detector.media
18.02.2009 14:10
Олег Кохан: Бизнесмены начали активно предлагать инвестиции в кино
Олег Кохан: Бизнесмены начали активно предлагать инвестиции в кино
- Во время кризиса украинская киноиндустрия обрела шанс, – заявляет при встрече украинский кинопродюсер Олег Кохан. Он один из немногих в Украине берется за продюсирование авторских картин. Более того – утверждает, что качественный арт-хаус - коммерчески прибыльное занятие.
В интервью «МедиаБизнесу» Олег Кохан рассказал, почему бизнесмены потянулись к украинскому кино, какие нужны условия для развития отечественной киноиндустрии, а также поделился впечатлениями от Берлинского кинофестиваля.

- Олег, Вы только что вернулись в Украину из Берлинского кинофестиваля. Как впечатления?
- В этом году рекордные аншлаги на просмотрах еще раз подтвердили, что кино может стать панацеей от любых кризисов. Лично мне, в перерывах между деловыми встречами, удалось посмотреть всего две картины: новый фильм Анджея Вайды «Трава аир» и перуанское кино «Молоком скорби» Клаудии Льосы. Оба фильма получили заслуженные призы жюри. Так что с выбором у меня получилось 100-процентное попадание. Но все же, как для продюсера, приоритетными для меня были не столько премьеры картин и звездные церемонии, сколько переговоры с потенциальными партнерами и агентствами, питчинги и кинорынок.

- Насколько результативными были эти переговоры?
- В этом году мы презентовали на Берлинале три кинопроекта с международным потенциалом: «Счастье мое» нашего соотечественника Сергея Лозницы; фильм молодого режиссера Кирилла Михановского – FUGA MORTIS и «Ангел с патефоном» (режиссер еще не известен, этот сценарий стал победителем конкурса «Коронация слова», мы его купили и теперь готовимся к запуску проекта – подбираем режиссера и т.д). Еще было два показа в рамках European Film Market наших картин «Райские птицы» Романа Балаяна и «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой. Презентации прошли успешно. В результате у нас есть предварительные договоренности с потенциальными партнерами проектов. Рассказывать о них более детально я смогу лишь после подписания договоров.

- Несколько недель назад в прокат вышел фильм Романа Балаяна «Райские птицы», который Вы продюсировали (номинирован на кинопремию Нику в категории “Лучший фильм стран СНГ и Балтии”). На какие суммы от проката рассчитываете?
- О конкретных сборах можно будет говорить после проката и выпуска DVD.  Мне самому интересно узнать как в индустрии, где так успешно продвигается развлекательное кино, будет воспринята картина, заставляющая думать. Фильм будет показан в 11 городах Украины, а также ­­– России, во всех странах СНГ, Европе, Японии. 

- Может ли кинобизнес вообще стать более привлекательным в связи с тем, что бизнесы, традиционно дающие сверхприбыли, в кризисное время не оправдали себя?
- Во время кризиса стало понятно, что кино как бизнес способно конкурировать с другими инвестиционно привлекательными сферами. Раньше прибыль, которую можно было получить, инвестируя, скажем, в металлургию или строительство, была несоизмеримо выше, той, которую мог предложить кинематограф. Но сейчас кино обрело шанс, стало интересной сферой для инвестиций тех, кто сумел сохранить деньги в условиях экономической нестабильности. Последние месяца два, бизнесмены начали активно предлагать инвестиции в кино. Знаете, когда 7-8 источников делают тебе инвестиционные предложения, пора говорить о тренде.

- Кто-то из украинских олигархов предлагал Вам инвестировать в кино?
- Почему обязательно олигархи? У нас достаточно состоятельных людей, готовых поддержать кино. Пока нет предметных договоренностей, называть имена не буду. На сегодняшний день есть предложения вкладывать деньги не в какие-то конкретные проекты, а в кинокомпанию. В последних числах января по этому вопросу мы встречались с американцами, несколько встреч у нас было на Берлинском кинофестивале с немецкими партнерами, которые интересуются непосредственно нашей кинокомпанией и хотят вкладывать в нее деньги.

- Какие для этого необходимы инвестиции?
- Если вы спрашиваете о фильме, то целесообразно говорить о сумме от миллиона долларов, а если говорить о кинокомпании – от десяти. Этот порядок цифр позволяет планировать качественное производство достойного количества кинофильмов.

- Предприниматели из каких сфер к Вам обращаются с инвестиционными предложениями?

- Начали активно проявлять интерес медиахолдинги. Думаю, свое слово также скажут телеканалы первого эшелона. Им пора стать полноценными участниками киноиндустрии –заказчиками и соинвесторами, как это сделали в свое время немецкий канал «2DF», французский «Channal+», российский ОРТ. Во Франции целевое участие телеканалов в кинопроизводстве вообще установлено на законодательном уровне. Мне кажется, что «переболев» сериалами и шоу, начинают взрослеть и украинские телеканалы. Следующей ступенью их развития может стать участие в производстве качественного художественного кино.

