detector.media
Марія Ряпулова
14.05.2019 12:22
Савик Шустер в интервью Петру Маге: «Я не служил – вот мы и закрылись»
Савик Шустер в интервью Петру Маге: «Я не служил – вот мы и закрылись»
В рубрике «Спойлер» пересказываем, как двое телеведущих разговаривали о своей роли в президентстве Порошенко, Общественном телевидении, давлении политиков на журналистику… и частном пляже, на котором Шустер учится чистить песок.

Журналист, телеведущий Савик Шустер 11 мая стал гостем программы «Мага» телеканала «112 Украина», ведущим которой является его давний коллега Петр Мага. Инфоповодом встречи послужило возвращение некогда обвиненного фискальной службой в уклонении от уплаты налогов телеведущего, экс-гендиректора ООО «Савик Шустер студия», в Украину. И, если охарактеризовать этот разговор в одном предложении, то «они поминали минувшие дни и битвы, где вместе рубились они…». По крайней мере ведущий Петр Мага то и дело поворачивал разговор в русло воспоминаний: начиная с того, что в первые же минуты программы сообщил, что 11 лет они переодевались в одной гримерке, заканчивая многочисленными отсылками: «Помнишь, сколько тогда было звонков?»; «Помнишь, как ты тогда точно подметил?»; «Помнишь, какая была заставка у нас и как ее просили убрать после того, как Янукович стал президентом?»; «Помнишь, как мы с тобой…».

С другой стороны, что еще оставалось делать телеведущему, как не вспоминать дни былой славы, если гость на самом старте выпуска программы «Мага» лишил его сенсации. На вопрос о том, зачем Шустер вернулся в Украину и не прозвучит ли прямо сейчас новость о том, что вот с такого-то числа он будет ведущим на таком-то канале, гость ответил: «Моя цель – повидаться с вами, поговорить. Встретиться с людьми и поговорить с людьми после выборов – что они думают».

А вспомнить телеведущим, судя по всему, есть что. Например, порассуждать о том, не они ли своим эфиром дали старт президентству Петра Порошенко.

«Ты не считаешь, что Петр Алексеевич Порошенко пошел президентом после нашей студии, после одного конкретного эфира? Когда нас закрывали на “Интере”?», – спросил Петр Мага.

«Порошенко до его избрания был у нас, если я не ошибаюсь, 44 или 46 раз, в нашей студии, – стал вспоминать Савик Шустер. – Это рекорд. И я помню даже, когда власть не хотела, чтобы он у нас был, вообще появлялся в студии… А он появлялся. Но я думаю, что президентом он пошел не в нашей студии… Я думаю, что вот в первые дни Майдана – в момент, когда он залез на бронетранспортер. Может, это больше повлияло, чем наша студия».

Довольно большую часть разговора журналисты посвятили теме цензуры, темников и влияния олигархов на журналистику.

«Мы сейчас немного рассказываем про кухню, про которую ты никогда не рассказывал, – слегка прибавил важности этому интервью Петр Мага. – Что, мало звонков было? Было много звонков! И когда один раз мы на 5-м канале выходили, помнишь? Этот ужас, сколько звонков было за день: того бери, того не бери».

«Да, это был очень сложный день, – согласился с ним Шустер. – Я понял в этот день, что на 5-м канале работать нам с тобой будет почти невозможно. То есть, тебе да, наверное, мне – хуже».

Интересно, что медийщики, в особенности ведущий авторской программы, не стеснялись довольно пафосных высказываний. Мага, например, в какой-то момент назвал Савика Шустера «показателем свободы для большинства людей». И, перескакивая с одного вопроса на вопрос, все время возвращался к темам, подчеркивающим независимость и беспристрастность собеседника, вспоминая, какому давлению он все время подвергался и насколько шокировало всех окружающих закрытие его канала, который он тут же назвал «розовой мечтой» Шустера.

«Я прошел через все этапы: сначала в России три года, и потом в Украине, – рассказал Савик Шустер на вопрос Маги о том, почему для него так важно было работать самостоятельно, на собственном продакшне и собственном канале. – Начал я на ICTV, потом “Интер”, потом телеканал “Украина”. В общем, со всеми олигархами, владельцами каналов, пришлось работать. Ну, ничего в этом такого страшного… Но я, уже когда работал на “Интере”, я понял, что нельзя быть служащим. Надо попытаться быть независимым. И вот мы создали свой продакш. Мы создаем свою программу, канал у нас ее покупает, канал потом зарабатывает на рекламе, рейтинги растут – у нас есть всегда некий порог, и мы понимаем, что ниже опуститься мы не можем, мы должны гарантировать каналу хорошие цифры. Но мы независимы. А вот это был следующий шаг».

Конечно, Савик Шустер довольно подробно тут же рассказал, как важна для журналиста независимость, зачем олигархам вкладывать деньги в телеканалы («чтобы защитить себя и на выборах сыграть каналом») и о том, что многие считают, что без «1+1» Владимир Зеленский не стал бы президентом. Плавно Шустер перешел к той мысли, что создание телеканала 3S.tv, вокруг которого он планировал собрать малый и средний бизнес, нужно, в первую очередь, стране – для ее развития и эволюции. Ведь именно на таком канале можно показывать людям новые лица (из малого и среднего бизнеса), выводить их на первый план и далее что-то менять.

«Я считаю, что нужна бескровная социальная революция, – заявил под финал этого спича Савик Шустер. – Потому что в этом неравенстве жить больше невозможно».

Но вот, когда Петр Мага попросил собеседника назвать те самые новые лица, которые были предъявлены стране благодаря эфирам Шустера, тот заметил, что вся молодая антикоррупционная элита на его канале успели побывать, но, к сожалению, он проработал не так долго, чтобы заявлять об открытии новых лиц.

«Вот первый раз мог появиться неолигархический канал, – вернулся к подчеркиванию важности проекта Шустера Петр Мага. – Нам говорили, что у нас есть Суспільне телебачення с огромным бюджетом… Но ничего не выходит…»

«Потому что оно не “суспільне”, я даже не знаю, как его назвать, – довольно категорично заявил Савик Шустер. – Оно ничего общего с общественным телевидением не имеет, оно даже не государственное. Оно даже государственные интересы не защищает. Не знаю… Личности какие-то».

Еще некоторое время журналисты посвятили критике в сторону Суспільного, отметив, что и бюджеты там не такие уж прозрачные, и смотреть канал невозможно, и вообще непонятно, о чем этот телеканал. А потом снова вернулись к теме гонений и притеснений их – независимых журналистов. Савик Шустер сообщил, что теперь ему смешно думать о том, что у него некогда отобрали лицензию на работу в Украине. Петр Мага подчеркнул, что это сейчас ему смешно, а тогда – было не до смеху.

«А стыдно мне было, когда нас выключили из эфира “1+1”, – вспомнил Шустер. – Вот там, я должен тебе признаться, для меня был такой удар! Я не думал, что такое возможно».

Немного повспоминав, как тяжело и несправедливо все это было, Петр Мага предложил Савику Шустеру порассуждать о том, почему произошла такая ситуация.

«Я могу предположить, что мы нужны были как инструмент давления на администрацию, – ответил гость студии. – Для Коломойского я имею в виду. В каком-то смысле он нас использовал. С другой стороны, я понимаю, что он хотел вмешиваться в эфир: этот придет, этот не придет. Я думаю, что в ту пятницу, когда нас выключили, там были люди, которые не должны были быть. Типа Ляшко. Не знаю, почему. Но проблемы начались с прихода в нашу студию главы Налоговой службы Насирова. Вот Роман Насиров, когда пришел к нам на программу и получил 4% понимания людей и поддержки, – вот это был как бы афронт для них всех, олигархов и представителей элит».

После этого телеведущие снова подробно и даже эмоционально поговорили о своей независимости, о давлении со стороны власти и олигархов, о том, как все судебные инстанции признали штрафы Савика Шустера незаконными, но уголовные дела закрывать не спешат. «Ждут указания сверху», – немного пожаловался Шустер.

А вот далее последовал новый спич вернувшегося телеведущего – о чести профессии – спровоцированный вопросом Маги о том, «хочет ли Шустер еще раз в эту воду».

«Не знаю. Вот как-то неловко отвечать на этот вопрос, – слегка пококетничал Шустер. – Реально неловко. С одной стороны, да, конечно. Потому что это уже страна, которая стала моей, и для меня очень важно, что происходит на уровне общества в Украине. Это искренне. Поэтому, конечно, было бы интересно работать, интересно было бы создавать, интересно было бы дальше бороться за гражданское общество. Это правильно было бы».

После этого Савик Шустер немного порассуждал о том, как могли бы договориться разные группы в Украине, как ко власти могли бы прийти люди новой формации, которые понимали бы, что политики должны обслуживать народ, о том, как в медицину люди идут от любви к людям и от желания убрать боль, и что в политику должны идти с точно такими же намерениями.

«И вот ты спрашиваешь, хотел бы я работать в Украине, – вернулся к вопросу Савик Шустер. – Да, хотел бы, но хотелось бы чувствовать, что то, что делаем мы, – это важно для людей. А наш опыт – эти полтора года, пока мы строили свой канал – говорит, что для людей это… Ну не знаю, как сказать. Это преждевременно, может быть… Я бы, конечно, развивал телевидение государственно-общественное в Украине. Но по серьезному, чтобы не было вот таких прямых вмешательств. С одной стороны, нужна реформа телевизионного рынка, потому что не может так быть, чтобы никто не зарабатывал вообще ничего. Конечно, владельцам каналов это удобно, потому что они докладывают со своего кармана, но зато они тебе практически платят зарплату. Не ты себе зарабатываешь на жизнь, потому что ты делаешь продукт, который люди смотрят и таким образом есть реклама, доходы. … Тогда да, тогда это стоит делать. Но тут непочатый край работы. И наши коллеги тоже должны за это бороться. Потому что мы не можем обслуживать. Эта профессия – она исключает обслуживание».

Поговорив еще немного о раболепии некоторых российских деятелей искусства и их гордости по факту «служения», оба телеведущих вернулись к тому, как сильно они от вышеперечисленных российских коллег отличаются.

«Я не служил – вот мы и закрылись. Если бы служил – не закрылись бы», – эффектно подвел черту этой темы Савик Шустер и еще немного послушал от Петра Маги о том, как все вокруг сочиняют небылицы о чемоданах денег, которые получал Шустер от разных влиятельных людей.

Уже через несколько минут на вопрос о том, как отреагировал бы Савик Шустер, если бы к нему пришел условный «добрый олигарх» и совершенно безвозмездно дал денег на создание независимой журналистики, телеведущий отметил, что отнесся бы со скепсисом, но деньги бы взял и начал бы работать. Тут же медийщики обсудили, что для такого важного дела, как общественное телевидение, было бы неплохо объединить то, чем сейчас занимается Савик Шустер – то есть социологические исследования – с телевидением, которым занимался Шустер на его закрытом канале.

После этого заявления вектор разговора резко поменял направление и следующие 15 минут Шустер и Мага очень живо и подробно обсуждали поездку первого в Индию, местных пауков, острую еду, прививки, уровень счастья жителей этой страны и их страсть к алкоголю. А потом – так же резко и неожиданно – снова вернулись к проблемам Украины.

«Не трогайте вы язык!» – заявил Шстер на довольно неожиданную смену темы разговора Петром Магой, который снова решил обсудить с гостем власть, реформы и разделение украинского общества.

Высказав мнение о том, что с темами языка и веры политикам следует быть более аккуратными и корректными, Шустер тут же отметил, что защита медиаполя, конечно, другой вопрос.

«Это легкий путь: взять сериалы в России – показать здесь, – сказал Савик Шустер. – Ничего делать не надо, рейтинги очень высокие. А потом вдруг открыть глаза и сказать: “Боже, как мы от них зависим!”. Да, потому что, если мы ничего не хотим делать – мы зависим. А сейчас делают люди – оказывается, что могут делать хорошо. Это положительно все».

Под конец программы у диалога Маги и Шустера произошел еще один неожиданный и довольно резкий поворот – в сторону обсуждения катастрофической ситуации с экологией в мире. А потом – еще один неожиданный финт – к обсуждению того, что Савик Шустер вместе со своими детьми недавно купил пляж. И вот там, как оказалось, телеведущий познает Дзэн – потому что фигурирует в этом бизнесе как подсобный рабочий и как раз сейчас берет уроки правильной чистки песка на пляже.

На этом программа закончилась. Но телеведущие, конечно же, успели еще раз призвать всех закрыть открытые на Савика Шустера уголовные дела.

Если бы этот эфир подшивался к делам – наверняка их закрыли бы в тот же момент: такого рыцаря без страха и упрека, каким представил Савика Шустера его коллега в своей программе, украинское телевидение еще не видело.

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY