detector.media
Игорь Лосев
для «Детектор медіа»
10.03.2008 17:06
Сплошная нецензурщина
Сплошная нецензурщина
По сравнению с хамством и вульгарностью гостей эфира канала RTVI наше телевидение со своими витренками и шуфричами – просто филиал института благородных девиц.
Трудно быть моралистом, когда речь идет о современном телевидении. В особенности удивляют некоторые российские телеканалы. Вот, например, RTVI, имеющий статус российско-израильского, демократического и свободного. Как рекламирует себе RTVI: «Мы единственный российский канал, новости которого не проходят цензуру Кремля!». Это, в нынешнем информационно-политическом контексте России, конечно же, замечательно. Но похоже на то, что вообще никакой цензуры на RTVI, в том числе цензуры морали и здравого смысла, нет. Одна нецензурщина.
 
Вот, например, недавний эфир Матвея Ганапольского. В программу «Особое мнение» был приглашен «жириновский» российского телевидения Михаил Леонтьев. Ну, с Мишей уже давно все ясно. Оказалось, что его телеистерики весьма небескорыстны. Зоологическое хамство на Первом национальном в «Однако» было вознаграждено мандатом депутата Государственной думы. Миша еще только не матерился в эфире, но все впереди. Впрочем, в программе Ганапольского он не ограничился своими обычными завываниями, доказывая Матвею, что российскую журналистику с молдавским паспортом Наталью Морарь ни в коем случае в Москву пускать не следует (поскольку девочка позволила себе указать на не вполне чистые руки кремлевских чекистов), а перешел на площадную брань. В частности, он набросился на редактора журнала «Нью Таймс» Евгению Альбац, у которой работает Наталья Морарь. Образчики его изысканной речи: «трахнутая на всю голову Альбац», «она вообще сумасшедшая».
 
Когда же Миша ощутил, что до Ганапольского подобные откровения слабо доходят и никак Матвея не убеждают, простимулировал его экспрессивным: «Мать твою!». Матвей в тон ему ответил: «Твою мать!»… Вот такой диалог двух русских вроде как интеллигентов. При этом звучали и такие изящные речения как «наср…ли на конституцию», «вонючие латыши» (это о жителях страны, с которой Российская Федерация имеет нормальные дипломатические отношения), ну а всякие там выражения, типа «дебилы», «идиоты» и «кретины» вообще не проходят по стилистическому конкурсу в силу их непозволительной мягкости.
 
За последнее время перехамить Леонтьева на RTVI удалось только Эдуарду Лимонову. Эдичка так «разложил» депутата Думы, что Миша, впервые на моей памяти, с позором бежал из студии. А вот Матвею Ганапольскому перехамить Михаила Леонтьева так и не удалось, хотя он очень старался.
 
На этом фоне украинское телевидение со всеми нашими шуфричами, симоненками и витренками выглядит филиалом института благородных девиц. Впрочем, при всей любви к свободе слова, после «диалога» Леонтьев – Ганапольский захотелось чуть-чуть, совсем немного, путинской цензуры.
 
Я все понимаю. Не могу только понять, зачем Ганапольскому нужен «зверинец» с Леонтьевым и Лимоновым и зачем он «опрощается» до уровня своих телевизионных «клиентов»?
 
Ведь Ганапольский «ваньку валяет», прикидывается хамом и жлобом, а у «клиентов» это все естественно, натурально. Так что не видать Матвею первенства в этом печальном соревновании. Вот ведь какое странное дело: RTVI - действительно, единственный неподцензурный канал в российском информационном пространстве, и где еще, как не там, не самые худшие представители гражданского общества России могли бы сказать что-то разумное, доброе, вечное… А вместо этого, на головы россиян и нероссиян выливают «полные ведра» всяческих прохановых, лимоновых и леонтьевых… Это чтобы подчеркнуть свой «плюрализм»? Мол, мы настолько широко мыслим, что у нас «всякой твари по паре». И откуда это стремление культивировать склочно – хамский стиль отдельных ведущих? Раскованность, конечно, хороша, но лишь в разумных пределах. Как выражался герой культового советского фильма: «Александр Македонский – великий полководец, но зачем же стулья ломать?» Ну, что незаурядного может сказать сегодня Александр Проханов, этот «соловей генштаба», как его называли во времена «перестройки»? Все тот же затхлый репертуар, сплошная жириновщина, стоны по поводу умершей империи, призывы ее любой ценой восстановить, как минимум в границах 1991 года, а там – видно будет… впрочем, ведущая – Ольга Бычкова, дама умная и ироничная, своими ехидными замечаниями доводит «последнего солдата империи» до совершеннейшего исступления. Уязвленный «мэтр» российского милитаризма пытается в отместку как-то «укусить» Бычкову, но выходит смешно и неуклюже…
 
Поскольку дурной пример заразителен, то и некоторые украинские телеканалы стали приглашать господина Леонтьева. Например, к Савику Шустеру на «Интер». Украинский бомонд имел удовольствие созерцать «светоча» кремлевской журналистики, пришедшего в студию, очевидно, в знак особого уважения к собравшимся, в каких-то затрапезных портках. И как всегда, публика стала свидетельницей повышенной эмоциональности Леонтьева, призванной прикрыть слабость и неубедительность аргументов. В народе этот стиль публичных выступлений называют «брать на орапа», от слова – орать. Но в атмосфере ироничного и недоверчивого отношения к нему, чего нельзя было не почувствовать в студии, Леонтьев выглядел непривычно тускло.
 
На ТРК «Київ» перешедший туда с «Интера» Александр Колодий также подсуетился и заполучил кремлевскую «телезвезду». Леонтьеву пришлось дискутировать с лидером УНП Юрием Костенко. Костенко демонстрировал свою обычную спокойную и сдержанную манеру, а Леонтьев, тоже в своем обычном стиле, истошно вопил и хамил.
 
Почувствовав, однако, что на фоне аргументов Костенко он проигрывает, Леонтьев просто стал кричать громче. Интересно, кого такие, с позволения сказать, «дискуссии» обогащают? В конце концов, даже хамство, которое щекочет нервы определенной части аудитории, со временем приедается. И тогда приходится, как наркоману, увеличивать «дозу», делая ее совсем уж «лошадиной». Но наступает период, когда и к этому привыкают, когда и это выглядит скучным. Что же останется? Устраивать мордобой в эфире или показывать голые задницы? Тут есть над чем задуматься мастерам телеискусства…
 
Все происходящее на «голубом экране», далеко не безобидно. Обществу навязывается определенная стилистика поведения и мировоззрения. Не стоит и далее обманывать себя и других, утверждая, что журналистика – это всего лишь зеркало. Не знаю, чего больше в этом утверждении, то ли лукавства, то ли откровенного и демонстративного вранья. Журналистика (а телевизионная – особенно) не только отражает мир, но в еще большей степени творит его, предлагая различные модели бытия в нашем мире и понимания этого самого мира. Культивирование хамства, цинизма, бесстыдства, агрессивности, лживости на телевидении добавит действительности этих «прекрасных» качеств, хотя их там и без того хватает.
 
В последнее время и в западных странах, и на постсоветском пространстве все чаще говорят о социальной ответственности бизнеса. А вот говорить о социальной и нравственной ответственности телевидения считается дурным тоном: вроде как «наезд» на свободу слова и самовыражения. Потому и кочуют с канала на канал телевизионные хулиганы, психопаты и вообще неадекватные личности, провоцирующие не самые лучшие инстинкты аудитории. Слава Богу, что в украинском телепространстве еще придерживаются каких-то рамок. Надолго ли? Первые тревожные симптомы уже появились, правда, не со стороны журналистов, а со стороны политиков.
 
4 марта в эфире московского ТВЦ небезызвестный Дмитрий Табачник употребил выражение: «Ющенко и его банда». Можно по-разному относиться к нашему президенту, но сказанное г-ном Табачником есть непозволительное публичное хамство. К чести нашего телевизионного сообщества, ни один украинский канал не дал это заявление в эфир. Надеюсь, что это связано не только с пиететом по отношению к главе государства, но и с некоторыми нравственными устоями.
 
Игорь Лосев, доцент НаУКМА
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY