Сейчас все ломают голову над тем как адаптировать телевизионный контент к Интернету, - сказал как-то в интервью Антон Никитин. Тем более что Газпром-медиа завершает сделку по приобретению отечественного видеохостинга Rutube. На базе Rutube планируется создать первое полноценное Интернет-телевидение. Уже заявлено, что основным поставщиком контента для него станут принадлежащие Газпрому телеканалы.
Возникает очень серьезный вопрос. Будут ли нарезки традиционных телепрограмм востребованы в Интернете? Другими словами, надо ли приспосабливать телевизионный контент к Интернет – контенту? Кто будет потребителем этого контента?
Я бы рассматривала использование телевизионного контента для трансляции в Интернете как временный переходный этап в зарождающейся истории Интернет-вещания. Этот временный этап может продлиться несколько лет до осознания рынком необходимости появления и собственно появления компаний – производителей контента для Интернет-телевидения.
Интересен опыт известного блоггера и Интернет-деятеля Алексея Халецкого, который эмпирическим путем выяснил, что rutube в его нынешнем виде мертво для авторского телевидения.
Остается открытым вопрос, что будут смотреть в Интернете, как изменится форма подачи видеоматериала?
Попытаюсь упорядочить прогнозы относительно контента Интернет-телевидения. Очевидно изменятся два параметра: хронометраж сюжетов и интерактивность аудитории. Это потребует не просто более качественного контента, но и полностью изменит жанровую форму.
Вероятно, по качеству и экспрессивности содержание передач будет сближаться с рекламой. По сути в Интернет-вещании будет меньше слов и больше смысла, который обращен не к логике, а к интуиции человека. Иррациональность, будет вытеснять аналитику, все больше влияя непосредственно на чувства и подсознательные мотивы зрителя, будить, а не усыплять, ставить вопросы, а не навязывать стереотипные ответы.
Например, условно, весь художественный фильм «Утомленные солнцем-2» уместится в эпизод, о котором на днях Михалков рассказывал в утреннем эфире «Вестей». «Идут трое по дороге. Один отошел по малой нужде, возвращается, а товарищей уже нет в живых. Или, наклонился человек, чтобы убить комара, а в этот момент в него стреляли... Кто его спас? Комар? Кто всем этим управляет?» Или – вот этот эпизод. Девочка бежит за собачкой, а в это время...
Сюжет? Сюжет. Все составляющие художественного фильма налицо, но действие сжимается до 2-3-х минут, а, может, и нескольких секунд.
Как следствие такого сжатия - многосерийность и большая связанность контента. Какой пример можно привести? Возьмем очевидный: когда реклама органично вплетается в чужой контент. Несмотря на то, что многие испытывают раздражение от рекламы, нельзя не признать, что иногда реклама становится полноценной частью фильма. Это происходит в умело состыкованных точках пересечения смыслов. Насколько я знаю, главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов относится к рекламе как к информационному сообщению. Тот же Алексей Алексеевич всегда учил информационщиков делать логичные переходы-связки (подводки-отводки) как внутри новостей так и между программами.
И как противоположный связности фактор – дискретность, которая обеспечивается неограниченным количеством ретрансляций отдельных частей Интернет-вещания. Именно в этой части реализуются пока все видеопроекты в Интернете.
«Эхо» уже сейчас плотно обосновалось на rutube, не потому что принадлежит Газпрому, а понимая, что будущее в Интернете принадлежит видео. Более того, все СМИ нынче переживают вынужденное переформатирование, потому что именно за последние три года произошел давно ожидаемый революционный переход от средств массовой информации к средствам массовой коммуникации.
Смогут ли нынешние режиссеры, операторы, журналисты перестроить свое мышление с традиционно эпопейного на сверхмалые формы, дополненные самим зрителем?
Коллективная рефлексия становится частью фильма или передачи, подразумевая большую вовлеченность не только рядового зрителя, но ипрофессионалов.
Непомерно растянутое во времени ток-шоу Гордона «Закрытый просмотр» - с натяжкой можно назвать прообразом виртуального ток-шоу. Это отнюдь не образец, просто удобный материал для сравнения имеющихся традиционных форм (которые считаются передовыми).
Будем показывать непомерно длинный фильм Звягинцева «Изгнание».
Фильм может быть схематизирован до нескольких ключевых эпизодов:
1. Сообщение мужу о беременности. Ребенок не твой
2. Мучительное решение мужа об аборте. Совет с братом. Любовник
3. Собственно изгнание. Смерть жены
4. Развязка. Нет никакого любовника. Ребенок всегда принадлежит Богу В этом смысле он не от мужа.
Заранее прошу прощения у известного кинокритика Антона Долина, тем более мы с ним хорошо знакомы, равно как и у Виты Рамм, которая может прочесть эту запись. Моя схематизация не относится к данному фильму и не имеет целью принизить художественные достоинства всех культурных реминисценций режиссера-постмодерниста. Это всего лишь мои фантазии на тему будущего кино (не всего, а – части) в Интернете, зритель которого хорошо считывает библейский и другие контексты, не переставая быть при этом любителем безопасно прожить трагедию чужой жизни в кино.
Ниже сравнительная таблица
Передача Гордона по 1 каналу "Закрытый просмотр" и ее Виртуальный вариант
ТВ | Виртуально |
1.Мнение экспертов до просмотра х/ф в студии: Стоит не стоит смотреть? - 30 минут | 1.Организованное обсуждение в ожидании появления фильма с привлечением экспертов и режиссера(несколько недель). |
2.Коллективный просмотр х/ф в студии и по ТВ – около 3-х часов. | 2.Коллективный дистанционный просмотр – не более 5-ти минут эпизод – не более 30 минут. |
3.Обсуждение. Мнение экспертов и зрителей в студии. Телезрители пассивно смотрят обсуждение – около 30 минут . | 3.Интерактивное обсуждение с помощью не только текстовых, но и on-line видеосообщений. Преимущественно реальные впечатления, а не оценка и критика. |
К последующим трансляциям прикручивают наиболее удачные обсуждения, которые по времени могут превышать сами эпизоды и становятся частью восприятия фильма новыми зрителями. У фильма появляется коллективный автор
Очень важно: чье-то восприятие может быть ценнее самого фильма для другого зрителя.
Вероятно, где-то параллельно зрителю будет предложено посмотреть полную версию фильма, и Интернет еще какое-то время останется рекламной площадкой для промоутинга традиционного кино и телеканалов.