Через две недели после нападения на запорожского политтехнолога и с недавних пор главного редактора запорожского корпункта «Новый регион 2» Павла Золотарева, который в СМИ называет себя журналистом, а в интервью уверенно говорит: «Я - не журналист», всё еще нет окончательного ответа на вопрос: так что произошло на самом деле?
Пресс-служба облУВД ситуацию комментирует коротко: «Почитайте, что сказал Владимир Серба (глава облУВД. - Авт.) на брифинге. Больше ничего нового нет». На брифинге 22 апреля главный милиционер области был сдержан: «Событие сразу же было внесено в Единый реестр досудебных расследований по признакам ч.4 ст. 296 Уголовного кодекса Украины (особо злостное хулиганство). В настоящее время милиция проверяет три основные версии произошедшего, среди которых и журналистская деятельность. Расследование находится на контроле руководства ГУМВД». Две версии: хулиганство и профессиональная деятельность - очевидны. Какая третья - не знает даже сам пострадавший. По крайней мере, так говорит.
В пресс-службе мэрии по поводу нападения тоже тишина: «Не комментировали и не будем. Это вообще не та ситуация, о которой стоит говорить. Тем более что милиция отбрасывает версию какой-либо причастности представителей власти к этому».
В ситуации столько противоречий, что в Запорожье об этом инциденте журналисты не то что писать, говорить не хотят. Коллеги по цеху делают примерно одинаковое выражение лица и говорят что-то вроде того, что написал в своей колонке редактор «Прав.Ды» Валерий Зотов: «Сочувствуем, но, с нашей точки зрения, милиция Хортицкого района раскроет это преступление, если потерпевший расскажет правду. И еще один немаловажный момент. Любители черного пиара должны понимать, что обязательно наступает время, когда тебе не верят, что бы ты ни говорил. Даже правду».
Серьезно разобраться в ситуации намерен генеральный директор РИА «Новый Регион» Александр Щетинин: «Я уверен, что никого из нападавших и заказчиков нападения запорожская милиция не найдёт. Поэтому этим займёмся мы, журналисты и руководители "НР". Мы не будем выискивать среди запорожских политиков и бизнесменов правых и виноватых. После нападения на Золотарева во всех российских и зарубежных редакциях "Нового Региона" узнали такие фамилии как Син, Анисимов и прочие. Мы никогда не любили нуворишей, а теперь не будем любить их ещё больше. Ждите следующих публикаций!» - сказал он.
Заинтересован в максимально детальном расследовании ЧП еще один невидимый участник запорожских боев - бизнесмен Евгений Черняк. Эту заинтересованность в виде желания получить сатисфакцию за все нанесенные обиды подтверждают и источники из его окружения, и тот факт, что сейчас дело Павла Золотарева ведет юрист, много лет работавший на бизнесмена.
История с Павлом Золотаревым чем-то напоминает события двухлетней давности, когда якобы избили якобы журналистку Алину Котенко. Ирония судьбы: Алина - креатура Павла Золотарева, созданная в его бытность на сайте «Репортер». Тогда ресурс еще принадлежал Владиславу Грабовскому, члену БФ «Патриот Запорожья» (учредитель - владелец ТМ «Хортиця» Евгений Черняк). Сейчас об Алине, ее избиении и появлении в 2011 году в дружественной «Репортеру» газете «Истеблишмент» несуществующего интервью советника Президента Александра Нефедова, Павел говорить не хочет: «Давайте не будем. Это сложная ситуация была и это - пройденный этап».
Как бы там ни было, главное отличие этих двух нападений в том, что порезы на лице и бедре у пострадавшего - реальные. Кто же их нанес - всё еще вопрос. Сразу после нападения по СМИ разошлась информация, что на запорожского технолога-журналиста напали с заточкой. Пострадавший утверждал это с полной уверенностью, так же, как и заявлял, кто конкретно на него напал. Позже вопрос заточки стал спорным. Как и остальные заявления по поводу следа заказчиков нападения.
Версий несколько. Первая: если бы работал профессионал, он бы резал/ пугал/ предупреждал по-другому. То, что это не могла быть заточка, рассматривая характер повреждений на фотографиях и видео, настойчиво утверждают представители мира, в котором заточку в руки берут только по делу. «Не заточка!» - неофициально говорят и эксперты из правоохранительных органов. К тому же характер ран говорит о том, что нападавший мог быть сам напуган не меньше, если не больше того, кого атаковал. А еще «так не пугают», - говорят те, кто пугать умеет профессионально.
Вторая версия: бил таки профессионал, так как умудрился не задеть ни одного жизненно важного органа. Почему лицо? «Может, потому что каждый день буду смотреть в зеркало и вспоминать», - предполагает сам пострадавший. И уточняет: уже есть данные, что накануне его график у соседей выясняли неизвестные парни, которые представлялись милиционерами, что лишний раз доказывает - нападение было неслучайным.
Есть третья версия: напали на Золотарева, чтобы через него напугать кого-то третьего. И четвертая: за несколько дней до этого на своей странице в Facebook Павел опять начал агрессивно-нелестно высказываться по поводу коллег из Крыма, где он был техническим кандидатом от сателлита Партии регионов и где всё закончилось большим скандалом. Буквально накануне нападения все посты он стер. Сейчас говорит, что это была шуточная переписка с хорошим товарищем.
Журналист & технолог
Все формальные признаки журналиста Павел Золотарев получил около трех месяцев назад. Тогда он возглавил корпункт неизвестного широкой аудитории российского сайта «Новый регион 2». По его словам, в редакции работают еще как минимум два штатных журналиста. Офис редакции находится по адресу: ул. Артема, 6. Это помещение компании «Селена», которое принадлежит верному союзнику Евгения Черняка - «последнему патриоту» Юрию Ружину. Офис там Павел получил «на дружественной ноге», и, по его словам, расплачивается взаимозачетами: оказанием имиджевой поддержки другим направлениям деятельности бизнесмена. Кто платит зарплату редактору? «Моя зарплата - формальность. Мне интересен сам проект», - говорит редактор.
С Павлом Золотаревым мы встретились утром, 25 апреля, в кафе. За 50 минут встречи он допил полный стакан виски Hankey Bannister и заказал еще один. То, что был пьян и в момент нападения, не отрицает: «Конечно, пятница, вечер, День космонавтики. Но это к делу не относится». «Алкогольное опьянение», кроме «множественных колото-резаных ран лица, шеи, правого бедра», значится и в диагнозе при выписке пострадавшего из больницы.
- Павел, почему вы уверены, что ваша профессиональная деятельность - главный мотив нападения?
- В последнее время я никаких проектов, кроме «Нового региона», не веду, поэтому рассматривать что-то еще нет никакого смысла.
- В своих интервью после нападения вы говорили, что оно связано с мэром и «смотрящим». Это так?
- Называть напрямую фамилии - бездоказательно и голословно с моей стороны. Я могу сказать, что в последний месяц на сайте был проект по «засветке» ситуации в Запорожье через народных депутатов. Мы собирали мнения и решили поинтересоваться у депутатов о местной власти, коррупции, офисе на Патриотической (там расположен офис Евгения Анисимова. - Авт.). Были комментарии и от депутатов из Партии регионов. Если ситуация раскручивается локально - это одно. А крупное информагентство, которое работает не только в Украине и России, - другое. Одно дело, если местный чиновник говорит о проблеме, другое - руководители парламентских комитетов. Слишком большое эхо пошло.
- В чём выражалось это эхо?
- В «засветке» ситуации из уст спикеров не местного, а всеукраинского масштабов.
- Как вы думаете, какой была цель нападения?
- Если бы я был специалистом, я бы понимал, почему всё случилось так. Удар в шею - близко артерия, в ногу - тоже. Били профессионально, но хотели напугать, или били непрофессионально, но хотели нанести более тяжкие повреждения? Затрудняюсь ответить. Но потеря крови была очень существенная.
- Как вы прокомментируете мнение, что запорожское отделение сайта «Новый регион 2» создан для решения вопросов в Киеве? О чём может идти речь?
- Запорожская редакция создана сама по себе. Мое руководство - Александр Щетинин, генеральный директор. Естественно, существуют клиенты. Медиа должно приносить прибыль. Мы пока раскачиваемся. 2,5 месяца - это не срок. У меня есть полная статистика: на данный момент у меня около 4000 хостов в сутки и 80% - Запорожье. Это отличный показатель.
«Новый регион» - это сетевое издание. Он предусматривает использование региональных площадок как технологию. Вот, например, одна из политик издания: мы никогда ничего не снимаем.
- Вы допускаете мысль, что профессиональное журналистское сообщество однажды скажет: Павел Золотарев врет. Например, это была пьяная хулиганская драка?
- А всё это можно проверить. Есть материалы уголовного дела. Есть показания.
- А вы можете ошибаться? Думали о том, что ваша ситуация может стать повторением нравоучительной истории о волках и пастушке?
- Знаете, в больнице у меня было время разобрать все «от» и «до», поднять все мои грешки нескольких последних лет. Это все равно не то. Это не месть одного человека. Притчу о пастушке и волках знают все. Но я-то не пастушок. Я-то не бросался и не собираюсь бросаться голословными утверждениями, что мне угрожают. Сначала разберемся: ресурса у нас хватает.
- Почему запорожское журналистское сообщество вас не воспринимает как журналиста?
- А я не журналист. Я технолог. Моя работа - технологии.
- Если вы не журналист, почему во всех СМИ вы говорите, что на вас напали как на журналиста?
- Здесь есть нюансы. После того, как я взялся вести «Новый регион», формально я могу уже на себя эту «тряпочку» повесить. Официально я главный редактор запорожской редакции «Новый регион».
- Так на вас напали как на журналиста или технолога?
- Здесь я затрудняюсь ответить.
Кстати, вкладку «Запорожье» на сайте «НР2», по открытой статистике, пока всё-таки читают не тысячи запорожцев, а в среднем, до 300 человек в сутки. Текст, из-за которого, как считает Павел Золотарев, и могли на него напасть: «"Смотрящим" из Запорожья начинают интересоваться в Киеве», был опубликован всего за три дня до нападения. Причем, во вкладке «Киев». За этот месяц его видело 462 человека.
Сейчас пострадавший взял тайм-аут для того, чтобы переосмыслить всё произошедшее. «Меня интересует правильное лобби ведения уголовного дела, понимание, как мы будем двигаться дальше. Потому что оставлять этот вопрос никто не будет», - обещает Павел Золотарев.
А Запорожье опять напоминает такой себе заколдованный лес, в котором, куда бы ты ни пошел, всё равно приходишь к двум неизменным избушкам с неизменными двумя жителями: такими себе купцами-ростовщиками Колыванами из известного мультфильма о Трех богатырях. Вот и расследование нападения на политтехнолога Павла Золотарева тоже неизбежно сводится к этим двум тропинкам. И, конечно, как и положено заколдованному месту, здесь искажается все. Даже то, что могло бы быть правдой. И, возможно, нею было...
Наталья Выговская, Запорожье
Фото - «Нового региона» и автора