detector.media
Юрий Иванов
для «Детектор медіа»
24.07.2011 15:47
Мишель Легран напоминает
Мишель Легран напоминает

В Германии на кнопке Баварского ТВ в лучшем телевремени я слышу звуки первейшего из искусств - настоящей музыки. Раз в неделю идет цикловая программа нашего побратима по стране и столице - Баварии и Мюнхена - BR klassik. На сей раз с участием Мишеля Леграна из соседней страны.

 

Все это смотрится и слушается миллионами благодарных телезрителей Европы. Несмотря на классику, стихи и симфонии. Или смотря, даже рейтингово, почти как футбол.

 

Давным-давно, еще в Союзе, проходил Фестиваль молодежи и студентов - как крупнейшее пропагандистское мероприятие дружбы всех народов. Добрался фестиваль и до Киева. И представители киевской молодежи и студентов вдруг по слухам, а не по афишам и объявлением (их не было) узнали, что в здании театра имени Франко состоится один концерт большого и настоящего джаза под управлением какого-то Леграна.

 

Проникли в театр, заполнили его до отказа... и открылась настоящая джазуха. Как большая и серьезная музыка, когда чувствуешь себя радостно-печально и приятно качаешься на этих упругих волнах ритмов и мелодий.

 

Джазом свободно и умело дирижировал молодой человек, похожий на вытянутый вопросительный знак. Настоящий музыкант. Какие у него в оркестре были трубы и саксофоны, как он сам виртуозно соображал свои импровизации на фортепиано, какая гармония!

 

Для нас это был приятнейший музыкальный сюрприз того времени. А потом Мишель Легран уехал к себе в Париж и сочинил музыку к кинофильму «Шербургские зонтики», став всемирно известным. Ля-ля-ля-ли-ляля - одна из самых романтических мелодий прошлого века, кому нравится.

 

И вот я вижу по Баварскому ТВ сильно постаревшего Леграна, но элегантного, седого, с кудлатыми бровями и уже похожего не на вопросительный, а на худющий восклицательный по своей знаменитости знак. Ему стоя аплодирует переполненный зал - зрители и в бриллиантах и смокингах, и в джинсах и распахнутых рубашках - так одеваются немцы.

 

В концерте участвует очень Большой симфонический оркестр Баварского радио и телевидения. Солисты-вокалисты.

 

Прямой эфир и трансляция из филармонического зала нового типа - никаких балконов и лож. Асимметричный амфитеатр, где всем хорошо видно и слышно. Рирэкран на заднике огромной сцены. Эфирный показ действа в высшей степени профессионален музыкально. Режиссер, конечно, умеет читать ноты. Если в оркестре звучат флейты, то в кадре они, а не скрипки. Когда созвучие всего оркестра - замечательные средние и общие планы, дирижер врезается деликатно. У вокалистов - хорошо поставленные в свете поясные портреты.

 

И вот из зала вызывается с бурными аплодисменты сам Легран. Большой музыкант садится за рояль и на высоком уровне, виртуозно исполняет попурри своих мелодий. В какой-то части - и по джазовому, что особенно симпатично. Музыкант! Такой Мишель мог разыскать и вызвать на концерт в «Олимпию» неожиданную Тамару Гвердцители.

 

 

Все замечательно. BR klassik c Леграном оканчивается ближе к полуночи. Идут подробные титры организаторов и телегруппы программы.

 

Я аплодирую коллегам и грущу. Ибо бывая в Германии и смотря ее «ящик», я не могу не сравнивать и не вспоминать свое. Перебираю свои материалы. Констатирую, что симфонической, камерной, джазовой музыкой, оперой и балетом, поэзией и драмтеатром у нас занимается, в основном, несчастный и беднейший госканал «Культура».

 

Писал, что у этого канала есть лишь один старый трансляционный микрофон, который по своей вынужденной ржавости стал передавать такие звуки, что наш известный дирижер отказался играть на такой микрофон. И я просил в «Детектор медіа» у чиновников - вместо контроля - «купите лучше "Культуре" хоть новый микрофон!». А что говорить о всей техбазе, если зачастую концерты и даже балеты снимаются одной камерой.

 

Зато «звезды», которые не то подпрыгивают, не то шепчут что-то на площадках шоу-биза, не будут записываться, если аппаратура и микрофоны в студиях не будут стоить меньше миллионов.

 

Хочется спеть старинный романс на сегодняшнюю тему: «Мне некого больше любить». Не Поплавского же или Мику Ньютон, если...

 

Я шел по Киеву, обклеенному афишами концерта «Ринго Стара и его ансамбля», я шагал ко дворцу «Украина», вспоминая мелодии «Битлов» - великих музыкантов и предвкушая живую встречу с одним из них. Я знал, что билеты в этот палац стоят баснословно дорого для обычного человека и надеялся на чудо «лишнего билетика» или еще на что-то.

 

У барыг билеты имелись всего лишь по тысяче. Мне повезло, оказалось, что просто в кассе есть по 350. За пять минут до начала - в последний ряд балкона. Я помчался наверх, спросил у билетера, где мое место. Билетер спокойно и неожиданно сказала: «Садитесь где хотите, на свободные». Я сделал панораму по партеру и балкону и обнаружил, что зал... полупустой. Я испугался и подумал: вот сейчас выйдет Ринго и увидит полупустой зал. Может быть, впервые в своей жизни. Ведь «Битлы» видели миллионы преданных зрителей.

 

Я сел растерянный в первом ряду балкона и спросил у соседа: сколько стоят билеты в первых рядах партера? Больше пяти тысяч за один... Концерт начался, когда зрителям разрешили занять пустующие места и они бросились вперед.

 

Я был рад увидеть и услышать живого Ринго. Но мне мешал окончательно получить кайф полупустой зал. Я понял, что настали времена пренебрежения музыкой и ее любителями (мало ли у нас осталось приверженцев «Биттлз»), которые не могут попасть даже на любимое... Ну и хрен с ними, есть же богачи. Которые не хотят заполнить такой концертный зал... Они лучше пойдут на Сердючку. Тоже ведь поет...

 

Все это - позор. И не подлежит никакому сравнению с европейским концертом, о котором я рассказал вначале. Но Дуня же хочет в Европу, куда, кстати, сбежала половина наших квалифицированных музыкантов. А Дуне отвечают: соберите вначале свой собственный рюкзачок с нашими европейскими вкусами и продуктами. С общественным и просветительским ТВ, что смогут дельно объяснить хотя бы разницу между бузой и хорошей музыкой, поэзией и прозой жизни. А не только про политику. Вам долго объясняли ваши же идеологи, что сначала надо поднять экономику, а культуру, просветительство, искусство - потом.

 

В итоге за 20 лет и то и другое не поднялось. Конечно, если в организме нет тестостерона, ничего не поднимается.

 

А наш Гоголь в который раз предупреждает: «Если музыка нас покинет». Так-таки плохо будет.

 

Картинка - http://muslib.ru/

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY