Выступая 5 ноября на торжествах, посвященных 60-летию украинского телевидения, премьер-министр Николай Азаров акцентировал внимание телевизионщиков на необходимости «инноваций в коммуникации с обществом». «Наше уставшее от социальных, экономических и политических испытаний общество как никогда нуждается в позитивных идеях, в подъеме, как говорят ученые, пассионарных сил. Уверен, сегодня каждый работник телевидения понимает, что на нем тоже лежит ответственность за успешное развитие страны», - заявил он. Возможно, Николай Янович редко смотрит телевизор или просто не замечает, что установка на позитив давно стала на всех каналах доминирующей. В любом случае, его слова свидетельствуют о том, что интересы государства в сфере телевизионного вещания и интересы самих телевещателей счастливым образом совпали. В стране сама собой складывается «телевертикаль». Хорошее определение этому явлению дала московский критик Слава Тарощина в своей колонке на Газете.ru: «Телевертикаль - чисто отечественное изобретение: лояльность власти в политическом вещании обменивается на вседозволенность во всех остальных сегментах ТВ». Иными словами, власть четко дала понять телеканалам: они могут транслировать почти все что угодно, лишь бы зрители думали, что их жизнь улучшается уже сегодня. Телевизор должен стать «таблеткой счастья», позволяющей забыть о повышении налогов и цен, о протестах предпринимателей, учителей, афганцев, чернобыльцев, о газовой проблеме, наконец - о Тимошенко как о явлении.
Собственно, в концепцию этого телевизионного счастья хорошо вкладывается уже сама лояльность каналов власти. Результаты мониторинга новостных программ на ведущих телеканалах, представленные 7 ноября Академией украинской прессы и Институтом социологии НАН, свидетельствуют о том, что политических новостей в эфире заметно поубавилось, хотя политика в стране не перестала существовать. Как отмечают эксперты, в среднем три четверти теленовостей 2011 года касаются Украины, и только каждое пятое сообщение - политическое. При этом больше внимания в них уделено, конечно же, власти, а не оппозиции. То есть у телезрителя должно сложиться впечатление о бесконфликтности политической и общественной жизни, о том, что власть работает, в стране стабильность и в завтрашнем дне можно быть уверенным. Между прочим, во время опроса, проведенного Центром Разумкова в 2008 году, подавляющее число респондентов (35,6%) ответили, что для счастья им в первую очередь необходима именно уверенность в завтрашнем дне (для сравнения: лишь 6,1% из них назвали таким условием любовь).
Впрочем, политическая и экономическая реальность в стране действительно скорее такова, что хочется не погрузиться в нее, а отрешиться от нее. Но современное украинское телевидение, создавая у зрителя иллюзию благополучия, приучая его к мысли, что избавление от политизированности - сродни счастью от похудения, заряжая его общим «позитивом», если и способствует таким образом «подъему в обществе пассионарных сил», то совсем не в том смысле, который вкладывал в свои слова премьер-министр.
Счастье в виде приза
Лев Гумилев, который ввел в научный оборот слово «пассионарность», называл им «необоримое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)». Так вот, горизонт целей, который очерчивает перед своей аудитории современное телевидение, таков, что культивируемые им «пассионарии» являются не «новыми людьми», жертвующими своей энергией ради общественных перемен, а банальными азартными игроками. Ведь ТВ сегодня превратилось в Большое безумное колесо фортуны, предлагающее выиграть и реальные деньги, и все виды счастья - «простое женское», «наивное девичье», «примитивное мужское» и т.д.
Если женщина считает, что счастье - это выйти замуж за принца, телевидение говорит: нет проблем. И запускает второй сезон шоу «Холостяк» со свежим роковым мужчиной - принцем Френсисом Метью. Придите - и выиграйте его (реального замужества, правда, телеканал не гарантирует). Если счастье в том, чтобы стать звездой эстрады, - к вашим услугам широчайший спектр вокальных шоу: от «Голоса країни» до «Караоке на майдані». Если ничего в мире не хочется больше, чем сбросить лишний вес, - вам на «Зважені та щасливі». Будете худеть лучше всех - получите 250 тыс. грн. Если счастье сводится к деньгам - принимайте участие в разнообразных телелотереях. Хотите завести ребенка - подумайте, надо ли вам такое счастье; возьмите на время съемок реалити-шоу ребенка напрокат. Что и говорить, счастьем стало и просто попасть «в телевизор», побыть звездой или рядом со звездами, ощутить на себе внимание публики, удовлетворить тщеславие. Как утверждают пресс-службы телеканалов на сайтах проектов, от желающих попасть на них нет отбоя - например, на кастинг «Адской кухни-2» записались пять тысяч человек.
В свою очередь, приз, который получают стойкие телезрители, способные выдержать целый сезон какого-нибудь талант- или реалити-шоу, - разнообразные рецепты счастья, которыми изобилуют подобные проекты: как себя вести и как выглядеть, чтобы понравиться потенциальному супругу, как строить отношения в семье, как завоевать авторитет у детей и вообще как надо жить.
Капризы женского счастья
Примечательно, что тенденцией на украинском телевидении стало обустройство именно женского счастья. В этом есть своя логика. Согласно результатам исследования, проведенного в 2006 году Киевским международным институтом социологии, одной из самых счастливых категорий населения в Украине являются молодые образованные женщины, которые много зарабатывают или вовсе не работают. Работа, в свою очередь, незначительно влияет на уровень счастья украинцев - возможно, потому, что вознаграждение за нее в нашей стране не соответствует приложенным усилиям и уровню социальных запросов. В самой же большой мере способствуют счастью семья и интимная жизнь. Таким образом, разнообразные телешоу, идейным, тематическим или сюжетным ядром которых являются «женские проблемы и их решения», сразу же попадают не только в свою целевую аудиторию, но и в гамму общих социальных ожиданий. Ведь суть этой продукции сводится к тиражированию позитивных установок типа «ты достойна лучшего», «ты можешь быть неотразимой», «ты добьешься успеха», «ты будешь счастливой». Если это не так - смотри и делай выводы.
Вот только счастье, которое получают герои передач, часто заканчивается вместе со съемками проекта. Герой первого «Холостяка» Макс Чмерковский так и не женился на победительнице шоу. Бывшие заключенные, участники проекта «Джентльмены на даче», получили кто сертификат на имплантацию зубов, кто на курс реабилитации в наркологическом центре, за кого-то организаторы шоу хлопотали, чтобы устроить на учебу. Но в полной мере социально адаптировать всех «джентльменов» не удалось - один из них даже снова попал в СИЗО за кражу.
Что и неудивительно - счастья принято добиваться, трудиться над ним, а не получать его в виде приза, вынесенного в студию.
Юрий Рыбачук, life.comments.ua
Иллюстрация - life.comments.ua