Обозреватель социальных медиа, оптимизатор заголовков, специалист по слайд-шоу и базам данных,главный куратор
В день, когда власть в ливийском Бенгази перешла в руки повстанцев, сотрудник крупнейшей в США сети радиостанций National Public Radio Энди Карвин разместил в своем блоге в Twitter 1453 сообщения (839 постов и 614 ретвитов). Он много писал и до этого, но 18 февраля установил абсолютный рекорд. И это была непростая работа - по его собственному признанию, арабскую весну он сидел за компьютером по семь дней в неделю, часто по 16 часов в сутки.
За то, что многие делают бесплатно, Карвин получает деньги. Он представитель одной из новых специальностей, которые, согласно составленному на этой неделе списку американской некоммерческой организации Center for Sustainable Journalism (CSJ), появились в журналистике благодаря распространению интернета.
Всего в списке 11 пунктов. Работа Карвина называется «обозреватель социальных медиа». Это люди, которые ищут в блогах информацию, а также проверяют с их помощью появившиеся в других СМИ факты. Обозреватель социальных медиа - не единственная новая профессия, которая должна появиться в редакциях благодаря соцсетям. С тем же материалом будут работать исследователи контента, специалисты по поведению пользователей в соцсетях, по вирусному маркетингу и гражданской журналистике.
Без кого еще не смогут обойтись СМИ? По мнению CSJ, без оптимизаторов заголовков. Людей, которые придумывают «понятные» поисковикам заголовки. Именно через «Яндекс» и Google теперь читают газеты, журналы и новостные сайты многие интернет-пользователи. В традиционных СМИ за заголовки обычно отвечают выпускающие редакторы, однако, возможно, делать это им осталось недолго - в интернете эта работа требует особой квалификации.
Делиться с новыми сотрудниками полномочиями, похоже, придется не только выпускающим, но и бильд-редакторам. Пока на их, как правило, хрупкие плечи ложится ответственность за весь мультимедийный контент. Однако уже в ближайшем будущем фотогалереями и инфографикой могут заняться совсем другие люди - специалисты по слайд-шоу и базам данных.
Должна расти потребность и в тех, кто может доходчиво объяснять сложные новости (так называемые популяризаторы). Ну и наконец, как считают американские эксперты, будут нужны технические специалисты: веб-разработчики и создатели электронных книг. Кроме того, в СМИ придут специалисты по работе с источниками и хранению информации - главные кураторы (Curator in Chief).
Кое-где на Западе эти прекрасные люди уже работают. Но стоит ли в России идти тем же путем?
Американский список в целом соответствует тенденциям на российском рынке. Число людей, которые предпочитают читать новости через поисковики и новостные агрегаторы («Яндекс.Новости», Google News), продолжает расти. В конце 2010 года с их помощью на информационные сайты заходило почти 27% пользователей. Зависимость российских СМИ от поисковиков наглядно продемонстрировал и августовский сбой в работе «Яндекса». Тогда информационные сайты потеряли до трети аудитории.
СМИ попадают во все в большую зависимость и от соцсетей. При этом работать с социальными площадками становится сложнее. Лишнее подтверждение тому августовская история со стеклом в баночках детского питания Nestle. Тогда в Facebook, «Вконтакте», LiveJournal и Twitter появилось множество сообщений об отзыве компанией детского питания Banana. Позднее тему подхватили СМИ. Закончилась же история публичным разбором полетов: компания выпустила пресс-релиз, в котором подтвердила отзыв одной партии детского пюре Nestle P'tit Pot с бананом. Однако это решение коснулось Франции, а не России, как можно было понять из сообщений блогеров. В России же Nestle столкнулась с вирусной атакой. В принципе, искать и проверять в соцсетях информацию может любой желающий: используемые обозревателями социальных медиа сайты и инструменты общедоступны. Однако «большинство людей не хочет проделывать эту работу», полагает Энтони де Роса, занимающийся в Reuters тем же, что и Карвин.
Не все так очевидно с электронными книгами. Некоторые СМИ за рубежом действительно стали выпускать электронные книги, приуроченные к крупным событиям (вроде ликвидации Усамы Бен Ладена). Интерес СМИ к рынку электронных книг понятен: их продажи в США в прошлом году приблизились к $1 млрд.
Российским игрокам такие объемы пока только снятся. Однако большинство других специалистов из списка CSJ совершенно очевидно могли бы быть полезны и у нас, причем уже сейчас.
Фото - wordpress.com