В день журналиста Независимый медиапрофсоюз и Институт массовой информации назвали главных врагов прессы. В первой тройке - премьер-министр Николай Азаров, президент Виктор Янукович и глава МВД Виталий Захарченко. Их журналисты обвиняют в цензуре и давлении на медиа. Впервые после громкого скандала на оппозиционном телеканале ТВi в антирейтинг попал в екс-гендиректор канала Николай Княжицкий. Традиционно выводы медиаэкспертов политики не комментируют.
Forbes поинтересовался, что о современной журналистике думают политики, которые в прошлом сами работали в медиа. Как выяснилось - ничего хорошего.
Юрий Луценко, экс-министр МВД. В 2000-2005 годы был редактором оппозиционного издания «Грани»
Украинская журналистика, как и украинское общество, разделилась на бойцов, «тушек» и трудяг. Союз первых и последних, а также ассенизация вторых - крайне необходимое условие для возвращения свежей атмосферы в цеховое помещение. Все условия для этого есть.
Сам я читаю много изданий. Ценю «КоммерсантЪ-Украина», «День», «Зеркало недели», «Газету по-украински», «Экспресс», «Українский тиждень», «Країну» и Forbes. С последним в колонии у меня была интересная история: там я отдавал прочитанные журналы остальным. Представьте себе человека в фуфайке, осужденного за бандитизм, с Forbes в руках.
Ирина Геращенко, член фракции УДАР. В журналистике с 1993 года, возглавляла отдел политики в Службе новостей телекомпании «Интер»
Сегодня журналистика - профессия 25-летних. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны молодость - это драйв, авантюризм, готовность идти на риск, желание много работать и делать карьеру. С другой - у молодых журналистов недостаточно опыта, и часто им не хватает своей позиции. Журналистика - это профессия, которая требует стержня и высокого уровня компромиссности. В современной украинской журналистике много звезд, но мало авторитетов.
Конечно, в политике дела обстоят еще хуже. Но сейчас уровень доверия общества к медиа выше, чем к политикам. Поэтому журналисты должны показывать пример обществу, но вместо этого они играют в политику. Журналист не может быть судьей. Его работа - информировать и формировать общественное мнение. Свои политические взгляды журналист должен оставить для своей частной жизни, а в профессии оставаться беспристрастным.
Я практически не смотрю телевизор, а в этом году поставила перед собой задачу меньше сидеть в интернете. Новости узнаю из мониторингов, но регулярно покупаю много бумажных изданий, в том числе «Зеркало недели», «Корреспондент», Forbes, «Український тиждень», «Фокус» и другие, чтобы поддержать их «рублем».
Анна Герман, член фракции Партии регионов, в журналистике с 1981 года, в 2002-2004 годы руководила киевским бюро «Радио Свобода»
Журналистские стандарты уже не те. Прежде каждую новость нужно было подкреплять тремя независимыми источниками. Мы не имели права быть заангажированными и отстаивать чью-то точку зрения. Всегда нужно было давать альтернативную точку зрения. Сейчас для журналистов стала нормой «джинса». Это позорное порождение последних десяти лет. Из-за засилья «джинсы» материалы журналистов сейчас больше напоминают пиар или антипиар. Независимых журналистов в стране практически нет. Почти все профессионалы ушли из профессии, потому что сейчас независимые СМИ не востребованы.
Снижение профессионального уровня и заангажированность - болезнь не только журналистики, но и судебной власти, и других сфер. Для того чтобы изменить ситуацию в СМИ, их собственники должны изменить свое отношение к медиаактивам. Нужно сто лет вкладывать деньги в газету, не получая прибыли, для того чтобы она стала влиятельной, и однажды одно слово, напечатанное в ней, помогло тебе в твоем деле. Сейчас такие собственники уже появляются. Например, Андрей Деркач (нардеп от ПР) не вмешивается в редакционную политику радио «Эра», которое я регулярно слушаю, и я ему за это благодарна. Я больше читаю иностранную прессу. Утро начинаю с Gazeta Wyborcza, регулярно слушаю BBC.
Владимир Арьев, народный депутат от «Батьківщини». В журналистике с 1993 года, в 2004-2006 годы был руководителем, автором и ведущим программы расследований «Закрытая зона»
Когда я работал в журналистике, вес smart-журналистики был намного выше, чем сейчас. Сейчас «желтая» и поверхностная журналистика - тренд. Журналисты смотрят на то, кто во что одет, у кого какие часы, забывая о сути работы. Важные процессы мало кто анализирует.
Хотелось бы застать время, когда новости в формате «убили, разрезали и съели» перестанут быть интересными. Понятно, что такой контент есть во многих цивилизованных странах, но вопрос в его количестве. В других странах smart-журналистику, которая менее интересна, но более полезна, определенным образом поддерживают разными методами. У нас рынок дикий.
Есть издания, которые я читаю: «Зеркало недели», «Корреспондент», Forbes, «Український тиждень». Из интернет-изданий - «Украинская правда».
Журналистам желаю отыскать свой индивидуальный стиль и делать меньше ошибок. Грамматические ошибки раздражают.
Николай Княжицкий, народный депутат от фракции «Батьківщина». В журналистике с 1989 года, в 2008-2012 годы - гендиректор телеканала ТВi
В этой профессии главное - стандарты. Их придерживаются Forbes, «Корреспондент» и еще несколько изданий. Не так много людей сегодня занимаются профессией, а не пиаром.
Самое главное для журналиста - саморазвитие и целевая аудитория, а не кучка политиков. Мне бы очень хотелось, чтобы журналисты работали в коммерческих медиа не для удовлетворения политических желаний тех или иных людей.
Я много времени уделяю интернету: читаю «Корреспондент.net», Forbes, сайт «Левый берег», «Детектор медіа», «Украинскую правду» и «МедиаБизнес». Но не все эти сайты я считаю честными и объективными.
Игорь Мирошниченко, народный депутат от «Свободы». В журналистике с 1995 года, вел программу «Спорт» на телеканале ICTV
В журналистике я проработал 15 лет. Сегодня стандарты профессии гораздо ниже, чем в начале 90-х. В первую очередь из-за сворачивания демократии и свободы слова. В основном СМИ владеют олигархи, которые используют журналистов в своих целях. Да, журналистика может быть бизнесом, но в любом случае должны соблюдаться главные принципы.
Что касается стандартов профессии, то сегодня журналисты, к сожалению, превратились в подставки для диктофонов и микрофонов. В том числе поэтому я пошел в политику - не мог реализовать себя в журналистике, а здесь хочу что-то изменить. Я принципиально читаю только украиноязычные издания, это вполне отражает мое мироощущение. Профессиональными считаю «Країну» и «Український тиждень», а также интернет-сайты, которые имеют украиноязычные версии. В этом плане неплох сайт «Корреспондент.net». А вот «Украинская правда» в последнее время не нравится, особенно раздел «Блоги», где есть всякие Вадики Колесниченки и голые девушки из Femen.