detector.media
Марко Дармограй
, для «Детектор медіа»
08.09.2008 11:11
Цифропатия
Цифропатия
Когда цифровая сеть будет построена, по закону каждый из нынешних общенациональных каналов будет иметь право на целую частоту, то есть отдельный мультиплекс. Не потому ли всячески отодвигаются сроки построения первых цифровых зон?
Многочисленные авторы и эксперты, неоднократно обращавшиеся к теме внедрения цифрового телевидения в Украине, достаточно полно и подробно обрисовали комплекс проблем в этой сфере. Сегодня, на старте очередного телевизионного сезона, хочется очертить лишь самые главные из них – те, что, собственно, и являются камнем преткновения, не позволяя процессу внедрения цифры сдвинуться с мертвой точки.
 
Марсианские хроники
Давеча один уважаемый медиаэксперт с нескрываемым сарказмом съязвил, не исключено, мол, что вскоре Нацрада может запросто объявить конкурс на вещание в цифровом формате… марсианского эфирного телевидения. При этом у большинства потенциальных победителей окажутся свежеиспеченные записи с необходимыми видами деятельности. А одной из завлекушек для будущих перепродаж будет обязательное условие включения победителей конкурса в марсианские кабельные сети.
 
Не смешно? Слишком фантастично? Тогда скажите, мог ли кто-нибудь из трезво мыслящих экспертов предсказать такой фонтан маразма с лицензированием цифрового вещания, который за последний год выдала на-гора Нацрада?
 
Блюстители национального информационного пространства, по капле выдавливающие из него любые веяния, даже мало-мальски чуждые их собственному пониманию украинского менталитета, еще не так давно возглавлявшие борьбу (в том числе на законодательном уровне!) за выяснение и выявление реальных собственников телеканалов, одним махом возвели в ранг общенациональных телевещателей восемь доселе неизвестных компаний, большая часть из которых никогда раньше ни производством программ, ни хотя бы телевещанием не занималась, а их формальные владельцы не могут толком объяснить суть происходящего, о чем «Детектор медіа» уже писала.
 
А вдруг за этими восьмью компаниями стоят мощные зарубежные медиагруппы антиукраинской ориентации? Или того хуже – международная порно-эротик-мафия? Запустится цифра – а они, новые хозяева как минимум трети национального телеэфира – сменив программную концепцию (после обмена К1 – «Мегаспорт» прецедент уже создан), начнут растлевать украинский народ и пропагандировать чуждые нам ценности? И тогда вместо, скажем, «Котигорошко», «5:0» или «Цукор» в эфир понесутся, к примеру, «Суштер evil», «ТЮБ-информ» или «Даун-ТВ» (все названия – условные, не имеют никакого отношения к действующим телекомпаниям, политическим партиям и уж тем более к физическим лицам, любые совпадения или ассоциативные схожести совершенно случайны. – М. Д.).
 
Интересно, неужто никого из восьми членов Нацрады не пугает такое развитие событий? Или же истинные хозяева восьми счастливых обладателей пропуска в премьер-лигу украинского телевидения хорошо им известны? Или даже знакомы?
 
Кстати, поговаривают, что предложения о переуступке прав собственности на некоторые компании-победители уже начали поступать нынешним игрокам телерынка. Однако ожидаемой очереди из желающих получить кусочек эфирного пула будущего авторы сей аферы, по сравнению с которыми Остап Бендер – жалкий примитивист, не наблюдают. И дело даже не в несусветности называемых цифр. Любой медиаменеджер даже среднего звена, знающий нынешние расклады телевизионного рынка, понимающий перспективы развития рынка рекламного, может четко объяснить, почему предложенная Нацрадой схема работать не будет. Ведь рекламного пирога – главного и, по большому счету, единственного источника доходов телевизионного бизнеса – на всех не хватит. А поскольку вероятность оптимистической перспективы «Выживут сильнейшие» на сегодняшний день явно уступает перспективе пессимистической – «Не выживет никто», нынешние ведущие игроки медиарынка будут вынуждены – рано или поздно – объединиться для выработки общей стратегии самосохранения.
 
Так что победившим в конкурсе счастливчикам, заплатившим за это, между прочим, немалые деньги – как минимум, стоимость лицензии – можно только посочувствовать. Ведь даже вернуть потраченное им вряд ли удастся. Ибо шансы найти покупателя для каналов из MX-4 что в Украине, что на Марсе почти равны.
 
О бедной Нацраде замолвим слово
Конечно же, Нацрада является одним из авторов и создателей нынешней ситуации с внедрением цифрового телевидения. Однако отнюдь не единственным, а точнее – даже не главным.
 
Почти год назад автор, впервые обратившись к теме внедрения цифрового телевидения в Украине, назвал тогдашнее положение дел «Цифровой манией Нацрады». Казалось, пройдет время, под давлением общественности симптомы болезни подлечатся, несусветности будут исправлены. А главное – после завершения политических разборок и противостояний новое правительство перед лицом важности и неотложности предстоящих задач отделит зерна от плевел. И многострадальная Государственная программа внедрения цифрового вещания в Украине будет утверждена – после доработки с учетом интересов всех заинтересованных сторон, а может даже и после обсуждения, хотя бы в экспертной среде.
 
Однако нынешнему правительству цифровая проблематика совсем неинтересна. Причин этому много, и кроются они, прежде всего, увы, все в той же политической плоскости. Рискнем обозначить главные из них.
 
Прежде всего, совершенно понятно, что столь масштабный инновационный проект нуждается в серьезном финансировании из государственного бюджета. Причем немалые суммы не дадут сколь-нибудь ощутимого результата в ближайшей перспективе – полгода-год-полтора. Соответственно, никаких политических дивидендов в виде расширения электоральной поддержки правящей политсилы ожидать от внедрения цифры не приходится, а средства отвлекать – от все тех же социальных выплат хотя бы – нужно немалые. А поскольку до 2015 года, вроде, времени еще достаточно, то шансов на активные действия нынешнего правительства по цифре практически никаких.
 
Кроме того, особенность сегодняшней руководящей силы – практически полное отсутствие собственных медиаресурсов. И вывести в эфир контролируемую медиагруппу при нынешних раскладах в Нацраде все равно не получится. Так что никакой прагматической заинтересованности от процессов в цифре с этой стороны тоже не наблюдается.
 
Но, учитывая многомиллиардные бюджетные средства и сопоставимые по объемам коммерческие инвестиции, которые предстоит освоить, проект выглядит очень соблазнительным и масштабным, пройти мимо которого – просто грех. А Концерн РРТ у Гостелерадио все еще не отвоеван. И посадить надежного человека в кресло председателя госкомитета, учитывая очередные потрясения в политической жизни, тоже пока не получится. Наконец, вытянуть из внедрения цифры сколь-нибудь значительные финансовые ресурсы для предстоящей президентской кампании уже не успеется.
 
Вот поэтому и тормозится всеми более-менее легитимными способами прохождение и согласование программы по инстанциям. Минтранссвязи регулярно вносит в нее поправки, которые, естественно, отклоняются Нацрадой, а Кабмин, собственно, никого и не торопит: вот придут новые правительства – пускай они и расхлебывают, и догоняют, и внедряют.
 
Так что Кабинет Министров ответственен (не менее чем Нацрада, а может, даже и больше) за нынешнее состояние с цифрой в Украине, которое можно охарактеризовать как «цифропатию» – патовую ситуацию, при которой одна из чиновничьих сторон не может, а другая не хочет сдвигать дело с мертвой точки, а мнение рынка и экспертов при этом попросту никто и не пытается услышать.
 
Взялся было навести порядок с цифрой СНБОУ, обязав правительство срочно утвердить Программу, да видно и этому грозному органу не удается сдвинуть дело с мертвой точки. Сказать, что положение в этой сфере является чем-то уникальным для реалий современной Украины, увы, нельзя. Наоборот, все до боли знакомо, а от того еще более противно. И пока еще жареный петух не клюнул…
 
Остаться в живых
Похоже, меньше всего понимают суть происходящих процессов именно те, кому предстоит непосредственно работать в новых условиях цифрового телевидения – вещатели. Те, кто из года в год худо-бедно выстраивал производственные мощности, по крупицам завоевывал территорию покрытия вещания, вряд ли смогут понять и принять, что когорта невесть откуда взявшихся счастливчиков в один момент неожиданно ворвется в сонм общенациональных каналов. То есть практически получат те же стартовые условия в борьбе за далеко не безразмерный пирог рекламного рынка, которого и сейчас недостаточно для более-менее приличного развития собственного производства.
 
А ведь рекламного рынка, как уже отмечалось, для трех десятков общенациональных каналов и подавно не хватит! И для начала нужно будет забыть о производстве в Украине собственного телевизионного продукта. Потом – о доходности и рентабельности. А затем – и о конкурентоспособности с мощными соседями и, соответственно, вообще об украинском телевидении. Впрочем, такая перспектива радетелей за национальные ценности из Нацрады, похоже, нисколечко не волнует.
 
Вот потому и затаились медиагруппы, наблюдая за происходящим, держа за пазухой мощные булыжники, а в кармане – известные комбинации из трех пальцев. Ибо Закон «О телевидении и радиовещании», на который так любит ссылаться Нацрада, написанный еще до утверждения плана «Женева-2006» и поэтому абсолютно не учитывающий современные условия, все же оставляет нынешним национальным вещателям реальные возможности в последний момент успешно оспорить львиную долю принятых Нацрадой решений по цифре. Кто не верит – перечитайте статью 22. Особенно полезно это сделать обладателям восьми вайлд-карт от Нацрады:
 
Стаття 22. Створення і розвиток каналів мовлення, мереж мовлення та телемереж
1. Канали   мовлення, мережі мовлення та телемережі, які передбачають   використання радіочастотного   ресурсу   України, створюються    та/або   територіально   змінюються   за   рішенням Національної ради відповідно до Плану використання радіочастотного ресурсу України та Плану розвитку.
 
2. На підставі рішення про створення каналу мовлення, мережі мовлення   або   багатоканальної телемережі,   яка    передбачає використання радіочастотного ресурсу України, Національна рада звертається до органів радіочастотного планування з поданням про розробку     висновків     щодо електромагнітної    сумісності радіоелектронних засобів мовлення в порядку, визначеному Законом України "Про радіочастотний ресурс України" ( 1770-14 ), і після надання цих висновків оголошує відповідний конкурс (конкурси) на отримання ліцензії (ліцензій) на мовлення.
 
3. Технічну  розробку каналу мовлення або мережі мовлення здійснює телерадіоорганізація, яка отримала ліцензію на мовлення, або визначені нею суб'єкти господарювання відповідно до вимог законодавства про телекомунікації та про радіочастотний ресурс України.
 
4. Порядок   технічної   розробки багатоканальних телемереж забезпечується оператором багатоканальних телемереж відповідно до вимог законодавства про телекомунікації та радіочастотний ресурс.
 
5. Національна   рада сприяє максимальному територіальному охопленню каналами, мережами мовлення та телемережами кожної з територіальних категорій. Розширення каналів, мереж мовлення та телемереж у межах, визначених ліцензією на мовлення Національної ради, здійснюється на підставі заяви ліцензіата на позаконкурсних засадах відповідно до Плану розвитку.
 
6. Зміна територіальної категорії каналу, мережі мовлення, телемережі потребує повторного ліцензування мовлення на цьому каналі, на цій мережі або на відповідних каналах багатоканальної телемережі відповідно до вимог цього Закону.
 
7. Перехід від аналогового до цифрового мовлення здійснюється відповідно до Плану розвитку.
 
8. Національна рада сприяє запровадженню цифрового мовлення та відповідному технологічному переоснащенню діючих каналів та мереж мовлення. Зміни умов ліцензії на мовлення при переході від аналогового до цифрового мовлення в частині змін технологічних параметрів, виду мовлення (переходу до багатоканального мовлення) та змін програмної концепції мовлення здійснюються за визначеною цим Законом процедурою переоформлення ліцензії на мовлення.
 
9. У разі якщо ліцензіат протягом двох місяців з моменту готовності каналу або мережі до впровадження цифрового мовлення не подав до Національної ради відповідну заяву  про переоформлення ліцензії, Національна рада оголошує конкурс на отримання ліцензії на багатоканальне мовлення. При цьому за чинним ліцензіатом залишається право мовлення на одному з каналів нової цифрової багатоканальної телемережі.
 
10. Порядок користування радіочастотним ресурсом для потреб телерадіомовлення,   забезпечення електромагнітної   сумісності, розміщення і експлуатації радіоелектронних   засобів   мовлення визначається Законом України "Про радіочастотний ресурс України" ( 1770-14 ).
 
11. Кошти на розробку   висновків   щодо   електромагнітної сумісності   радіоелектронних засобів мовлення, необхідних для передбаченого Планом розвитку створення та розвитку   каналів мовлення,    мереж    мовлення   та   багатоканальних   телемереж, передбачаються в Державному бюджеті України окремим рядком у видатках Національної ради.
 
12. Кількість каналів, мереж мовлення та телемереж, які передбачають використання радіочастотного ресурсу України   по кожній територіальній категорії, враховуючи також мовлення з використанням цифрових технологій,   визначається   Національною радою.
 
13. Розробка висновків щодо можливості та умов користування радіочастотним    ресурсом   України     телерадіоорганізаціями здійснюється    визначеними   законом   органами   радіочастотного планування лише за замовленням Національної ради.
 
 
Ведь как только цифровая сеть будет построена, каждый из более чем полтора десятка нынешних общенациональных вещателей сможет претендовать на отдельную частоту, то бишь – целый цифровой мультиплекс! А их, по плану «Женева-2006», Украине выделено всего лишь восемь… Новичкам же останется только утешаться ничего не значащими бумажками с громким названием «Лицензия». Может, именно в этом состоит одна из причин перманентного отодвигания срока построения первых цифровых зон?
 
Что делать?
На этот вопрос всегда отвечать сложнее, чем указывать на тех, кто виноват.
 
С точки зрения здравого смысла, прежде всего, чиновникам всех мастей нужно остановиться в своем рвении штамповать решения, которые невозможно выполнить. А потом всем заинтересованным сторонам – Нацраде, Минтранссвязи, вещателям – сесть за один стол и выработать четкие, понятные, общеприемлемые и прозрачные правила работы в условиях цифрового телевидения и на переходном этапе его внедрения, после чего максимально их легитимизировать.
 
Способны ли наши чиновники на столь радикальные шаги? Увы, надежды мало. Поэтому остается только уповать на глас общественности. Ведь смогли же общими усилиями переломить ситуацию с пресловутым MPEG-2! Так что пришло время всем, кому небезразлично будущее украинского телевидения, потребовать от чиновников ответа на неудобные вопросы и заставить их принять понятные и прозрачные правила игры. Только путем гласности и открытости можно избежать кардинальных ошибок при внедрении цифры. А исправлять их будет сложно, мучительно и дорого, если не невозможно.
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY