Достались нам по случаю билетики на детский новогодний праздник в Октябрьский дворец. Праздник помпезно назывался «бал-маскарад» в постановке Всеукраинского центра фестивалей, массовых действ и концертных программ. Два года назад мы уже ходили в Октябрьский, смотрели сказку про Золушку и получили впечатления совсем не сказочные. Думаю – а вдруг в этом году что-нибудь яркое будет.
Поднимаясь по лестнице от Майдана, мы услышали веселые мелодии щедривок и колядок, исполняемых детками по трансляции из зала. Настроение поднялось до праздничного, правда, потом опять опустилось – чем ближе мы подходили к месту действа, тем громче звучали песни… Децибелы зашкаливали, искажая музыку. Уши закладывало. Мой ребенок морщился и тряс головой.
В помещении было полегче, потому что тише. Зашли в зал, сели… И я грешным делом подумала, что мы пришли на самый конец спектакля. Оказалось, что это все-таки начало… Просто режиссер начал с того, чем остальные, некреативные, режиссеры обычно заканчивают – на сцене шел «парад-алле» всех действующих лиц сразу: Дед Мороз, Снегурочка, зайки-мишки, Пьеро без Буратино, какая-то розовая свинья (наверное, с позапрошлого года костюмчик остался – надо же попользовать) и много непонятных персонажей в колготках с хвостами различной формы и цвета.
Все очень дорогое, всего много, очень шумно и ярко, и все эти несовместимые существа очень слаженно делали вид, что поют. Пела же и разговаривала замечательная фонограмма со стороны сцены. Направление звука упорно не менялось, даже когда герои шли с другого конца зала…
«О-го-го!!! ДорОгу нашему королю и гетману!(?)» – кричали голоса волшебных солдат со сцены, тогда как собственно тела солдат протискивались сквозь ряды зрителей. И дети в зале долго крутили головами, чтобы понять – кто же это говорит. Тем более что на сцене, откуда шли эти звуки, все время находились три странных персонажа: танцующая Курица, отдаленно напоминающая «Нашу Рябу» из рекламы, большое Яблоко на тонких ножках и с большими глазами, идентифицирующееся с «Живчиком», и Большое Яйцо в кепке…с надписью «Киндер-сюрприз » (а вы о чем подумали?).
Ах, да! Я совсем забыла про Золушку… Вы спросите – а причем здесь Золушка? Она же уже была в позапрошлом году? Вот и я не знаю. Но когда в начале спектакля уже все были в сборе и «зажгли» елочку, делать героям стало совсем нечего. Наверное, поэтому Золушку и позвали. Она и пришла. После этого сказка, наконец, определилась с сюжетной линией, не совсем свежей по идее, зато неожиданной по нюансам.
Например, женщина в белом, которую все называли Коляда, а дети думали, что это Зимушка-зима или, на худой конец, Снегурочкина мама, вдруг оказалась Золушкиной Крестной, то есть Феей (ну, вы помните.) Запутались? Мы тоже. Золушкин папа оперным голосом пел жалостную и долгую песню про «смерекову хатку» – что-то там с ней произошло, что жить стало невозможно (что именно – непонятно по причине опять-таки слишком громкого звука). Папа слезно уговаривал дочь построить новую хатку и уйти! Я, наивная, решила: вот он, новый поворот старой сказки! Они уйдут от мачехи! Открытый протест! Но оказалось все гораздо банальнее: «смерекову хатку» просто «съел жук», то есть короед.
Паж отсутствовал. Золушке помогали переодеваться Курица, Яблоко и Яйцо. Они же дарили хрустальные туфельки. Они же возили карету вместо лошадей. Пока Золушка переодевалась – танцевали Обезьяны. Пока танцевали Обезьяны – Дед Мороз, Снегурочка, Свинья, Пьеро и Хвосты активно играли свои роли массовки – гуляли по залу, подтанцовывали и похлопывали детей по плечу, напоминая о том, что, собственно, происходит на сцене.
А на сцене была объявлена «Президентська баля!»(?). Проводил «балю» Король, которого теперь почему-то все величали «Пан Гетман-Президент» (вот интрига так интрига – кто же он все-таки?). Ну, зашла Золушка на «балю», раскланялась, всех очаровала – пора и Принца звать: мечту всех маленьких девочек, идеал первой любви и образец будущего мужчины. Вот Король и позвал: «Сыно-ок! Княжи-ич!» Ой, насколько я понимаю – княжич – это сын князя, а у нас из зрелых мужчин на сцене присутствовал только Король, он же Гетман, он же, простите, Президент… Правда, был еще Большое Яйцо... Киндер-сюрприз (а вы о чем подумали?). Вышел Княжич, точнее выскакал – да нет же, не на гнедом скакуне, а на большом синем... мяче. Тут дочь не выдержала и потребовала «уходить». Хотя сказка шла всего пятнадцать минут… Уходили мы уже не первыми.
Пока мой ребенок радостно катался на пони вокруг новогодней елки на Майдане, я вспоминала замечательные детские танцы, которые смотрелись как-то очень оторвано от этого, простите, шоу. Танцевали детки и очень маленькие, и большие. Танцевали красиво и профессионально. Они не отдыхали на каникулах, а серьезно работали, и они были отдельно от сказки, а «сказка» в Октябрьском дворце – отдельно от всех остальных детей…
Оксана Старенькая, режиссер, для «Детектор медіа»
Від «ТК»: Редакція вдячна пані Оксані за цю післяноворічну історію :)