detector.media
Игорь Лосев
, для «Детектор медіа»
17.11.2008 08:01
Возможен ли российско-украинский телевизионный паритет?
Возможен ли российско-украинский телевизионный паритет?
Последние события, связанные с временным отключением нескольких российских телеканалов, ретранслируемых в Украине, заставляют, во-первых, признать наличие проблемы в так сказать телевизионных отношениях двух стран, а во-вторых, глубже эту проблему осознать.
 
Ни для кого не секрет, что из всех средств массовой информации наиболее мощное воздействие на общество оказывает именно телевидение. Поэтому, если бы помощник присяжного поверенного дворянин Владимир Ульянов жил в наши дни, то его знаменитую фразу «Из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк», он, конечно, сформулировал бы иначе. Очевидно, что государство, имеющее возможность вести телевещание на соседние (и не соседние) страны, получает реальный шанс на удержание этих стран под своим информационным, идеологическим, культурным и ментально-психологическим контролем, что конвертируется во вполне определённые политические, экономические и даже военно-стратегические преимущества.
 
Кстати, этот контроль может осуществляться в различных режимах: и в виде так называемой мягкой силы, когда без политических манифестов в непринужденной форме формируются вкусы, интересы и склонности зрителей (российские телесериалы, неполитические ток-шоу, зрелища), и в виде жесткой силы: пропагандистские спецоперации, ориентированные на конкретную страну (многочисленные телеразоблачения на каналах РТР, ТВЦ, НТВ и пр. «мерзостей» украинской власти, «жуткого» украинского национализма, стенания по поводу «невыносимых страданий» русскоязычного населения и т.д.). Российское спутниковое и кабельное телевещание осуществляется практически на всю территорию Украины без каких-либо ограничений и изъятий (за исключением рекламного продукта).
 
Ну, а как обстоят дела с украинским телевещанием на российских территориях? Практически никак. Недавно, правда, один из деятелей украинских кабельных компаний, обиженных решением Национальной рады Украины по телевидению и радиовещанию о временных ограничениях российских телеканалов, с пафосом заявил, что лгут те, кто заявляет, что в России нет украинских телеканалов, между тем, как там по спутнику можно видеть «Інтер +»… Да, мне тоже, приходилось созерцать по спутнику этот абсолютно очищенный от политики развлекательный канал, который крайне сложно идентифицировать на предмет национально-государственной принадлежности. Вряд ли его можно сравнить с «боевыми» в политическом отношении телеканалами Российской Федерации, на «всю катушку» вещающими на Украину.
 
То есть, возникает своеобразная ситуация, когда украинские граждане получают информацию о России из первых рук, от самой России, включив свой телевизор, где россияне сами рассказывают о своей стране. В то же время, россияне лишены украинской информации об Украине, получая данные о ней исключительно из российских источников. Украина в России лишена возможности рассказывать о себе россиянам. Положение, прямо скажем, абсолютно ассиметричное. А ведь всякое равенство предполагает некоторую симметрию.
 
Нельзя сказать, чтобы Украина вообще не поднимала этот вопрос перед российской стороной. Какие-то переговоры время от времени как-то ведутся. Но результат для Украины – нулевой. Российское государство «стоит насмерть», не допуская иностранного вещателя (и это ведь братская Украина, а не проклятая Америка!) на свою суверенную информационную территорию. Одним из неофициальных аргументов против украинского телевещания на Россию является оценочно-вкусовой. Мол, после высококачественного российского телевидения, кто же там захочет смотреть украинское? Аргумент достаточно спорный. Немалое число граждан России, особенно в период возникновения каких-либо трений между двумя странами, захочет услышать и точку зрения украинской стороны. А тут уже не до телевизионной эстетики, ибо важна содержательная сторона вопроса. Не этого ли и боятся российские политики и государственные деятели, привыкшие работать в режиме информационного монолога?
 
В период войны против Грузии российские СМИ очень возмущались тем, что власти этой страны отключили все телеканалы РФ на грузинской территории (что вполне нормально для состояния войны, в таких случаях все государства блокируют вещание противника). Но вот что интересно: Россия и Украина, слава Богу, не воюют. Почему же украинским телеканалам так сложно проникнуть на российскую информационную территорию? Откуда такое отчаянное сопротивление наших соседей возможному телевизионному сигналу из Киева? Аргумент, о котором тут идет речь, о якобы отсутствии у украинского телевидения потенциальной аудитории в России, не выдерживает критики.
 
Во-первых, в России проживает более 10 миллионов граждан украинского происхождения или каким-то образом связанных с Украиной. Есть регионы компактного проживания украинцев (Северная Слобожанщина, т.е. Белгородская, Курская, Воронежская область, Северный Кавказ – Кубань и Ставрополье, кроме того – запад Ростовской области, Волгоградская область, Тюмень, некоторые регионы Западной и Восточной Сибири, Дальний Восток). Кстати, несколько лет назад корреспондент журнала «Українська культура» Юрий Брязгунов совершил поездку в районы Северной Слобожанщины в России. Местные жители рассказывали ему о том, как в грозовую погоду они залазят на крыши своих хат и вручную настраивают антенны, чтобы поймать телесигнал из Украины…
 
Следующий аргумент наших российских партнеров, выступающих против украинского телевещания на Россию, является, так сказать, внутренним и связан с якобы ограниченными техническими возможностями телевизионных структур РФ. Странно, чтобы вещать на Украину технических возможностей с избытком, а чтобы принимать украинский телесигнал – дефицит…
 
Ну, а третий аргумент вполне заслуживает внимания. Тут речь идет о том, что украинские телеканалы не адаптированы к требованиям российского законодательства. Однако аналогичный аргумент и аналогичные претензии (о неадоптированности к украинскому законодательству) к российским телеканалам в Украине российскими властями почему-то не принимается и действия нашей Национальной рады по телевидению и радиовещанию по временному ограничению работы неадаптированных российских каналов в Российской Федерации предельно политизируют и называют недружественным актом…
 
Что ожидает нас и россиян в перспективе? Судя по всему, «жесткая сила» по отношению к Украине на российских телеканалах (особенно в периоды украинских избирательных кампаний) будет нарастать, что вызовет рано или поздно аналогичную жесткую реакцию Украины. Которая, как всякое государство, имеет право защищаться от информационной агрессии. В результате вполне возможным является полный телевизионный разрыв, что крайне нежелательно для двух соседних стран и народов. Единственным выходом из такого положения может быть телевизионный паритет, устанавливаемый межгосударственным соглашением, предусматривающим паритетное вещание определенного количества российских телеканалов на Украину, и украинских на Россию, а также четкое формулирование тех условий, при которых вещание того или иного канала может быть прекращено каждой из сторон. Если Российская Федерация откажется от подписания такого соглашения, то это будет более чем красноречивым шагом, ярко характеризующим ее политику по отношению к Украине и даст возможность нашей стране действовать по отношению к российским телеканалам, руководствуясь тем фундаментальным принципом международного права, который называется принципом взаимности. Если же соглашения будет подписано и его станут выполнять, то отношения между нашими странами заметно оздоровятся, ведь Украина получит возможность напрямую объяснять свою позицию российской телеаудитории, развеивать всевозможные слухи и выдумки, что безусловно пойдет на пользу двум странам.
 
Если российские государственные деятели и политики действительно, на самом деле, стремятся к упрочению дружественных отношений между Россией и Украиной, то никаких препятствий к подписанию соглашения о паритете в сфере телевизионного вещания не существует. Паритет – это равенство, а какая дружба возможна в условиях неравенства и между неравными?
 
Игорь Лосев, доцент НаУКМА
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY