13 мая состоялось первое заседание созданного Президентом Виктором Януковичем Общественного гуманитарного совета
Анна Герман, секретарь совета, заместитель главы Администрации Президента, выступая на нем, так охарактеризовала это почтенное собрание: «Наш Общественный гуманитарный совет - это в своем роде совет мудрецов. Такие советы существуют во Франции у президента Саркози, и Европейская Комиссия имеет такой совет, и у немцев есть такой совет, он у них существует еще с 1963 года. Премьер-министр Испании в 2010 году тоже создал такой «совет мудрецов».
Справедливости ради напомним, что «мудрецами» окружал себя и бывший президент Виктор Ющенко, при нем существовал Национальный совет по вопросам культуры и духовности во главе с Миколой Жулинским. Этот орган ликвидирован, и вряд ли стоит здесь давать оценку его деятельности. Достаточно вспомнить символический факт - приглашенная в состав нацсовета поэтесса Лина Костенко на первом же заседании хлопнула за собой дверью, выразив этим свое отношение и к сути развернувшейся дискуссии, и к гуманитарной политике тогдашней новой власти вообще. В нынешнем «совете мудрецов» таких независимых людей, как Лина Васильевна, нет. Здесь либо те, кто в 2004 году примкнул к лагерю сторонников «бело-голубых» (архитектор Лариса Скорик, историк Петр Толочко, режиссер Михаил Резникович и др.), либо те, кто лоялен к любой власти (актер Богдан Ступка, поэт Иван Драч и др.).
Впрочем, кто бы ни входил в состав такого совета, его роль была и остается консультативно-согласовательной. А значит, реально влиять на гуманитарную политику государства «мудрецы» не будут. Однако Гуманитарный совет, как и его предшественник, является органом (пусть не государственным, но по крайней мере находящимся под патронатом главы государства), который хотя бы как-то вербализирует эту политику, выносит на обсуждение в верхах значимые вопросы гуманитарной сферы. Это важно, поскольку Минкульт такую функцию выполнять так и не научился, а Верховной Раде всегда не до этого.
Политику новой власти в гуманитарной сфере обрисовал, выступая перед «мудрецами», сам Виктор Янукович. Формирование национальной идентичности, возрождение национальной памяти, защита культурного, информационного пространства, поддержка украинских культурных индустрий и т.д. - ни один из этих вопросов, еще вчера входивших в официальный дискурс, в его выступлении не прозвучал. И неспроста. Виктор Федорович четко дал понять, что гуманитарная политика, как он ее видит, в основном сводится к социальной - повышению культуры на селе, обеспечению населения качественной медицинской помощью, улучшению жилищно-бытовых условий для педагогических и научно-педагогических работников и т.п. «Бедного можно накормить, так-сяк одеть, но при этом он останется бедняком, а не полноценным членом общества, где культура, наука, здравоохранение доступны каждому. Поэтому реализацию эффективной гуманитарной политики я непосредственно связываю с нашими успехами в выведении страны из глубокого экономического кризиса», - заявил он. Социально-экономический уклон в гуманитарной политике подтвердил профильный вице-премьер Владимир Семиноженко. «Стратегические планы, которые сегодня нарабатываются в гуманитарной политике, должны быть синхронизированы с экономическими реформами», - сказал вице-премьер.
А что же «мудрецы»? Академик Петр Толочко говорил о том, что нам нужно избавиться от комплекса исторической безответственности с тем, чтобы история объединяла, а не разъединяла людей. Глава правления Украинского фонда культуры Борис Олийнык предложил создать Государственный комитет защиты украинского языка. Литературовед Дмитрий Стус - «знаток новых технологий», как его представила Анна Герман, - отметил, что «культурные ценности, переведенные в цифровой формат, позволят за короткое время создать культурный фундамент, на котором можно будет начать трансформацию культуры, а значит - государства». А Богдан Ступка вообще попросил Президента (хочется верить в шутку) ввести в состав совета хотя бы одного олигарха, «чтобы легче было работать».
Совершенно очевидно, что Гуманитарный совет - далеко не «мозговой центр», каким он представляется Анне Герман. И даже суммарный авторитет членов совета не позволяет считать этот орган влиятельным, а значит, кураторство этим органом не добавляет влиятельности и лично Анне Герман. В лучшем случае он зарекомендует себя как дискуссионный клуб, в худшем - как собрание, которому не останется ничего другого, кроме как подводить философскую основу под политический курс новой власти. Ведь главные вопросы гуманитарной политики, как следует из слов Президента, будут решаться в доме не на Банковой, а на Грушевского - командой Азарова, Семиноженко и Табачника.
Юрий Рыбачук, еженедельник «Комментарии»
Фото - comments.ua