- Продюсеру просто необходимо иметь еще какой-то бизнес для подстраховки. Чем Вы занимаетесь кроме кинопроизводства?
- Совсем не обязательно, если правильно простроить кинобизнес. У нас есть рекламное агентство в Москве. Основная его специализация – продакт плейсмент и реклама в  кинотеатрах. Было также аналитическое агентство, которое занималось маркетинговыми исследованиями в сфере кино и компания, занимающаяся пост-продакшн… Эти бизнесы были проданы и все ресурсы – кадровые и финансовые – перераспределены в кинопроизводство, которое сейчас является приоритетным направлением.

- Очень часто под фильмы, которые Вы продюсируете выделяют деньги из госбюджета. Как Вам это удается?

- Этот вопрос демонстрирует насколько актуальной является тема господдержки  кино. Во многих странах государство и кинематографические фонды обязаны поддерживать кино: искать успешных продюсеров, режиссеров... У нас же броуновское движение вокруг культуры в целом, и кинематографии в частности, породило множество домыслов. Например, как это Кохану удается находить деньги? (Улыбается).
 
А если серьезно, то государственное финансирование фильмов таких мастеров как Муратова, Балаян и Занусси предполагают полную  ответственность продюсера за качество кинопродукта, более того ­– его конвертацию на международные рынки, прокат и так далее. И Кира Муратова, и Роман Балаян снимают не первый десяток лет, однако только наше сотрудничество привело к тому, что сейчас их картины вышли в широкий прокат. Это первые фильмы режиссеров, снятые преимущественно на украинские деньги и спродюсированные украинским продюсером.

- И все же о недостаточной поддержке со стороны государства говорят уже традиционно.
- Государство должно отталкиваться от политики прагматизма. Кино –  в первую очередь индустрия. В советские времена эта индустрия содержала учителей и милиционеров. Необходимо понять, что кино это – рабочие места, а в свете уникальности Украины как локации для съемок исторических фильмов, это также – возможность для развития гостиничного и туристического бизнеса.
 
Вот посмотрите, мы выросли на французских фильмах, знали Делона и Бельмондо, Денев и Жирардо не хуже, чем звезд советского экрана; сейчас начинаем узнавать Азию, потому что появились фильмы Ким Ки Дука и Такеши Китано. Все это говорит о том, что многие государства давно поняли: кино важнейший инструмент для культурной идентификации страны. Они активно поддерживают кино и, как результат, производят от 150 до 200 фильмов в год, имеют долю проката отечественного кино – 20-40%.
 
В Украине сейчас, увы, экономически очень сложно снимать качественное кино. К производственным сложностям можно добавить и малое количество экранов, и недостаточную насыщенность рекламного рынка.

- А сколько сейчас в Украине первых экранов и насколько их должно быть больше?
- Должно быть – не меньше тысячи. А сейчас – в 140 кинотеатрах есть где-то 300 залов с первым экраном. И это неутешительная цифра. Хотя в свете того, что индустрия «лежала» практически 20 лет, она выглядит не так страшно.

- Какую наибольшую сумму может собрать фильм в украинском прокате?
- Максимальный бокс-офис 4-5 миллионов долларов. Это такие фильмы как «Ирония судьбы. Продолжение», «Мадагаскар», «Гарри Поттер». Сейчас в связи с кризисом рынок корректируется. Но следует понимать, что история бокс-офиса не регламентирована одной территорией. Все зависит от того, на какую аудиторию ты рассчитываешь.
 Кроме того, существует стереотип: если у фильма большое количество копий, значит это успешный фильм. Однако, не всегда большое количество копий, производственный бюджет, массивная рекламная кампания гарантирует успех. Только зритель в конечном итоге определит, успешен фильм или нет.

- За Вами закрепилось реноме продюсера, который берется преимущественно за авторские фильмы. Вы принципиально не работаете с режиссерами, которые делают массовый продукт?
- Знаете, есть продюсеры, которых интересует сиюминутная прибыль, и тогда не идет речь о качестве кинопродукта. Но если ты пришел на этот рынок надолго, то единственный выход – делать не попкорновые фильмы, а качественное кино, формировать спрос зрителей. Я отношу себя к категории тех, кто пришел надолго.
 
И первое, что я буду делать это ­– ломать стереотип, будто авторское кино не является массовым и коммерчески прибыльным. Авторские фильмы Квентина Тарантино и Френсиса Копполы, Вуди Аллена и Эмира Кустурицы собирают миллионы при минимальных производственных бюджетах. В свое время авторский фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» посмотрело такое количество зрителей, о котором сегодняшние лидеры прокатов могут только мечтать. Я реалист и понимаю, что это не самый легкий путь. Но зато он – честный.
 
Фото:  MediaБізнес
 
Тетяна Харченко, MediaБізнес
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY