detector.media
15.08.2008 11:42
Меньше знаешь, крепче спишь
Меньше знаешь, крепче спишь
Черновецкий запретил чиновникам общаться с журналистами.

О работе столичной мэрии горожанам знать необязательно. Видимо, так сочли в мэрии, существенно усложнив работу журналистам. Теперь, чтобы пообщаться с чиновником, недостаточно просто позвонить ему или написать запрос – надо слать письма в пресс-службу мэрии.

На Крещатике, 36, наконец, придумали, как облегчить работу журналистов. Если раньше можно было пообщаться с отцами города по телефону или на худой конец вступить в переписку, то теперь придется упражняться в посланиях в пресс-службу мэрии.

 
Борцы за правду

Коммунальные предприятия столицы получили письма за подписью Александра Ивахнюка, начальник пресс-службы КГГА. В них черным по белому написано: «просим вас давать ответы и комментарии журналистам только при наличии письменного запроса от пресс-службы». А все для того, чтобы в прессе не появлялась «недостоверная или некорректная информация». И тяжелая работа столичной власти на благо родины получала «объективное освещение».

Как рассказал «24» автор послания, таким образом мэрия пытается помочь журналистам. «Часто бывает так, что корреспондент звонит какому-нибудь начальнику. Тот говорит: да, да, отвечу, перезвоните через 10 минут. А потом трубку не берет. В итоге газета пишет, что КГГА отказалась от комментариев. Меня спрашивает начальство: почему отказались? И начинается канитель: я спрашиваю у журналиста, к кому он обращался. А тот человек, напротив, говорит, что ему никто не звонил. И попробуй что-то докажи», – пояснил необходимость жестких мер Александр Ивахнюк.

 
Мэр не велит

«Вы только не пишите, что мы запретили давать информацию. Мы не запретили, мы попросили, – увещевал корреспондента «24» Ивахнюк. – Вот скажите мне, что вы напишите?» «Но ведь наши чиновники по закону могут месяц отвечать на запросы. В итоге ежедневные газеты вообще останутся без информации?» – спрашиваю я. «Что вы, какие 30 дней? Мы даем ответ уже через 15 минут после того, как нам придет запрос!» – заверил Ивахнюк.

Любопытно, что это уже второй виток борьбы КГГА за свободу прессы. Еще в августе 2006-го пресс-служба мэрии разослала в редакции письмо. Суть его сводилась к тому, что в мэрии произошла грандиозная реформа по части общения с журналистами. Их попросили не тревожить чиновников звонками и просьбами об интервью, а обращаться исключительно в пресс-службу. «Уважаемые господа, прошу вас серьезно отнестись к новым требованиям», – призывали авторы послания. Конечно, тогда тоже все делалось с благими намерениями: «стремлением избежать появления в прессе недостоверной информации». И действительно, все дальнейшие ответы чиновников были весьма лаконичны: «Мэр не велел. Звоните в пресс-службу».

«Это была катастрофическая ошибка, просто глупость, – прокомментировал «24» предыдущую инициативу властей Александр Ивахнюк. – Но тогда меня еще здесь не было».

 
Либо ничего, либо хорошо

Александр Бригинец, депутат Киевсовета от БЮТ, два года был секретарем комиссии Киевсовета, занимавшейся и вопросами СМИ. «Еще в 2006-м мы пытались бороться с инструкцией Черновецкого. Но вся загвоздка в том, что она была устной. И на все наши претензии нам говорили: предъявите документ», – рассказал Бригинец. По его словам, за два года работы в комиссии ему пришлось рассмотреть немало жалоб журналистов: то аккредитацию не дают, то информацию.

Были претензии к Леониду Михайловичу и у Института массовой информации. Мэра Киева дважды признавали врагом прессы №: в 2006 и 2007 годах. Правда, тогда это было связано с цензурой в коммунальных газетах, объяснил «24» юрист института Роман Головенко. «После этого нам звонили из пресс-службы КГГА, требовали опровергнуть информацию. Мы готовы были судиться, но дальше заявлений дело не пошло», – говорит Головенко.

Бригинец признает: эта история с прессой негативно влияет на имидж Черновецкого. «Хотя ему уже все равно. Насколько я знаю, сегодня у большинства СМИ есть договоренность на высоком уровне о том, что они не критикуют Черновецкого. То есть о нем либо ничего, либо хорошо».

 
Свободу слова в руки власти

Кстати, теперь ведать вопросами свободы слова будет уже не бютовец. «Комиссии так интересно переформатировали. В результате нам оставили только культуру и туризм, а СМИ передали представителю блока Черновецкого», – рассказывает Александр Бригинец.

Теперь комиссию по вопросам информационной политики возглавляет Олег Качкан. У 44-летнего депутата серьезный опыт полевой работы: по образованию он военно-политический журналист. Трудился в газетах Дальневосточного и Закавказского военных округов, работал инспектором пассажирских перевозок «Укрзалізниці». А с 2006-го руководил пресс-службой ООО «Киевский центр просветительско-культурного развития». Однако, в списках кандидатов в депутаты в Киевсовет он почему-то числился безработным. Быть может, потому, что с марта 2006 г. был депутатом Шевченковского района. А это, видимо, не работа, а сплошное удовольствие.

 
Прямая речь

Роман Головенко, юрист Института массовой информации:

Формально решение об официальных письмах в пресс-службу не противоречит закону. Но, естественно, затруднит работу газет: ждать комментария придется дольше. И проблема не только в нашей мэрии, но еще и в законах. На Западе чиновник обязан предоставить журналисту информацию в течение пяти дней, там можно слать электронные запросы или обращаться устно. К тому же на вопросы СМИ европейские чиновники дают четкие ответы, а наши отписки пишут. Ведь нигде в законах не написано, что чиновник должен дать ответ по сути. Или такой пример: в законе написано, что журналист имеет право на встречу с представителями власти. Но когда, через сколько дней после звонка? Наконец, у нас законы не работают: я помню лишь один случай, это было еще в 2003 г. в Полтавской области. Там одного чиновника осудили за то, что он не отвечал на запрос журналистов.

 
Анастасия Рафал, «24»
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY