В какой-то умной книге по теории журналистики, изданной за бугром, написали, что лучше всего проверять политика на искренность, отключив звук во время трансляции новостей или теледебатов (вариант – ток-шоу). Если кто собирается попробовать, поделюсь опытом: сразу вспоминается Редьярд Киплинг с его философски категорическим выводом о разности Востока и Запада. Наши политики «без звука» не то что неискренни – вовсе бесцветны.
Ну кто советует лидеру нынешней оппозиции и Партии регионов всегда выглядеть, цитируя персонажа Высоцкого, «обиженным до невозможности»?.. Или читать по электронному суфлеру перед тысячной (а при помощи телевидения – и миллионной) аудиторией? Почему премьер-министр и лидер БЮТ всегда безапелляционна и тверда – как комиссар в кожанке?.. Неужели так и не подвернулся ей за все годы в политике повод в чем-то усомниться?.. Просто не верится, что позволив себе обыкновенные человеческие эмоции, эти и многие другие политики потеряли бы что-то в глазах избирателей. Наоборот, многое бы приобрели.
Вот Хиллари Клинтон. Она в теледебатах забыла фамилию нового президента России. Тысячи телеканалов показали это миру, предвкушая, очевидно, бяку для Клинтон. И что же? Растерявшись лишь на мгновение, претендентка, уверен, приобрела тысячи новых сторонников. Потому что продемонстрировала, что ничто человеческое ей не чуждо (в отличие от сидящего рядом «железобетонного» Обамы). Ну, забыла, подумаешь, не с выборов же из-за этого сниматься…
Можно и даже должно с критикой относиться к позиции Владимира Жириновского. Я думаю, мало кому дано разобраться в отличиях его политической программы от, скажем, программы неизвестного Богданова. Но кто будет спорить – из-за эпатажности и поведения «на грани» (а то и «за гранью») Жириновский... пятнадцатый год сидит в Госдуме и набирает на очередных президентских выборах стабильные 10 процентов.
Почему за почти семнадцать лет украинской независимости я не могу припомнить случая, когда бы отечественный политик хоть какого-то ранга вышел на пресс-конференцию – и провел ее в стиле «знаете, кажется, я ошибался вот в том-то и том-то, но нашел правильным признать это и исправиться; теперь буду поступать так-то и так-то»? Вряд ли даже кто-то назовет фамилию политика, которому такое в голову придет.
Один из лидеров римской исполнительной власти хвастал выращенной на собственном огороде капустой. А президент уже современной Франции почему-то не увидел ничего зазорного в том, чтобы на глазах уважаемой публики развестись, а затем и «свестись» с красоткой, которую трудно заподозрить в пуританских нравах. И что? Рейтинги Саркози поползли вверх.
Украинским политикам не хватает смелости даже в программах на светские темы раскрепостить собственные эмоции. Какая уж там капуста… Если последовать западным советам и отключить звук – легко можно перепутать светскую хронику о политиках с очередным миксом из шустеровской «Свободы». То же желание «в борьбе за мир не оставить камня на камне от соперника». Та же страсть подавить оппонента силой голоса, блеском глаз и неубиенным аргументом «сам дурак»…
Вот я ворчу-ворчу, потому что вынужден признать – электорат-то наш как раз на эмоции падок. В том смысле, что ты хоть десять программ ему прочти, хоть двадцать универсалов подпиши, а он, избиратель, все равно хочет посмотреть, что на лице у политика написано!.. И если там написано: «война на уничтожение», то никакие заверения в вечной любви и отсутствии трений не помогут. И если политик имярек, словно по Гоголю, «скроит рожу такую, что хоть святых выноси», то ни за что избиратель не поверит в его решительность и смелость. И наоборот, всячески отреагирует на хоть каплю простых человеческих эмоций на лице непримиримого ультра-р-р-революционера.
Капризный он, избиратель… Ему новые эмоции подавай – в ответ на, как это модно сейчас говорить, новые вызовы времени. Электорату жизни хочется. Даже в политике.
Владимир Кацман, заслуженный журналист Украины, президент Volodymyr Katsman Foundation