detector.media
N
,для «Детектор медіа»
27.03.2008 16:28
Наталья Лигачева заблуждается…
Наталья Лигачева заблуждается…
О месте джинсы в круговороте вещей в природе. Ответ человека, ежедневно наблюдающего технологию джинсы, на статью «Некоторые вопросы “джинсоведения”».
«Детектор медіа» печатает реплику одного из своих постоянных читателей на статью Натальи Лигачевой «Некоторые вопросы “джинсоведения”». Редакции известно его имя, но автор категорически отказался от его обнародования. Тем не менее, поскольку он критикует, прежде всего, позицию самой «Детектор медіа», мы не считаем возможным отказать автору в публикации альтернативной аргументированной точки зрения лишь по причине ее публичной анонимности. Итак, дискуссия о джинсе продолжается, ждем новых откликов наших заинтересованных читателей.
 
Автор N является давним читателем «Детектор медіа», одним из медиаменеджеров, который ежедневно наблюдает реализацию технологии джинсы.
 
В своей, как всегда, страстной статье Наталья Лигачева во многом права и пафосна. Права, например, в том, что «для решения проблемы джинсы в украинских медиа не обойтись без усилий правоохранительной системы». Пафосна в вопросе: «Во сколько нам обходится недобросовестная реклама (а скрытая реклама всегда недобросовестна), в результате которой “втюхивается” недоброкачественный товар – будь-то несостоятельные политики, некомфортные услуги или товары, изготовленные без соблюдения технологий?». Имеет право Наталья Лигачева и на точку зрения, что «гражданское общество, часть медиаиндустрии и политикума в большей степени, нежели государство и приближенный к нему олигархический бизнес, готовы к широкому обсуждению проблемы коммерческой цензуры и механизмов ее преодоления», которую, впрочем, ваш автор N разделить не может.
 
N не защищает джинсу. Но наличие джинсы на телеэкране является только частью гораздо большей проблемы, о которой Наталья Лигачева предпочитает не говорить. О причинах этого – ниже, пока о самой проблеме.
 
Для Украины, и об этом писали многие исследователи, характерна мощнейшая культура коррупции. Причем не только на уровне власти или властей, а собственно на уровне народа. Ваш автор, кстати, не видит при этом большой разницы в отношении к коррупции в Украине и в Турции. Там ситуация похожа.
 
Я бы посоветовал внимательно перечитать статью Нико Ланге. В ней содержатся не только адекватные наблюдения («Простий приклад швидко продемонструє паралелі між тим, як діють громадяни та еліти. Якщо комусь із громадян вдається проїхати в автобусі безплатно декілька зупинок, то він вважається хитрим лисом, а той, хто платить, хоч ніхто його і не контролює – тупим ослом. Хитрунів, які використовують із вигодою для себе всі можливі дірки в законах, які вправно брешуть і виграють від цього, чекає суспільне визнання. А ті, хто поводить себе коректно, можуть бути лише дурнями…»), но и адекватные выводы («В основі відсутності принципів правової держави лежить, на мій погляд, передусім відсутність прив’язки українського суспільства до обов’язкової системи цінностей. "Чесна людина" завжди є просто чесною людиною. Той, хто поводить себе за принципами правової держави, хто має свідомість правової держави, хто сповідує певні цінності і відповідно до цього діє, той матиме і правову державу, і систему цінностей»).
 
Сказанным Ланге тема не исчерпывается. Зададимся – только искренне – вопросом: когда твоему ребенку надо продолжать учиться в школе или поступать в вуз, а это требует не только вполне легальной платы репетиторам, но и взяток менеджменту школы или вуза, кто из нас на такие взятки не пойдет? Или мы просто согласимся с тем, что, мол, твоего ребенка отчисляют, он ведь плохо учится? N не видит реальных возможностей для изменения коррупционной культуры на уровне народа.
 
Теперь рассмотрим проблему на уровне массмедиа. Наталия Лигачева пишет о проблемах джинсы на телевидении, но всем нам известно, что джинса присутствует и в печатных СМИ, и в интернет-изданиях (конечно, речь не идет об уважаемой «Детектор медіа»). Понятно, что Наталия Лигачева избрала себе темой, «нишей» именно телевидение, но ведь джинса в печатных СМИ от этого никуда не делась.
 
Джинса в СМИ является только частью джинсы в государственном масштабе. «Детектор медіа» как-то уже затрагивала эту проблему, когда журналист С. рассказывал, как «его» олигарх П. запрещал ему давать материалы о мэре Ч. Если это правда, – а сомневаться в словах журналиста у вашего автора оснований нет, – то не является ли олигарх П. банальным джинсовиком, который взял у мэра Ч., к примеру (N этого не знает), землей. И чем закончилась эта история? Общественным порицанием П.? Даже этого не было. Закончилось все тем, что журналист С. перешел с акции «Не продаемся» в акцию «Не покупают» и у него, как у человека, склонного «выносить сор из избы», наверняка будут проблемы с дальнейшей работой на телевидении.
 
Олигарх и редактор чаще всего ставят журналисту задачи и он, в отличие от Е., которому Р. популярно объяснил: «не трогать мэра», может и не знать, что делает джинсу. А может и знать, и получать за знание «откат». Если его олигарх берет, например, землей, почему же он не может взять деньгами?
 
Взятка директору школы за неотчисление ребенка – джинса в семейных масштабах. «РосУкрЭнерго» – джинса в космических масштабах. Санаторий «Синяк», который Кабмин Януковича передал известно кому – джинса в региональных масштабах. Торговля местами в партийных списках в парламент, чем занимаются все без исключения партии, – джинса в партийных масштабах. Скрытая реклама в СМИ – джинса (то есть коррупция, назовем вещи своими именами) в масштабах массмедиа. Все это вместе и есть реалии «джинсовой страны».
 
Ваш автор согласен, как уже сказал, что «для решения проблемы джинсы в украинских медиа не обойтись без усилий правоохранительной системы». Но в реальности N предполагает другое: олигархи-джинсовики скорее устроят «откаты» представителям правоохранительной системы.
 
N не согласен, что «гражданское общество, часть медиаиндустрии и политикума в большей степени, нежели государство и приближенный к нему олигархический бизнес, готовы к широкому обсуждению проблемы коммерческой цензуры и механизмов ее преодоления».
 
О какой части медиаиндустрии вы говорите, Наталья Львовна? О той, которая не получает своей доли в джинсе? Так в принципе практически все более-менее получают. Нет этого гражданского общества, о котором вы говорите, Наталья Львовна. Если бы в стране было гражданское общество, то разве оно смирилось бы хоть с одним решением Киевсовета по земле и не разобрало бы мэрию на части? Стерпело бы рост ксенофобии? Повелось бы на кредитную политику украинских банков?
 
Есть не гражданское общество, а группа лиц – Наталья Лигачева и другие, объединенных акцией «Не продаемся». Есть общество, часть которого плевать хотела на свою страну, часть – ворует, как может, часть – задумывается только о своем выживании сегодня, не думая, что будет завтра, когда те же банки начнут лопаться. К какому из этих слоев принадлежат журналисты, в частности, телевизионных СМИ? Ко всем. Вы хотите эффективно бороться с теледжинсой, Наталия Львовна? Пожалуйста. N интересуется, кто и когда из ваших спонсоров будут финансировать явно незаконное или сомнительное с точки зрения закона добывание «Детектор медіа» справок-регистраций в Бюро технической инвентаризации и МРЭО, которые и будут доказательством, сколько за год квартир и машин купили журналисты и политики, сколько земли получили и т. д.
 
Джинсизация СМИ накладывается еще на одну проблему, о которой знает Наталья Лигачева: прогрессирующее невежество журналистов. В условиях этой всеобщей джинсизации олигархам и медиаменеджерам не до качества журналистской продукции, их устраивает качественно выполненная джинса.
 
N, увы, не видит простых способов борьбы с джинсой вне контекста наведения порядка в стране. Этот порядок не может быть результатом действий Нацсовета по телевидению и радиовещанию, которого, похоже, устраивает джинса, но на украинском. Этот порядок не может быть результатом акций «Детектор медіа», ибо в информпространстве страны уже давно произошло замещение журналистов, которые бы не продавались, журналистами, согласными делать джинсу. Этот порядок может быть достигнут при введении диктатуры единоличного правления, от чего N не в восхищении. Но тогда у «Детектор медіа» будет новая работа – критиковать выполнение темников от единоличного диктатора. «Детектор медіа» стоит уже сейчас подумать, как перепрофилировать в будущем акцию «Не продаемся» в акцию «Не подчиняемся». Потому что медиаменеджеры уже думают о составе журналистских команд, которые, не создавая никому проблем, будут выполнять будущие ЦУ.
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY