем, сказано все было красиво и правильно.

 

Прошло несколько месяцев, и меня пригласил на разговор тогдашний куратор нашего бизнеса от мажоритарного акционера. Тема - в газете «Дело» вышел рейтинг надежности банков, который не понравился новому руководству. Итог разговора: уволь виновных журналистов, иначе мы уволим тебя. Мои аргументы, что в медиа так поступать не стоит, действия не возымели. Я начал готовиться к увольнению, которое вскоре и последовало. 

 

Хотя этот вопрос стал, скорее, поводом, чем причиной. Причины были другие. Главная - моя позиция, основанная на многолетнем управлении компанией, и участие в капитале. Со мной как с партнером приходилось советоваться. И я был не «их» руководитель. Поэтому решили поставить «своего», пусть даже без знаний и опыта. Вместе со мной уволили генерального директора «Экономики» (я занимал позицию президента и редакционного директора), поскольку он считался «моим» человеком.

 

На вопросы сотрудников издательства: «А как же мы, что нам делать?» - я отвечал просто: держитесь и работайте на своих позициях как можно дольше. На дворе был 2009-й, найти работу журналистам было практически нереально. 

 

Спустя несколько месяцев последовали новые увольнения. Через два года в «Экономике» не осталось главных редакторов и их замов, с которыми Пинчук покупал издательство. Сейчас, спустя четыре года, практически не осталось и журналистов, работавших тогда (из почти 80 человек). Многие ушли по своей воле, найдя приемлемую работу (в Forbes в том числе). Кто-то уволился под давлением, кто-то - даже с денежной компенсацией. Несколько раз поменялся состав рекламной службы издательства. Во главе «Экономики» уже третий за четыре года директор.

 

Я не хочу сказать, что именно этого добивался новый собственник, но был запущен механизм, который ни к какому иному результату привести не мог. Вначале «не свой» редактор или директор меняется на «своего», а следом и вся команда постепенно меняется на «свою». На ту, которая не жила при «прошлой власти», когда не было табуированных тем, а редактор был свободен в выборе. На команду, которая уже начала работать, зная, кто здесь хозяин. Много времени для этого не надо. «Издательство «Экономика», о котором я пишу, за четыре года таким образом продрейфовало от опасных политических и экономических тем до загадочного, но безопасного статуса «коммуникационного хаба».

 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Игорь Ляшенко, руководитель «Исследовательского центра "Рейтинг ТОП-100"» для Forbes
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
16370
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду