detector.media
20.07.2012 16:30
The Newsroom. Нечто новое о новостях
The Newsroom. Нечто новое о новостях
Сериал Newsroom – о журналистах и для них. Он далек от суровой реальности украинских СМИ, но вполне мог бы стать учебным пособием для всех, кто производит новости

Телеканал HBO, больше известный украинскому зрителю по сериалу «Секс в большом городе», запустил драматический сериал The Newsroom, который русскоязычные переводчики (украинские пока не обратили на него внимания) переводят либо как «Новости», либо «Отдел новостей».

 

Первый эпизод сериала наделал много шума в американской прессе. Тамошние журналисты обратили внимание на два момента.

 

Во-первых, эпизод посмотрели 2,1 млн человек - это своеобразный рекорд. «Новости» лишь немного не дотянули до премьеры сериала «Игры престолов», премьеру которого в 2010 году посмотрело рекордное количество зрителей - 2,2 млн человек.

 

Во-вторых, удивление вызвало то, что сериал «без сисек», неглупый, о серьезных вещах и не чуждый патриотизма вообще смог привлечь внимание зрителей. «Там нет обнажёнки. Да, есть некоторые ругательства, но ничего такого. Так почему этот сериал получил такую популярность?» - удивлялся в своей статье обозреватель The Hollywood Reporter Тим Гудмен.

 

Идейным вдохновителем и автором сценария The Newsroom является Аарон Соркин, известный широкому зрителю как автор сценария к фильму «Социальная сеть» о создателе Facebook Марке Цукерберге. В 2010 году он получил «Оскар» за этот фильм. Неширокому зрителю Соркин известен как сценарист сериала The West Wing («Западное крыло») - о трудовых буднях администрации президента США. Сериал шел на телеканале NBC и продержался там 7 сезонов. Вполне возможно, что подобный успех ожидает и The Newsroom. Уже после второй серии «Новости» руководство НВО приняло решение, что сериал будет иметь продолжение, так что второй сезон неизбежен.

 

События разворачиваются на несуществующем телеканале Atlanta Cable Network, на котором пять раз в неделю выходит, как бы у нас назвали, авторская программа, ведущим которой является разочаровавшийся в людях сноб Уилл Макэвой (Джефф Дэниэлс).

 

Уверен, что прототипом канала выступил CNN. Не потому что в названии есть две из трех букв самого известного в мире новостного телеканала, а потому что вещает ACN тоже из Атланты.

 

Выйдя из отпуска, главный герой узнает, что практически все, с кем он делал программу до этого, вместе с его продюсером ушли делать утренний блок новостей, посчитав, что лучше им держаться подальше от этого ass, который и по именам-то их не всех знал. Но поскольку ACN не намерен терять проект, руководитель службы новостей канала Чарли Скиннер (Сэм Уотерсон) приглашает в программу исполнительного продюсера Макензи Макхейл (Эмили Мортимер) со своей командой. Последние годы она проработала в Афганистане и других горячих точках. Более того, между Макэвоем и Макхейл раньше был роман, и новому появлению в своей жизни бывшей пассии звезда эфира явно не рад.

 

На этом схожесть с традиционным «мылом», где также выпукло выступают якорные типажи (добрый злодей - мудрый учитель - старая любовь) заканчивается и начинается то, ради чего этот сериал стоит смотреть журналистам и всем, кого интересует наше закулисье: как делать новости.

 

Не пытайтесь найти технологических совпадений между производством новостей на ACN и любом украинском телеканале. У нас нет отдельных ньюзрумов для программ хронометражем 42 минуты, в которых трудится по 25 человек. На наших каналах нет общей для всех новостийщиков страны компьютерной программы, в которой ранжируются по степени важности события, сообщения о которых стекаются со всех информагенств. У нас нет для каждой программы отдельных режиссерских групп и аппаратных. Но проблемы, с которыми сталкиваются американские журналисты, практически такие же, как и у нас.

 

«Мы не делаем телевидение, мы делаем новости», - эти слова Макензи Макхейл можно считать девизом всего сериала и кредо этой выдуманной команды.

 

Что важнее - рейтинги или информация, нужная зрителю? Должны ли новости потакать вкусу толпы или важным является только то, о чём мы говорим? Кто вообще наш зритель-читатель? Первые две серии дают ответ на эти вопросы. Рейтинги важны, но подстраиваться под зрителя нельзя. Лучше делать новости для горстки умных людей, чем для тысяч тупиц. В конце концов, это может привести к тому, что эти самые тупицы поумнеют, и поможет им в этом эта самая программа.

 

Да, это звучит нагло, заносчиво, излишне самоуверенно, но кто сказал, что это неправда? Вспомните украинские выпуски новостей, и вы поймете, что большинство из них ориентированы именно на тех, кто мало разбирается в экономике и политике, но при этом смакует сообщения о выброшенных в мусоропровод младенцах и кровавых убийствах. Наши новости перестали быть источником серьезной информации, превратившись в реалити-шоу, где играют на низменных инстинктах, страхе и чувстве «ух, слава Богу, что это произошло не со мной».

 

Справедливости ради стоит сказать, что в аналогичной ситуации оказались не только отечественные медиа, но и те же американские СМИ, которые сейчас переживают кризис доверия.

 

В какой-то мере сериал The Newsroom - это попытка вернуть утраченные позиции, показать, что на самом деле жизнь не только злая и унылая, что людей интересует то, как можно жить честно, свободно и радостно.

 

«У нас новый формат, где в приоритете информация, нужная зрителю. Ее мы накладываем на контекст, а затем пытаемся показать зрителю лучшие версии противоположных доводов», - объясняет пиарщику канала герой Джеффа Дэниэлса, подчеркивая, что мечтал заниматься именно такими новостями всю свою жизнь.

 

Этот фильм вообще полон цитатами, которые могут стать правилом для честных журналистов, в независимости от места их работы. «Студия - зал суда, где ведущий - адвокат у обеих сторон». «У каждой истории не две стороны, у некоторых из них пять». «Я не хочу никого жалеть, мне нужны факты». Хочется подписаться под каждым словом!

 

А вот одна из моих любимых цитат. Героиня Эмили Мортимер (к слову, замечательная актриса) адресовала ее вполне успешной ведущей короткого экономического блока, которую она хочет переманить в свою программу: «Хотела бы работать больше?». Заметьте - не за большие деньги или за частое присутствие в эфире, что гарантирует узнаваемость и карьерный рост. Главное слово «работать».

 

Да, возразят те, кто работает не в идеальных для творчества условиях телеканала ACN, а где-нибудь в телекомпании на Волыни или в Запорожье, всё это классно и замечательно, но это кино. У нас же всё по-другому: гендиры-коррупционеры, не гнушающиеся баблом за положительный сюжет даже от владельца ларька; идиоты-редактора, боящиеся пропустить слово «свобода», причем неважно в каком контексте; да и сами мы боимся потерять место, а значит, готовы идти на компромисс... Я знаю. И я не знаю, как это изменить. Ну, нет у меня рецепта. У кого-то есть, а у меня нет. Единственное, что знаю, - что надо «работать больше».

 

Валерий Калныш, заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ», специально для «Детектор медіа»

Фото - www.esquire.com

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY