detector.media
13.05.2009 13:57
Каннский кинофестиваль станет битвой за выживание кино
Каннский кинофестиваль станет битвой за выживание кино
Ветераны фестивального движения пророчат: нынешний фестиваль будет особенным, эпохальным, историческим. Никогда еще в послевоенную эру индустрия массового кинематографа не находилась в таком тяжком кризисе, и никогда еще искусство кино не подвергалось такому суровому испытанию.

По мнению президента фестиваля Жиля Жакоба, речь сегодня идет о выживании авторского кино, и Канн должен стать ристалищем, где за двенадцать жарких дней рыцари чистого искусства докажут миру, что их еще рано хоронить.

 

«С разных сторон, особенно от англо-саксов, раздаются голоса, что авторское кино уже умерло, и что существует только предметное кино», - замечает Жиль Жакоб в своем послании к фестивалю.

 

«Они утверждают, что наше кино никто не смотрит, а значит, оно находится на грани вымирания, и что сегодня в авторском кино выживают только несколько второстепенных, зависящих от госфинансирования имитаторов. Если бы Абель Ганс был сегодня в живых, он бы занялся комиксами. Фриц Ланг, Пабст и Дрейер делали бы компьютерные игры, а Орсон Уэллс вновь взялся бы за радио-постановку «Войны миров», - иронизирует над критиками независимого киноискусства президент Каннского фестиваля.

 

Жакоб предлагает свою трактовку текущего момента в мировом арт-хаусе: авторское кино вовсе не умирает, но просто вступает в следующую фазу развития и обживает новые территории.

 

Пресс времени

 

Теперь, как замечает Жакоб, чтобы посмотреть кино новой волны или почувствовать на экране «дух Росселини», нужно ехать не в Париж и Рим, а в Бухарест или Пекин.


«Неужели пресс времени выдавил всю жизнь из западного кино? Неужели западноевропейский кинематограф выдохся, испугавшись тени своей собственной долгой истории?» - риторически вопрошает Жакоб.

 

Из 20 картин, приглашенных в главный конкурс фестиваля, жюри которого возглавляет Изабель Юппер, 12 сняты западно-европейскими режиссерами. Еще три конкурсных ленты («Яркая звезда» новозеландки Джейн Кэмпион, «Лицо» малазийца Цай Мин-Ляна и «Оставшееся время» палестинца Элии Сулеймана) сделаны на европейские деньги.

 

Даже каннским старожилам нелегко припомнить, когда в последний раз они видели на бульваре Круазетт такое количество суперзвезд европейской режиссуры, и когда главный фестиваль мира уделял такое пристальное внимание кинематографу Старого Света.

Президент Международной Ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) Андрей Плахов назвал программу предстоящего 62-ого Каннского фестиваля лучшей за полвека.


От «волны» до «догмы»

 

Ален Рене, 87-летний французский классик, полвека назад начавший ту самую «новую волну» в кино, энергию которой, по мнению Жакоба, сейчас легче ощутить в Пекине или Телль-Авиве, участвует в борьбе за Пальмовую ветвь в седьмой раз. Автор хрестоматийного шедевра «Хиросима, любовь моя» и еще трех дюжин фильмов везет на Круазетт мелодраму «Дикая трава» с участием звезд среднего возраста - Андре Дюссолье, Матье Амальрика, Эммануэль Дево, Сабин Азема.

 

Фильм Рене, экранизация романа Кристиана Гайи «Происшествие», рассказывает историю любви, выросшую из банального совпадения - Жорж (Дюссолье) случайно находит сумку, которую потеряла Маргэрит (Азема). По словам Алана Рене, в романе Гайи запечатлено психологическое состояние «желания желания».

 

«Это желание зарождается в Жорже буквально из ничего, еще до того, как он встречает Маргэрит или просто говорит с ней по телефону», - говорит Ален Рене. «Название «Сорная трава», мне кажется, подходит к моим персонажам, которые повинуются иррациональным порывам, как семена, прорастающие сквозь трещины в городском асфальте», - рассказывает режиссер.


Ларс фон Триер, изобретатель «Догмы» - самого концептуального течения в независимом европейском кинематографе 1990-ых, везет в Канн драму «Антихрист».

 

Шарлотта Рэмплинг и Виллем Дефо играют семейную пару, потерявшую ребенка. В поисках уединения скорбящие родители удаляются в лесной коттедж, где творятся вещи, которые, по прогнозам уже посмотревших фильм критиков, должны повергнуть фестиваль в ужас.

 

Харизматичный и не терпящий журналистов датчанин, никогда, как известно, не покидавший пределов Европы из-за страха полетов на самолете, в восьмой раз претендует на Пальмовую ветвь. В 2000 году лента «Танцующая в темноте» с Бьорк в главной роли произвела фурор на Круазетт и получила заслуженную награду.

 

Эрик Кантона - кинозвезда

 

Эрик Кантона вместе с Кеном Лоучем представят фильм на Круазетт

Великобритания представлена в конкурсе тремя фильмами. Патриарх английского реализма и певец пролетарских будней Кен Лоуч, чей проирландсдкий «Ветер, который колышет вереск» получил каннское золото три года назад, выбрал тему, священную для любого англичанина: футбол.

 

Десятая по счету картина Лоуча, претендующая на Пальмовую ветвь, называется «В поисках Эрика» и рассказывает историю простого английского почтальона и футбольного фаната, которому выпадает счастье встречи с самим Эриком Кантона.

 

Участие скандально-легендарного бывшего нападающего «Манчестер юнайтед» в картине Лоуча гарантирует фильму культовый статус еще до премьеры. Эрик Кантона вместе с Кеном Лоучем представят фильм на Круазетт, что, вероятно, впишет новую страницу в историю англо-французской дружбы.

 

Надежда британской режиссуры, Андреа Арнолд, чья дебютная лента «Красная дорога» была отмечена призом жюри в Канне в 2006 году, участвует в конкурсе с фильмом «Аквариум». Еще один британский претендент на Пальмовую ветвь - картина Джейн Кэмпион «Яркая звезда».

 

Кэмпион, единственная в истории женщина-режиссер, завоевавшая Пальмовую ветвь за фильм «Пианино» (1993), сняла костюмную драму о любви Джона Китса и Фанни Броун. В роли роковой возлюбленной Китса, страсть к которой стала для поэта-романтика напастью хуже чахотки, снялась молодая австралийская актриса Абби Корниш.

Ожидается, что вскоре после премьеры в Канне австрало-британская «Яркая звезда» выйдет в широкий международный прокат.

 

Среди других европейских титанов, претендующих на Золотую Пальмовую ветвь: Педро Альмодовар с «Разомкнутыми объятьями», Михаэль Ханеке с «Белой лентой», Марко Беллоккьо с картиной «Победить».

 

Америка в конкурсе, а Россия - в «Особом взгляде»

 

Американское присутствие на Круазетт будет достаточно скромным. Известно, что Фрэнсис Форд Коппола планировал представить в конкурсе фильм «Тетро», однако руководство фестиваля предложило пятикратному лауреату «Оскара» место лишь в параллельном конкурсе «Особый взгляд». Коппола отказался.

 

Зато в главном конкурсе, по традиции, участвует Квентин Тарантино с фильмом о приключениях американских солдат в оккупированной фашистами Франции. Главную роль в тарантиновских «Бесславных ублюдках» сыграл Брэд Питт.

 

Российский кинематограф представлен в официальной программе Каннского фестиваля 2009 года фильмом Павла Лунгина «Царь» (с Петром Мамоновым в роли Ивана Грозного и Олегом Янковским в роли митрополита Филиппа) и «Сказкой про темноту» Николая Хомерики.

 

Оба фильма участвуют в параллельном конкурсе «Особый взгляд». Известный в узких кругах молодой московский режиссер Николай Хомерики, выпускник парижской киношколы La Femis, поедет в Канн в третий раз: в 2005 году его короткометражка «Вдвоем» получила приз жюри Cinefondation, а в 2006 году психологическая драма «977» участвовала в «Особом взгляде».

 

Каннский фестиваль, как замечает главный редактор журнала Screen International Конор Дигнам, продолжает «волновать воображение» мирового сообщества, а это необходимо для придания киноиндустрии нового импульса.

 

«В этом году нам, как никогда, нужен уверенный в себе Каннский фестиваль. Ну и, конечно же, подтверждение того, что вспышка свиного гриппа погашена. Будем надеяться, что мы получим и то и другое», - рассуждает накануне открытия фестиваля главный редактор журнала Screen International.

 

Фото: BBC, Эрик Кантона вместе с Кеном Лоучем представят фильм на Круазетт

 

 

Мария Бейкер, BBC Russian

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY