detector.media
Наталья Кирьянова
01.02.2008 15:14
Соль и «Перець»
Соль и «Перець»
Он играл белогвардейцев и «врагов народа» в кино, рисовал шаржи на выдающихся деятелей культуры и карикатуры, бичующие быт советских людей. Ломал детские игрушки, подробно фиксировал топографию закарпатского села Соль и черниговского Седнева. Тайная жизнь графика и карикатуриста Игоря Александровича в галерее «Арт-Фокстрот» – к 90-летию со дня рождения художника.
 
За маской с человеческим лицом тяжело скрыться. Сложно утаить талант и задушить юмор. По крайней мере, киевскому художнику Игорю Александровичу сделать это не удалось. Заботливые радетели о высшей справедливости – галерист Елена Ягодовская и сын юбиляра, главный художник театра имени Ивана Франко Андрей Александрович-Дочевский – вывели классика украинского шаржа на чистую воду.
 
Оказалось, что под видом острого и насмешливого карикатуриста, автора знаменитого юмористического журнала «Перець», скрывался тонкий пейзажист и виртуозный график. Свидетелями защиты на слушании дела о сокрытии художественно-лирического таланта выступили друзья и коллеги Игоря Александровича, которые показали, что знали фигуранта исключительно с положительной стороны. Профессиональный актер, окончивший прославленное училище им. Щепкина, после многочисленных (хоть и не главных) ролей в кино и театре стал успешным декоратором, а затем – популярным театральным художником. Постоянно участвовал в художественных выставках, а в 60-х годах начал сотрудничать с легендарным «Перцем» и вместе с такими художниками, как Виктор Григорьев, Анатолий Арутюнянц, Валерий Зелинский, занялся сатирическим бытописанием советской действительности. И что характерно – отнюдь не страдая, как многие тогдашние юмористы, от неразделенного чувства юмора. Свидетельством тому служат золотая и серебряная медали Международной выставки сатиры в болгарском городе Габрово.
 
 

Антон Мухарский и Костя Гнатенко тоже хотели бы стать героями шаржей
 
Мастера искусств Украины позволяли ему дружественно подтрунивать над собой в остроумных и лаконичных шаржах. А еще много лет Александрович являлся активным членом Межведомственного совета по игрушке, воспитывая в юных членах социалистического общества фантазию и абстрактное мышление. На открытии выставки прозвучало немало комичных воспоминаний об «игрушечной» отрасли советской легкой промышленности. К примеру, о рекомендованном к массовому выпуску изделии «заяц-медведь-рысь, цвет – абстрактный: фиолетовый» (комплект из трех съемных голов и универсального туловища из пластмассы).
 
 

Фрагмент экспозиции
 
Безупречная, казалось бы, биография и тут – на тебе: тайная художественная жизнь! Путешествия по Украине с мольбертом в руках, тонкие и сентиментальные акварели с сельскими пейзажами и экспрессивные женские портреты. И совсем не важно, что создавал он их для себя и никогда не выставлял, акт интимного общения со зрителем состоялся, еще раз доказав всем, что если человек лишен чувства прекрасного, значит, было за что. А если нет – это рано или поздно проступит сквозь любую иронию.
 
Из показаний свидетелей:
 
Людмила Миляева, профессор Национальной академии искусств и архитектуры:
– В советские времена была создана хорошая традиция украинской карикатуристики, одним из представителей которой был Игорь Александрович. Хотя надо признать, что в большинстве своем это были несчастные люди, потому что им было отказано в главном праве художника – свободе творчества. Но благодаря тому, что Александрович был порядочным человеком, а «Перець» как-то дозировал политику, ему удалось создать много хороших работ. В основном они были посвящены быту, ибо он всегда давал обширную пищу для творчества и позволял быть искренним. Поэтому у Игоря так много милых и славных, добрых и смешных вещей. Он был вне политики, я бы сказала, что он был даже активно аполитичен. С другой стороны, работа в сатирическом журнале была для него своеобразным источником пропитания. Но он мог делать что-то достаточно искренне как художник. У него было такое милое чувство юмора! Но он не был «дежурным остряком». Это не его амплуа. Он был очень скромным и всегда старался быть незаметным, даже несмотря на то, что был высок, статен и по-настоящему артистичен.
 
 
Одна из творцов украинской школы искусствоведения Людмила Миляева и вдова Игоря Александровича - Ирина Николаевна
 
Светлана Агрест-Короткова, кинокритик (журнал «Профиль-Украина»):
– Работы Александровича замечательны своим настроением – настроением шестидесятников. Тогдашнее состояние общества наложило на них свой неизгладимый отпечаток. С одной стороны, в них есть спокойствие, с другой – бунтарство, с третьей – страстная вера в будущее и в то, что оно будет невероятно светлым. В этих картинах есть самое главное: при взгляде на них радуется глаз и успокаивается душа.

 

Светлана Агрест-Короткова («Профиль-Украина») и Елена Ягодовская («Арт-Фокстрот»)
 
Юрий Никитин, художник, карикатурист:
– В шаржевых работах Александровича очень хорошо чувствуется стилистика того времени. Угадывается определенный стиль, объединявший в советские времена многих карикатуристов. Он зиждился на очень высоком уровне профессионализма. В шаржах художника чувствуется виртуозное владение силуэтом, формой и способность несколькими линиями передать портретное сходство. Для этого жанра – это высший пилотаж. Глядя на то, что представлено на выставке, можно сказать, что Александрович владел им в совершенстве. Потому что нарисовать смешно, можно лишь умея рисовать хорошо. Что касается его работ для журнала «Перець», то надо признать, что карикатура, особенно политическая, – это скоропортящийся продукт, потому что она востребована именно в свое время. Но если она действительно художественна и профессиональна, как у Александровича, то будет интересна и с течением времени – как яркий документ эпохи и пример виртуозного владения стилем.
 
 
Художники Юрий Никитин и Александр Зельдис
 
 
Елена Ягодовская , искусствовед:
– Большинству любителей искусства Александрович известен больше как отличный карикатурист, а не как лирический пейзажист-график. Но и в его шаржах, и в акварельных работах чувствуются время и стиль, потому что хороший художник всегда в культуре и всегда – в контексте. В них есть дух времени и то, что определяется художественной категорией «вкус». И то, что он считал глубоко интимным, достойно показа самой широкой публике. Потому что это профессионально и искренне, ибо душа художника всегда жива. Так что эта выставка – пример того, что такое искусство, настоянное во времени. А еще мне всегда хочется показывать удивительных людей, которые жили и продолжают жить в этом городе. Тех, кто любили его и очень много для него сделали. Но в силу невероятной скромности (мне вообще нравятся скромные художники) были далеки от общественного пафоса.
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY