Интернет-портал о культуре Openspace.ru наконец нашёл инвесторов, однако на ближайшие три недели ушёл в неоплачиваемый отпуск. Ближе к концу июня «просторы» возобновят работу в прежнем, как они обещают, составе и объёме. И это очень хороший знак для отечественного медиарынка.
Редакционный дисклеймер на Openspace.ru гласит, что издание испытывало «в последние полгода серьёзные трудности с финансированием. На их преодоление ушло довольно много времени и сил». Новые инвесторы пообещали не только поддержать портал на плаву и способствовать его дальнейшему развитию, но и расплатиться с долгами: штатные сотрудники Openspace не получали зарплату с февраля, а внештатные авторы - с октября 2009 года.
Уже точно известно, что одним из инвесторов в Openspace станет Александр Винокуров, основатель банка «КИТ-финанс» и совладелец онлайн-издания Slon.ru. Остальными двумя соинвесторами могут стать, как написал российский Forbes, генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев и один из богатейших бизнесменов России Александр Мамут, в частности, владеющий компанией «СУП».
Александр Винокуров ответил на вопросы «Часкора».
- Принято ли уже окончательное решение по инвестированию в Openspace?
- Мы ведём переговоры, но они ещё не завершены, и сделка не заключена.
- Кто выступает вашими соинвесторами - всё, как написал Forbes?
- Мы ведём переговоры о партнёрстве с группой инвесторов, я собираюсь быть в их числе. Но назвать их имена пока не могу.
- Как будут распределены процентные доли в этом партнёрстве, уже понятно?
- Не до конца.
- Почему вы вообще обратили внимание на этот интернет-ресурс?
- Он давно нам нравится, а сейчас в силу не очень радостных причин появилась возможность и необходимость принять в нём участие.
- Вложение в Openspace для вас - бизнес или благотворительность?
- Мы с партнёрами считаем, что через некоторое время ресурс может начать зарабатывать деньги, и это исключительно бизнес-инвестиция, которая сочетается с положительным эмоциональным отношением к тому, что делает редакция.
- Вы уже представляете себе, как развивать сайт дальше?
- Так же, как он развивается сейчас. Нам очень нравится, как до сих пор работала редакция. Но если мы с партнёрами придумаем что-то ещё, мы обязательно поделимся нашими мыслями. Но пока нам кажется, если ресурс останется таким же хорошим, как он был, то этого будет достаточно.
- Почему вы инвестируете только в Openspace, а сразу не во все издания, входившие в ArtMedia Grоup?
- Я ничего не понимаю в принте, а небольшой опыт инвестиций в онлайн-медиа у меня есть.
- Правильно ли я понимаю, что, вкладываясь в Openspace, вы таким образом создаёте новый медиахолдинг, куда помимо интернет-портала входят радио «Серебряный дождь», телеканал «Дождь» и Slon.ru?
- Нет, у всех этих проектов разные владельцы. Телеканал «Дождь» принадлежит Наталье Синдеевой, «Слон» - мне и Леониду Бершидскому. У радиостанции «Серебряный дождь» совершенно другие акционеры.
- То есть Openspace так и останется для вас отдельной историей?
- Совершенно верно, это партнёрство, которое отличается от всех остальных. Могу только сказать, что все вышеназванные медиа могут между собой дружески взаимодействовать.
- Дружба может носить коммерческий характер?
- Да, конечно. Я имею в виду совместные редакционные и коммерческие проекты, промокампании.
- Сюда входит пакетная продажа рекламы?
- Да, собственно, именно об этом я уже давно думаю - о пакетной продаже рекламы «Слона» и Openspace. Думаю, если всё пойдёт, как задумано, такой пакет скоро появится. Аудитории порталов пересекаются.
- Почему вы так открещиваетесь от идеи медийного холдинга, чем она вам так несимпатична?
- Пусть холдинги принадлежат олигархам. По факту никакого холдинга у меня нет, так как основным признаком холдинга является наличие единого контролирующего владельца. Разве что мы с Натальей Синдеевой являемся близкими родственниками (улыбается. - Прим. «Часкора»). В моих проектах я выступаю просто как частный инвестор. Поэтому не надо навешивать никакой странный ярлык.
- Как сейчас обстоят дела в «Слоне»? Некоторое время назад г-н Бершидский писал в своём ЖЖ о том, что в издании были проведены некоторые сокращения и было решено печатать больше блогоколонок.
- Примерно в феврале-марте были действительно проведены незначительные сокращения - четыре человека.
В частности, один из трёх дизайнеров, один из трёх фоторедакторов и т.д. Те события, которые вы имеете в виду, не имеют к этому отношения. Мы увидели, что блоги - действительно наша сильная сторона, и стали относиться к ним внимательнее. А некоторые сотрудники, на мой взгляд, по разным причинам, приняли решение покинуть редакцию. Мне жаль многих из них. Я хорошо к ним относился. Но это не более чем их личный выбор.
- Связан ли упор на блоги с тем, что вы решили экономить на дорогом контенте в пользу дешёвых, а то и вовсе бесплатных постов в дневниках?
- Нет, мы не это имели в виду. Блоги - это выражение авторского мнения. Блоги пишут как штатные сотрудники, так и внештатные. За часть блогов мы платим, за часть - нет. Из уже опубликованных записей на блог-хостингах мы ничего не берём.
- Раз уж вы выступаете в своих проектах как частный инвестор, какова ваша стратегия - она носит краткосрочный или долгосрочный характер?
- Искренне планирую владеть проектами длительное время. Но ведь когда женишься, тоже планируешь на всю жизнь, а получается по-разному.
- А что вы сами читаете в Рунете? Какие проекты вам нравятся?
- Сначала «Слона». «Коммерсантъ» и «Ведомости» - много лет и каждый день. «Часкор» читаю по ссылкам из «Фейсбука». Forbesrussia.ru. Всё чаще и чаще - Marker.ru.
- А как вы относитесь к блогам? Они влияют на вашу информационную картину?
- Конечно, влияют. Я читаю некоторое количество блогов, но их состав иногда меняется. Последнее время читаю в Twitter информационные ленты зарубежных изданий: TechСrunch, FastCompany, Slate. Это очень удобно.
Анастасия Алексеева, интернет-издание «Частный корреспондент»
Фото - www.rospres.com