Есть три хорошо проверенных способа для того, чтобы очень быстро и очень много «заработать» на Украине.
1. Приватизация. Когда за дешево, или даже бесплатно можно государственно-общественное сделать своим. Телевидение здесь не исключение. Есть примеры просто замечательные - но это тема для другой статьи…
2. Захват чужой собственности - по новомодному «рейдерство», дешево и сердито. Побольше злобы, поменьше морали, совести, патриотизма. Чем вероломней и циничней, тем легче сойдет с рук.
3. Создание посредника. Ведь мясо, например, от производителя до прилавка дорожает аж в четыре раза. А посредник в масштабе страны – Клондайк! Как с газом – не важно сколько стоит, важно – кто процент снимает и с кем делится.
Вдумчивый читатель наверняка обратил внимание на сложившееся правило: если в заявлениях о бизнесе звучит слово «национальный», значит будут безбожно врать, а если часто повторяется слово «народ» - будут беззастенчиво грабить. Что стоит афера с народным автомобилем, когда на базе «Таврии» пообещали создать для «народа» линейку «национальных» суперавтомобилей, включая седельный тягач. И ведь поверили! Машин, конечно, новых не появилось, зато появилась пара-тройка семей мультимиллионеров. Ведь денжища были перемолоты огромадные! Чего только стоят ограничения на ввоз авто из-за границы. Аж дух захватывает. Просто и красиво. Время ушло – концы в воду.
Но, ближе к теме. Наш сегодняшний разговор об очередном масштабном надувательстве, заложником которого оказалась целая отрасль. Называется этот бизнес-проект - «провайдер программной услуги».
Заказчики проекта – Структуры, которые в результате последних переделов собственности захватили в управление рекламный и медиабизнес в стране. (Кстати, значительная их часть контролируется хозяевами из-за границы!)
Исполнитель проекта – Национальный Совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания.
Цели проекта:
а) захват в собственное бесплатное пользование лучшей технической части ресурса, обеспечивающей рынок кабельного телевидения.
б) прекращение доступа к «несвоим», как правило, более качественным программам, искусственно увеличивая рейтинги и доходы от показа собственного суррогата. Ведь не секрет, что три четверти вещания компаний-заказчиков проекта – лежалый зарубежный продукт, густо обмазанный рекламой табачно-спиртных и зарубежных брендов.
в) создание единого посредника, через которого будет проходить все зарубежное вещание (что-то вроде собственной частной таможни со всеми ее атрибутами-пошлинами, акцизами и откатами).
Плюсы проекта: Никаких первичных вложений. Быстрота реализации. Сверхдоходы. (Финансовая сторона медиабизнеса плохо контролируется государством, что позволяет легко выводить средства за рубеж под предлогом оплаты авторских прав, закупки контента и, просто, в оффшоры без всякого предлога).
Минусы проекта: Правовой беспредел. Может привести к необратимым последствиям в виде полной деградации реального национального медиабизнеса. Не исключены юридические и политические конфликты вплоть до международного уровня. (Цензура, ограничение свободы бизнеса, монополизм и пр.)
И вот март 2006 года. В полной неразберихе последних дней существования уже «позапрошлого» состава Верховной Рады были вброшены и под шумок протащены изменения к «Закону о ТВ и РВ».Свершилось! Украина получила своего доморощенного «провайдера программной послуги», и это при том, что ничего подобного мировая телевизионная практика до этого не знала. Но дальше – больше. Сначала уговорами, затем обманом (обещанием подписания универсалов и клятве в вечной любви и дружбе), а потом просто угрозами кабельщиков откровенно начали «загонять в стойло», т.е. лицензировать еще и как провайдеров, не объясняя особо что это такое, и даже не удосужившись составить хоть какие-то лицензионные условия.
И вдруг, вместо того, чтобы целовать руки членам Нацсовета, восхищаться их мудростью и прозорливостью, операторы встали на дыбы. Пошли разговоры о коррупционном сговоре, двойном лицензировании, нарушении свободы предпринимательства, цензуре, уничтожении кабельного телевидения как отрасли… Затем начались публичные вопросы к Нацсовету – вразумительных ответов не последовало. И та и другая сторона начали подавать иски в суды, и все дела кабельщиками были выиграны. После этого началось жесткое противостояние. С одной стороны Нацсовет, с другой – СКТУ и Укртелесеть. Нацсовет действовал своими проверенными методами – рассылал по областям фальшивки-доносы на руководителей СКТУ и Укртелесети и откровенно врал, через слово повторяя: «национальный» и «народ» (что это значит повторяться не буду). Кабельщики со своей стороны публиковали статьи, сыпали фактами, примерами, проводили пресс-конференции, вели консультации, объясняя, что хитропринятый закон выполнить невозможно, не нарушая Конституции и ряда кодексов и законов страны. Не поленились они съездить в Брюссель, Берлин и Амстердам, где провели переговоры с законодателями и руководителями телекоммуникационного бизнеса Европы, получив поддержку, и окончательно осознав, глубину запущенности процессов, происходящих в Украине.
После этого у них не осталось другого выхода, кроме, как заявить требование об отставке Нацсовета и обратиться к правительству, парламенту и президенту с просьбой вмешаться и спасти отрасль от запланированного уничтожения. В противном случае, очень скоро, включая телевизор, украинский зритель с горечью осознает ,что то, что ему предлагают смотреть стало гораздо хуже и значительно дороже…
Май 2008 года. Из 600 операторов на Украине около 300 загнаны в угол – пролицензированы, как провайдеры. Захват в бесплатное пользование лучшей части ресурса в кабеле под издевательским названием «универсальная услуга» успешно завешен. Вышло положение Нацсовета о запрете использования провайдерами в кабельных сетях большинства зарубежных каналов, к которым зритель привык, и без которых кабельное телевидение, как бизнес существовать не может. Извините! Приплыли!
Олег Александров, СКТУ