detector.media
Марія Ряпулова
01.11.2019 14:30
«Без галстука» на «НЛО TV»: о чем говорить, когда не о чем говорить
«Без галстука» на «НЛО TV»: о чем говорить, когда не о чем говорить
Создателям проекта стоит понять, что молодежное — не значит бессмысленное, а неакадемическое — не значит непрофессиональное.

На телеканале «НЛО TV» стартовал новый сезон развлекательного проекта «Без галстука» с ведущей Иванной Онофрийчук, которая берет якобы провокационные интервью у более-менее известных личностей, проверяя их тем самым на качества «настоящих мужчин».

Правда, узнать о том, что именно эту цель преследует проект, можно только из его описания. Единственное, что напоминает об этом в самих интервью Иванны Онофрийчук, — подбор героев, в том числе по половому признаку. Да, они все — мужчины. Но этот ход телевизионщиков можно понять: в кадре эффектная девушка, она спрашивает своих гостей про первый сексуальный опыт, про рекордную длительность полового акта, про комплексы, про достижения… Вполне логично, что для целостной телевизионной картинки к ней более органично монтируются герои-мужчины, а не женщины. Можно не принимать этот принцип как корректный, но понять — легко.

Хорошо, что создатели проекта «Без галстука» не идут дальше по этой скользкой дорожке и не спрашивают у гостей, посадили ли они дерево, построили ли дом и считают ли, что женщине место на кухне. О том, что в представлении создателей проекта является признаками «настоящего мужчины», эта телевизионная история, к счастью, умалчивает.

Итак, проект «Без галстука» — интервью с игровыми элементами и даже с кулинарной мини-рубрикой: с каждым гостем Иванна Онофрийчук готовит какой-то коктейль, ингредиенты которого предоставляет зрителям в виде титра. И, казалось бы, это тот самый случай, когда формат и телеканал нашли друг друга и должны жить долго и счастливо. Ведь «НЛО TV» позиционирует себя как молодежный канал, для которого интервью в неформальной обстановке — то, что доктор прописал. И, скорее всего, шоу будет вполне успешным по показателям смотрения и может даже продлится несколько сезонов. Но вот несколько вопросов к качеству происходящего в кадре все-таки заставляют сомневаться в том, что это удачный проект.

Почему-то большинство небольших каналов, противопоставляя себя общенациональным гигантам, акцентируют на своей оригинальности и неформальности: мол, мы против всей этой заскорузлости, мертвой академичности и нудных правил, мы — бунтари. И это, конечно, здорово и здраво, пока не оказывается, что в свод «нудных правил телевидения» зачисляются и элементарные нормы профессиональной гигиены. Например, качественный монтаж, баланс по звуку или, например, умение журналиста говорить в кадре грамотно и без «эканий».

Кажется, это случилось и с проектом «Без галстука», в котором создатели наверняка стремились максимально развлечь публику и превратить жанр интервью во что-то ненапряжное, легкое и слегка пикантное. Чтобы ни у кого не было в этом сомнений, к телеведущей приставили подружек, которые, отдыхая в купальниках у бассейна, обсуждают будущего гостя и придумывают для него задания. Здесь, конечно, можно придраться к создателям шоу и поговорить об объективации и эксплуатации женской сексуальности, но мы не будем. Потому что по сравнению с теми профессиональными проблемами, которые начинают выпирать в шоу, это тонкости и нюансы.

С первых же минут любого интервью Иванны Онофрийчук становится понятно, что чего-то этому непринужденному диалогу не хватает… Например, диалога.

Пожалуй, всякий журналист согласится, что интервью — один из сложнейших жанров. По многим причинам, в числе которых необходимость выстроить логику разговора и превратить список интересующих вас вопросов в связный диалог. И все это предполагает, что интервьюер хорошо изучил собеседника, спланировал содержание разговора, умеет быстро ориентироваться в ситуации и даже немножечко манипулировать собеседником, чтобы интервью не потеряло форму.

В проекте «Без галстука» основная проблема состоит в том, что в каждом отдельно взятом интервью очень сложно понять, куда движется разговор, что именно хочет раскрыть ведущая в каждом из героев и чем обусловлен именно такой набор вопросов. Когда же логика ведущей становится более-менее понятна, вдруг оказывается, что она совершенно беспомощна против неожиданной шутки, замечания или излишней откровенности собеседника.

Например, актер Вячеслав Соломка вдруг сообщает, что его первый секс произошел в университетские годы в рубке звукорежиссера одного из театров… «Ого», — только и может сказать Иванна Онофрийчук и почему-то заливается смехом. Дизайнер Сергей Ермаков указывает, что авторы программы, составляя вопрос для него, ошиблись — Иванна просто мило улыбается в ответ. Боксер Вячеслав Узелков на вопрос «Что тебе сложнее сделать: нокаутировать кого-то или отказать трем красивым женщинам» внезапно отвечает, что легко может сделать и первое, и второе. Ведущая, видимо, рассчитывала на другой ответ, поэтому выдает запланированную фразу: «Надеюсь, что моим подружкам ты тоже не откажешь»

Все это говорит только об одном: Иванна не слишком готова к такому формату. Поэтому то, что происходит в кадре, — совсем не диалог. А просто выдача герою заранее подготовленных вопросов четко по списку. Формат обычного интервью этот недостаток выдержал бы. Но идея «легкой и непринужденной беседы за бокальчиком коктейля» проваливается. И иногда кажется, что в какой-то неловкой паузе ведущая вот-вот выдаст фразу, которая спасает актеров массовых сцен в те моменты, когда им нужно изобразить бурное общение: «Что говорить, когда не о чем говорить?».

Есть еще один нюанс, о котором немного неловко упоминать, но обойти его довольно сложно: профессиональные навыки телеведущей. Дело в том, что ни у кого уже, конечно, нет иллюзий насчет того, что современные телеведущие являются эталоном артикуляции и дикции. Но какую-то минимальную планку лица каналов все-таки стараются держать. И, конечно, можно смириться с некоторой расслабленностью речевого аппарата ведущей «Без галстука» — списать на особую «ленивую» манеру говорения в кадре, даже решить, что это фишка проекта. Но ведь иногда создается впечатление, что ей с большим трудом удается выговорить слово. В эти моменты на «фишку» это не похоже. Скорее на профессиональную недоработку.

Ведущая проекта «Без галстука» и ее специфическая манера ведения — не единственное, что удивляет. Вызывают вопросы еще и титры, например, в которых зрителям (которые, как мы помним, молодежь) объясняют непонятные для них слова, дают емкие информационные справки о названных мимоходом явлениях и предметах и предлагают сведения о некоторых личностях, которых упоминают герои. Сами по себе такие информационные сноски в кадре — отличная идея. Но если разъяснения о том, кто такая Коко Шанель или Эльза Скиапарелли, как-то логичны, то зачем объяснять молодым телезрителям что такое дзюдо, гематома и кто такой Кристиан Бейл? Да, конечно, кто-то может не знать этого. Но кто-то может не знать и других упоминаемых в кадре слов: IT-сфера, диджитал-агентство, теория заговора… Почему не объяснить их тоже?

Если не обращать внимания на просадку динамики, растерянность ведущей в некоторые моменты и алогичность некоторых заданий для гостей, можно с уверенностью сказать, что проект «Без галстука» в целом неплох. Он не ужасен, не отвратителен… Его формат, по всей видимости, четко продуман. Но профессиональные недочеты делают его скучноватым. И нет, совсем не пикантным. Ведь произнести слово «секс» в кадре — это уже давно не бунтарство и не «молодежность». Это просто слово. Спасибо, что хоть его не объяснили в титре.

Фото: скриншот видео

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY