detector.media
Борис Бахтеев
для «Детектор медіа»
01.12.2012 16:01
Пощёчина с экрана
Пощёчина с экрана
Кого Леонид Сенкевич («Безумная неделя, ТВі) высмеял, то это пассажиров. Высмеял зло и ехидно. И тем самым защитил честь и достоинство «Укрзалізниці» - да и власти в целом
Есть на канале ТВі такая программа – «Безумная неделя» («Шалений тиждень»). Ведёт её Леонид Сенкевич. Выходит она каждую пятницу; её жанр можно определить как ироничные новости. Нечто среднее между «Підсумками» Вахтанга Кипиани и «Альбертэйнштейном».

Сюжеты программы бывают удачными, а бывают не очень; бывают более остроумными, а бывают менее. В общем, как и во всякой передаче, выходящей регулярно с чётко определённой периодичностью. На фоне слишком уж некомфортной нашей действительности подобные программы играют исключительно позитивную роль. Даже при условии субъективного подбора тем и нарушения их масштаба. Скажем, целых три сюжета о некоем Дарте Вейдере в выпуске от 23 ноября были явным перебором.

Точнее, были бы, если бы подобный жанр и вправду был призван информировать. Но на него возложено совершенно иное задание – вселять надежду, не давать разувериться. Убеждать: окружающая действительность не столько грустна, сколько смешна. И это задание «Безумная неделя» выполняет. В основном выполняет. Тем труднее оценить ещё один сюжет из того же выпуска от 23 ноября. Посвящён он был «Укрзалізниці».
 


 
«Следующая новость – из рубрики “Чем хуже, тем лучше”, - начал ведучий. -“Укрзалізниця” настаивает на выделении из бюджета почти трёх миллиардов гривен на обновление парка пассажирских вагонов. Закон Украины о железнодорожном транспорте гласит, что пассажирский подвижной состав должен закупаться за счёт государственного бюджета Украины. Однако за 21 год независимости Украины денег в госбюджете не нашлось даже на один вагон. Таким образом, мы вынуждены ремонтировать и продлевать срок службы устаревших вагонов, жертвуя качеством перевозок, - отмечают в ведомстве».

Ну, пока что ничего особенного. Уже думалось: вот сейчас достанется этой “Укрзалізниці” на орехи. А оказалось, что досталось совсем не ей: «Я не пойму: они что там, хотят, чтобы все поезда у нас в стране были вот такие?» На экране появился рисунок какого-то супермодернового поезда, который очень уж напоминал пресловутые «хюндаи». Ведущий продолжал: «А вагоны – вот такие?» На экрані появился новый рисунок -  интерьера вагона с сидячими местами – судя по всему, того же «хюндая». 

За кадром раздавался женский смех. Надо сказать, что ‘тот постоянный закадровый смех в данной программе казался чем-то не из той оперы. Вот если бы речь шла о тёщах, о блондинках или о тех же «хохлах» - он был бы уместен. В данном контексте он выглядел подсказками: смеяться надо вот тут. Он унижал аудиторию.

А ведущий иронизировал дальше: «Да вы в своём уме? Вы хотите лишить наши железные дороги самого главного – плацкартов? А вы знаете, что если в поезде нет плацкартных вагонов, то в нём нет души? (За кадром снова произошёл взрыв приятного женского смеха. – Б.Б.) Ведь именно в плацкарте познаются истинніе человеческие ценности – такие как семья, дружба, взаимопонимание, человечность, уважение к ближнему».

После каждого пункта ведущий делал многозначительную паузу, за кадром в очередной раз происходил взрыв смеха, а на экране появлялись фотографии. Мужчина, спящий на полке, и женщина, спящая сидя в его ногах. Большая компания парней: вероятно, призывников или дембелей – а может, и студентов. Мужчины в банно-прачечном виде. Пятеро улыбающихся солдат – в российской, кстати говоря, форме. И, наконец, кульминация: мужская нога в драном носке около подушки, на которой возлежит женская голова. Запустите в гугле «плацкартный вагон», и вы тут же увидите все эти фотографии.

Британцы времён королевы Виктории, вне всякого сомнения, все показанные на фотографиях ситуации посчитали бы за безобразие форменное: пассажир в поезде должен сидеть молча и одиноко и излучать чувство собственного достоинства. Если же вы не завзятый викторианец, вам только и останется, что сказать: на всех фотографиях, кроме разве что драного носка и банно-прачечных мужчин, нет абсолютно ничего страшного. Ничего, позорящего человеческие честь и достоинство. Напротив: компании, путешествующей вместе, в «хюндае» и собраться негде.

Сама по себе картинка не вызывала ни малейших негативных эмоций. Но – вот же она, волшебная сила телевидения! – благодаря стараниям господина Сенкевича обстановку в плацкартных вагонах следовало воспринимать как однозначно неподобающую.

А рассказ продолжался: «Поймите, никогда мы не променяем запах жареной курицы, очереди в туалет, уголь в тамбуре на прогресс и цивилизованность. Мы ведь так привыкли к продавленным матрацам, сырому белью, санитарным зонам, грязи, сквознякам, верхним боковым возле туалета и непередаваемому аромату странствий. Нам не нужен ваш европейский комфорт и скорость, нашим людям – не главное доехать в точку назначения, главное – сам процесс. Или вы думаете, что правительству некуда потратить почти три миллиарда гривен из бюджета? Поверьте, есть куда. Так что, как говорится, тише едешь – дальше будешь. Хотя куда уж дальше?»

Мощным завершающим аккордом стал новый взрыв закадрового смеха – долгого и раскатистого. 

А когда он стих, возникли вопросы. Такой, например: в чём, собственно говоря, обличал господин ведущий «Укрзалізницю» и власть в целом? Над чем он иронизировал? Над тем, что объявленная хюндаизация всей страны до сих пор не завершилась полной и окончательной победой? «Нам не нужен ваш европейский комфорт» - вот ведь, оказывается, «Укрзалізниця» нам его предоставляет! Да ещё и в изобилии, бери не хочу!

Да, кстати: откуда «УЗ» должна брать деньги на новые вагоны, если не из бюджета? Их готов пожертвовать Леонид Сенкевич? Три миллиарда – это много? А сколько нужно? Ничего этого в сюжете не было. 

А знает ли господин ведущий, какие в Украине расстояния? А знает ли он, что более дешёвые плацкартные билеты, как правило, достать намного сложнее, чем дорогие купейные, а тем более СВ? Да, Украина – небогатая страна. Да, многие и многие украинцы считают каждую копейку. И за это их осмеивать?

Кого Сенкевич высмеял, то это пассажиров. Всех нас с вами. Высмеял зло и ехидно. И тем самым защитил честь и достоинство «Укрзалізниці» - да и власти в целом. Показал ей: нечего прислушиваться к претензиям этого быдла – оно, быдло, того не стоит. Не заслужило.

Весь сюжет точно с таким же успехом можно было изложить одним недлинным предложением: «Ну что за люди эти хохлы – жлобятся себе «лексусы» купить, а всё хотят ездить в плацкартных вагонах и жрать в них своё сало!» 

Журналист, как и любой другой человек, имеет полное право быть снобом, мизантропом, нарциссом и вообще кем угодно. Он имеет полное право причислять себя к элите, номенклатуре и даже дворянскому сословию, а своих зрителей считать плебеями недостойными. Единственное, чего он не должен делать, - это демонстрировать своё высокомерие с экрана. Считаешь себя существом высшего класса – на здоровье, но только в свободное от выхода в эфир время. Как представитель любой другой профессии, как врач, учитель, водитель, продавец и кто угодно ещё. Демонстрировать своё презрение к зрителям, обплёвывать их с экрана – непрофессионально.

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY