detector.media
Борис Бахтєєв
08.04.2021 23:36
Россия: такого Евровидение ещё не видело

В «великой и могучей» события вокруг Евровидения приобретают всё более психиатрический оттенок. Очередная психиатрическая новость: Следственный комитет России (СК) открыл производство по проверке песни, с которой певица Манижа будет (если всё-таки будет) представлять Россию на конкурсе Евровидения, на наличие в ней экстремизма. Вот так.

Следственный комитет Российской Федерации — это аналог нашего ГБР.

Опираясь на материалы российских СМИ по этой теме, невозможно чётко, последовательно и структурированно изложить суть происходящего. Потому что в самих российских СМИ тема изложена сумбурно. Что, кстати, является хорошим индикатором: невозможность предметно и по существу изложить суть дела, невозможность найти всем фактам и высказываниям их место в общей структуре изложения чаще всего указывает на беспредметность самого дела, его высосанность из пальца. Поэтому смотрите здесь, здесь и здесь.

Главное, что удалось выбрать из этого потока словес: Манижа якобы оскорбляет достоинство русских женщин и нарушает национальное согласие. По-видимому, сам факт, что исполнительница таджикского происхождения поёт о русских женщинах, и это в России приводит к всплеску антитаджикского хейтерства — этот факт и нарушает межнациональное согласие. «Сама виновата» в самом рафинированном виде. Виктимизация жертвы.

Как бы то ни было, а российские шерлоки холмсы ищут в песне «признаки возбуждения ненависти и вражды».

Поводом к открытию следствия — по крайней мере, формальным — послужило обращение некоей АНО «Ветеранские вести». Любопытна иллюстрация к материалу в издании «Вести». На правой, светлой стороне — маленькая девочка в народном платочке, на заднем плане — улыбающиеся отец, мать и двое детей в этнических нарядах на фоне правослвного храма; правда, мать в этой группе — почему-то без платка и с распущенными волосами: стыд-то какой!  

На левой, тёмной стороне — Манижа, Кончита Вурст, какой-то мужчина в форме белогвардейского офицера и бек-вокалистки. Два мира — два детства. И, конечно же, излюбленная российской пропагандой подсказка в виде контраста между светлым и тёмным фоном — перед крымским «референдумом» использовалась точно такая же.

Цитата из обращения — простите, что длинная, но прочитайте, она стоит того: «Демонстрация этого номера от России на указанном международном конкурсе прямо противоречит конституционной норме о защите государством культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации (часть 2 статьи 69 Конституции Российской Федерации), поскольку в нём публично атрибутируется русским женщинам (русскому народу) заведомо искажённый, уничижительный, эстетически и социально негативный образ».

Ещё одна цитата: «Кроме того, публичное распространение посредством телевидения и размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, видеоролика указанного сценического номера прямо противоречит целям, задачам и приоритетам государственной национальной политики». Вот так: оказывается, выступление на Евровидении должно соответствовать неким «целям и задачам государственной политики».

И — квинтэссенция: «Ввиду того, что певица М.Д. Хамраева (Манижа — Б.Б.) является, по её собственным заявлениям, (этнически) представительницей таджикского народа, то данным номером фактически вполне прогнозируемо провоцируется конфликтная ситуация между представителями русского и таджикского народа, то есть провоцируется межнациональная напряжённость и вражда».

Вдумаемся: «неправильное» этническое происхождение певицы, оказывается, провоцирует конфликтную ситуацию. Да и сама певица — оказывается, уже не личность, не субъект, а «представитель народа». Интересно, таджикский народ уполномочивал её, и если да, то по какой процедуре? Или это некие «ветераны» самочинно объявили её представительницей? Вероятно, всё проще: мы имеем дело с традиционным русским явлением, когда представителям иных народов отказывают в персональной субъектности. Та самая «коллективная ответственность» народов: за поступки этнически русского отвечает он сам, за поступки «инородца» - весь народ, из которого он происходит. 

И для справки: Манижа является гражданкой России и непрерывно живёт в России с возраста 10 лет. 

Своё обращение «ветераны» сопроводили «комплексным заключением» «экспертов».

Чтобы не копаться в деталях, обратим внимание на два основных момента. Первый: «эксперты» ведут речь в том числе о клипе, а проверить на экстремизм требуют песню. Клип и песня — разные произведения, и песня вполне может существовать без клипа, отдельно от клипа. И более того: в конкурсе Евровидения клипы не участвуют, артисты исполняют песни со сцены. Похоже, «эксперты» не очень разбирались в предмете.

И второе: заключение о «негативном отношении» - это даже не оценочное суждение, а вкусовщина. Для кого-то русская женщина в джинсах — это страшный негатив, позор и предательство, а для кого-то — вполне даже позитив. Для кого-то русская женщина в платке, бесформенной хламиде до пят и солдатских ботинках — это идеал и образец, а для кого-то — испанский стыд.

В чём именно состоит «негатив» песни Манижи, «эксперты» так и не уточнили — вот негатив, и всё.

И становится совершенно ясно: «негатив» состоит уже в том, что «нацменка» поёт о русской женщине — пусть даже живёт в России с самого детства. И вправду: какое она имеет право — знай своё место, «чурка»!

Очень вряд ли ветераны интересуются конкурсом Евровидения и вообще имеют представление, что это такое. Скорее всего, кто-то дал им команду выпустить обращение в СК. И этот кто-то — вероятнее всего, на государственном уровне. И всё, что происходит, исходит от государства или влиятельных кругов в его власти.

И, наконец, мы видим типичную советскую «национальную политику». Когда этническое происхождение, «национальность» - это клеймо. Как и в СССР, украинцы могли не знать ни слова по-украински, могли ненавидеть Украину — но всё равно оставаться «хохлами», и от этого клейма им было никуда не деться. Как евреи могли не знать ни слова ни на одном из еврейских языков, признаваться в любви к Пушкину, быть «антисионистами» и высказывать имперски идеи — но всё равно были обречены оставаться «жидами».

В современной России всё осталось, как и было: этническое происхождение — это клеймо, определяющее объём прав и место человека в российском социуме. Несколько лет назад Путин с гордостью заявил, что за годы его правления в России не исчез ни один народ. И в то же время языки нардов российских «республик» - на грани исчезновения, и объём их применения и изучения продолжает снижаться — указами из Москвы. Но то самое клеймо «нацменов» никуда не исчезает — именно в этом и только в этом смысле не исчезают и народы.

Точно так же было в СССР: официальная пропаганда гордилась «расцветом народов» и в то же время безжалостно и принудительно ассимилировала их. Но да, в паспортах оставалась графа «национальность», которую нельзя было изменить, и эта же графа был в каждой анкете вплоть до гостиницы и библиотеки. СССР гордился интернационализмом по паспорту и бил «нацменов» по морде. 

В нынешней России такое положение вещей не только сохранилось, но и радикализировалось, достигло экстремистской стадии. Да, всё что происходит в России вокруг простенькой песенки для Евровидения — это и есть экстремизм. Это и ничто другое.

Вот это и есть та Россия, которая с пеной и пузырями изо рта борется с фашизмом.

И, Боже мой — как же далеко мы, Украина, ушли от всего этого!

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY