detector.media
Борис Бахтєєв
для «Детектора медіа»
06.03.2018 10:30
Пресс-конференция Януковича: восставший из чулана
Пресс-конференция Януковича: восставший из чулана
Немалая часть тезисов Януковича давно вовсю гуляет по просторам украинских СМИ.

Виктор Янукович дал 2 марта пресс-конференцию, которую транслировало как российское телевидение, так и некоторые украинские телеканалы. Некоторые украинские интернет-СМИ опубликовали её запись — данный текст написан после просмотра ее в «Стране.ua».

Мы можем игнорировать и эту пресс-конференцию, и Януковича вообще, можем смеяться, можем крутить пальцем у виска. Но дело в том, что, скажем так, значительная часть аудитории той же «Страны» примет всю сказанную им чушь за чистую монету. Многие жители даже подконтрольных территорий Донбасса, которые смотрят российское телевидение и читают российский интернет, — и подавно. На всём юго-востоке, да и во всей Украине найдётся очень немало людей, которые в любом случае нашли бы этот материал в интернете и припали бы к словам Януковича, словно к первоисточнику знаний о происходящем у нас в стране. Так что игнорирование Януковича в данном случае было бы игнорированием довольно важных обстоятельств.

Итак, пресс-конференция. Первое впечатление — Янукович изменился внешне. Нет, он отнюдь не стал страдальцем-изгнанником, до этого очень далеко. Но фирменная его спесь улетучилась — знакомого и набившего оскомину выражения вершителя людских судеб на его лице теперь и близко не было. На место этой спеси не пришла вдумчивость — проблеска мысли в глазах так и не появилось.

Гвоздём программы всей пресс-конференции стало выражение лица Януковича, когда ему задали вопрос об отдыхе Порошенко на Мальдивах. Услышав незнакомое слово, Янукович как вытаращил глаза, так и оставался в таком состоянии довольно продолжительное время, только и смог, что спросить у сидевших с ним рядом адвокатов: «А шо это?». И то далеко не сразу — переваривать услышанную информацию ему явно пришлось долго и оказалось не по силам.

Этот эпизод, помимо всего прочего, очень ярко высветил одну очень важную деталь. Янукович разглагольствовал так, словно получает всю информацию о событиях в Украине, следит за событиями в стране, законным президентом которой он, похоже, всё ещё считает себя. И даже специально сказал, что получает всю информацию по своим каналам. А об отдыхе Порошенко на Мальдивах — очень резонансном событии двухмесячной давности — явно услышал впервые. В противном случае несколько раньше узнал бы, что такое Мальдивы, и не удивился бы, как ребёнок. Вот этот эпизод стоит того, чтобы его как можно шире растиражировать — чтобы все знали о реальном уровне информированности Януковича и не слишком вслушивались в его слова.

Началась пресс-конференция с видеоролика — якобы свидетельства того, что Небесную сотню расстреливали сами руководители Майдана. Некоторые называли это роликами — во множественном числе, большинство — роликом, в единственном. Ведущий тоже назвал его роликом, то есть одним. Судя по звуку (камера иногда отрывалась от экрана и показывала Януковича с адвокатами; чуть поодаль сидел ведущий, но в начале пресс-конференции он в кадр не попадал и демонстрировал своё присутствие только голосом), создавалось впечатление, что не было окончания одного видеоматериала и начала другого — всё шло непрерывно.

Ведущий, предваряя пресс-конференцию, упомянул «расследования, которые подготовили наши коллеги из стран Европы, Израиля». В лучших традициях российской пропаганды, не были названы ни имена коллег, ни даже названия изданий — ничего, что давало бы возможность выйти на первоисточники.

Так вот, очень странным был этот ролик. Показанные пейзажи было крайне сложно узнать. Здание с колоннами — Октябрьский дворец? Внизу — Майдан и виды на верхний город? Вроде бы, да. Но как-то очень уж далеко внизу был Майдан. И знакомые силуэты знаковых зданий с первого раза не просматривались, не узнавались; так и приходилось гадать: то ли это — какие-то необычные, непривычные ракурсы, то ли — фальсификация. А это здание с колоннами умудрялось ещё и менять своё положение: оно было обращено колоннами налево, а внизу впереди — якобы Майдан, но во одном из эпизодов — колоннами направо, а внизу впереди якобы Майдан.

Ролик шёл на итальянском языке. Потом вдруг итальянский исчез, язык звучания стал русским, зато появились титры на сербском. Потом опять зазвучал итальянский язык, а титры стали русскоязычными. Для полиглотов был, видимо, этот ролик. И вот здесь некуда было деться от впечатления: титры — не наложенные при подготовке к показу для российской аудитории, а были в ролике изначально. Вот так они выглядели, такой был у них дизайн. Имя говорящего якобы грузинского снайпера — Залоги Кварацхелия (вот бы ещё кто-нибудь подсказал: действительно ли у грузин есть имя Залоги) — было тоже подписано только по-русски. Говорил он по-русски, синхронного перевода не было, равно как и какого-либо другого. И — только ли показалось, что его едва-едва заметный акцент был очень не похож на то, как обычно говорят по-русски грузины? В якобы документальных кадрах якобы грузинские снайперы переговаривались между собой по-русски — российская аудитория, разумеется, ни за что не увидит в этом что-либо необычного.

Кстати, маленький такой урок нашим расследователям убийств на Майдане: чем дольше расследование не приносит результатов, тем легче публика будет верить, что там действительно было что-то не то. Что-то не такое, что стоило бы обнародовать. Тем больше будет верить подобным роликам.

Экран, на котором демонстрировали ролик, был за спиной у Януковича. Янукович так ни разу и не обернулся. И вообще всем своим видом не проявлял никакого интереса к тому, что было на экране — скорее, терпеливо ждал, когда же это всё закончится. С 4:20 до 4:57 камера вообще не показывала того, что на экране — она показывала крупным планом, как Янукович открывал бутылку минералки. Очень, конечно, важное занятие — а нить расследования для зрителей была прервана, но организаторов трансляции это не смутило. Что и было красноречивой иллюстрацией: зрителей совсем не пытались убедить, им пытались вложить в головы разжёванные выводы, а демонстрация ролика была лишь антуражем, изображавшим убедительность.

О том, что наговорил Янукович. Бесконечно, в разных вариациях, к месту и не кместу он говорил об «антиконституционном перевороте», о том, что новая власть «развязала гражданскую войну». Цитата: «Высказывание Клычко (бывший президент не имеет понятия, как по-русски произносится фамилия выдающегося боксёра, приносившего славу Украине в годы его президентства! — Б.Б.), что с Крымским полуостровом поступит ещё жёстче, чем с Киевом». Очень хотелось бы знать, как так уже жёстко «Клычко» поступил с Киевом, тем более четыре года назад. Цитировал Янукович и Тягнибока, говоря: это, мол, и были истинные планы «участников переворота» в отношении Крыма. Просто живодёрами рисовал Янукович «участников переворота» на протяжении всей пресс-конференции, но так и не стал размышлять: почему никаких подобных ужасов не произошло в других местах.

Ещё одно высказывание Януковича: «Организаторы Майдана и массовых расстрелов». С аргументами и фактами у него вообще было туго — то есть, он их попросту не приводил, ограничиваясь голословными утверждениями. Но вот что привлекло внимание и встревожило: казалось бы, даже российская пропаганда уже отказалась от примитивных страшилок о «злобных бандеровцах, которые придут и всех поубивают», равно как и о «массовых расстрелах». Эти страшилки уже выполнили свою роль. И вот теперь устами Януковича их зачем-то понадобилось обновить, запустить в оборот снова. «Звучащие призывы к представителям радикальных националистических организаций подавлять митинги несогласных с государственным переворотом...». Казалось, что и роспропаганда давно уже перестала внушать мысль о якобы массовом терроре в Украине. Зачем-то ей снова понадобилась эта свежая идейка.

«Призывы к построению нового национального государства с украинским стержнем...». Нет, давно было понятно: Януковича можно хоть пытать, а об этнической и политической нациях он не проронит ни слова — всем партизанам на зависть. Но наконец-то он, простодушный, прямым текстом сказал то, что у него было на уме всегда: в Украине никакого украинского стержня, по его мнению, не должно быть и близко.

Неоднократно упоминал Янукович о подписанном 21 февраля 2014 года соглашении об урегулировании ситуации, которое майдановцы якобы грубо попрали. Об усилении репрессивных мер того же 21 февраля он, разумеется, не упомянул. Поленился, вероятно. Странно другое: более-менее следящий за потоком его слов зритель должен был прийти в недоумение: 21 февраля было подписано соглашение об урегулировании, а уже 22 февраля Янукович исчез из Киева. Кто же тогда должен был выполнять соглашение со стороны тогдашней власти?

Янукович о Крыме: «Власть сделала всё, чтобы отделаться от проблемной территории...». По Януковичу, Крым — украинский, но «участники переворота» специально сделали всё, чтобы отдать его России. И в то же время, по Януковичу, имел место «выбор крымчан». В первом случае, то, что «власть отдала» Крым — это, безусловно, плохо. Во втором случае — «выбор крымчан» — это, безусловно, хорошо. Может, уже и определиться как-нибудь пора? И вот что интересно: люди, заявляющие, что Крым — украинский, в России быстренько оказываются в полицейском участке. А тут то же самое — по телевизору, на всю Россию! «Конкретных действий по сохранению Крыма в составе Украины теми, кто захватил власть в Киеве, предпринято не было». Да вы, батенька — русофоб! Не говоря уже о том, что тщетно искать во всех этих словесах логику.

В словах о Донбассе — тоже: «Радикалы, объединившиеся в незаконные батальоны, поехали на Донбасс, чем вызвали защитную реакцию местного населения». Ну, вот просто так взяли и поехали — делать было нечего. Почему же тогда, например, на Днепропетровщину не поехали? А там ведь — «такие же граждане Украины». А Гиркин — он тоже «такой же гражданин Украины»? А его отряд? И что началось раньше? Это, разумеется, Януковича не интересует.

«Бездействовал и был парализован парламент». А снимал Януковича с должности, простите, кто? «Напряжённость в отношениях между Европой, Россией и Соединёнными Штатами Америки», — прозвучало так, словно Европа с Россией — по одну сторону баррикад в войне против ненавистной Америки. «Никто из украинской власти не начал переговоры с людьми, которые там живут» — а это, простите, как? Со всеми сразу? Янукович хоть сам понял, что ему написали в бумажке, с которой он это зачитывал? «Государства, которые играют ключевую роль в прекращении войны, — США и Россия». Ага, так это проклятущая Америка в Донбассе против России воюет?

Рассказывал Янукович о «расследовании Ивана Качановского, который по горячим следам расследовал эти преступления и в своих научных выводах обосновал...». Вот оно что: наука теперь занимается расследованиями! Но хорошо: что за учёный — этот Качановский, в чём состоит его специальность? Янукович этого так и не сказал — и очень сомнительно, что вообще знает: подумаешь, мелочи какие! Не проФФесорское это дело — в учёных разбираться. «Учёный, специалист, эксперт в этой области...» — и снова так и не сказал Янукович, в какой именно области.

А все найденные в интернете источники в один голос говорят: политолог у нас Иван Качановский. Политолог из университета Оттавы. Не криминалист, не физик-баллист, даже не юрист — политолог. А политологи расследованиями преступлений обычно не занимаются — ну, разве что как любители, как дилетанты...

Внесли свежую струю и адвокаты. Янукович представил их так: «Я неслучайно их сюда пригласил, чтобы вы все посмотрели, какие они красивые». Может, это была тонкая ирония? Адвокат: оказывается, в Украине «прямо через средства массовой информации указывается, какое решение по делу Януковича (суду. — Б.Б.) необходимо принять». И далее: «Подобных нарушений — масса, они все будут изложены в соответствующих документах». Иными словами: приводить примеры не буду, аргументировать тоже не буду — верьте на слово; верьте, что эти «соответствующие документы» когда-нибудь, да появятся. Другой адвокат стал вдруг говорить и об уровне жизни в Украине, и о мире и войне, и о территориях. Это и вправду юрист был? Ещё из адвокатов: один из них доказывал, что Россия не захватывала Крым, ссылаясь на слова российского оппозиционного политика Илью Пономарёва: «Не было у России никакого плана по Крыму». Агрессия без долгой подготовки, без заранее разработанного плана (предположим даже, что Пономарёв знал абсолютно все кремлёвские секреты, и что плана не было) — это уже не агрессия, да? Подмена факта сопутствующими обстоятельствами.

И вот мы подходим к одной очень немаленькой и весьма интересной группе тезисов Януковича. Они, эти тезисы, безукоризненно ложились в канву его, так сказать, повествования. Но они же, эти же тезисы, вовсю гуляют по просторам украинских СМИ. Почти в таком же виде. Янукович: «Этот период войдёт в историю Украины как самое чёрное пятно». А разве наши медиа — отнюдь не оппоблоковские — не внушают ту же самую мысль упорно и настойчиво? Да, собственно, настоящее время тут уже неуместно, потому что уже внушили, огромное количество украинцев именно так уже и считают. Янукович: «Война в Украине оказалась очень выгодной нынешней власти». А в украинских СМИ эту же самую идею разве так уже трудно встретить? Янукович: «Война — суть этой власти, а наступление мира для неё смертельно опасно». Вот они, мелькающие тут и там фотографии Порошенко и Турчинова в военной форме. Янукович: «Порошенко обещал прекратить войну за считанные дни», — а разве не то же самое внушают нам наши СМИ, демократические из демократических? И к чёрту российское вторжение 24 августа 2014 года, к чёрту Иловайск, к чёрту Дебальцево — вытираем это всё из памяти. Главное — подводить и подводить украинцев к выводу: если Порошенко мог закончить войну, но не закончил — значит, надо убрать Порошенко, и войне — сразу же конец. Если он мог единолично закончить войну, значит, именно он её и начал, а вовсе никакая не Россия. Вот именно в этом и убеждают нас наши же всеми любимые СМИ. «Доходы президента выросли в десять раз», — без абсолютных цифр — разве в наших СМИ такое не встретишь сплошь и рядом?

Янукович: в сегодняшней Украине «обвиняют без суда, без следствия и творят беззаконие», «Беззаконие, которое творится в Украине. Такого никогда не было. Массово убивают журналистов. Закрывают рот своим оппонентам». Примеров, естественно, никаких, зато есть вывод-назидание: «Суды должны быть судами» — это при Януковиче так было, да? И вот здесь совсем плохо. Да, наши суды очень далеки от правосудия. Да, права граждан у нас не защищены в достаточной степени. Но это стало так в результате «антиконституционного переворота» — или же точно так же и было, а то и ещё хуже? Какова динамика явления? А в том-то и дело, что динамику наши СМИ не показывают. А часто и прямым текстом говорят о якобы тотальном терроре, тотальной борьбе с инакомыслием — разве нет? То же самое касается и тезиса Януковича: «Расцвела коррупция» — а при нём самом коррупции совсем не было? Опять же, эту же мысль внушают — точнее, уже успешно внушили — наши СМИ. Что раньше коррупции было несравненно меньше.

Хочу быть правильно понятым. О коррупции говорить нужно. О нарушениях говорить нужно. Во весь голос. Но — без манипулирования, без натяжек. Возьмите материалы украинских СМИ, в которых фигурирует слово «коррупция», и попробуйте высчитать процент тех из них, в которых есть факты, тех, где есть ссылки на факты, тех, где слова о коррупции — к месту, и тех, где они — просто так, ради моды или ради позёрства. Вот это оно и есть. И если частота упоминаний о коррупции по сравнению со временами Януковича выросла в десятки раз, то украинцы убеждены: масштабы самой коррупции тоже выросли в десятки раз. Иными словами, именно так: «в результате антиконституционного переворота расцвела коррупция».

Вот только интересно: это российская пропаганда — в данном случае в лице Януковича — не без пользы для себя использует любимые постулаты украинских СМИ, или же наоборот — она и подкидывает, и очень умело подкидывает, украинским СМИ эти постулаты?

И — ключевое. Вопрос об исчезновении Януковича в сравнении с отдыхом на Мальдивах Порошенко. Пока Янукович хлопал глазами, пытаясь понять смысл слова «Мальдивы», отвечать взялся его адвокат: «Антиконституционное отстранение за то, что Янукович находился в этот момент не в Киеве, а в официальной резиденции в городе Харькове». И это было ясно с самого начала: когда СМИ стали наперебой сравнивать мальдивский отдых Порошенко с исчезновением Януковича, когда рефреном во многих СМИ прокатилось «самоустранение Порошенко», тем самым аудиторию подводили к одному из двух выводов. Либо Янукович был отстранён незаконно и нужно его вернуть — либо же Порошенко нужно немедленно отстранить так же, как когда-то Януковича.

А по сути? По сути, это — подмена всего, что только можно подменить. Потому что не имело никакого значения, где физически находился Янукович. Не в этом было дело. Он мог быть хоть у себя в Межигорье, хоть даже в Киеве, на Банковой. Имело значение то, что связаться с Януковичем было невозможно, не удавалось. Было ли подобное в случае с Порошенко? В очень многих публикациях на эту тему имела место подмена понятий: если местопребывание президента неизвестно широкой общественности, то это не значит, что оно неизвестно вообще никому, что о нём не знают Парубий, Гройсман, Турчинов. Вот если бы встал вопрос: а где президент? — и никто не знал бы, тогда да: была бы полная аналогия с Януковичем. В конце концов, широкая общественность почти никогда не знает, где конкретно в каждый данный момент президент находится — так что же, он всё время является «исчезнувшим» и «самоустранившимся»? Вот интересно: понимали ли это журналисты, наперебой сравнивавшие бегство Януковича и отдых Порошенко на предмет «самоустранения»? Вероятный ответ: кто-то — нет, кто-то — да; кто-то говорил это искренне, кто-то — не без умысла.

И в этом смысле пресс-конференция Януковича сослужила добрую службу. Она освежила нашу память. Потому что в СМИ теперь очень заметна тенденция: доказывать, что президентство Порошенко ничем не отличается от президентства Януковича, а то и ещё хуже, и намного хуже. Вот теперь мы легко можем пофантазировать: в одно не самое прекрасное утро вдруг на Банковой вместо Порошенко объявился Янукович. Стало ли бы от этого лучше?

И вот что тревожит больше всего. Зачем Россия достала Януковича из пыльного чулана? С какой целью прервала его затворничество? Для чего она устами Януковича восстановила информационный контекст начала 2014 года? Выступление Путина о супероружии, ядерный шантаж Запада. Очередная газовая война против Украины. Это — просто разрозненные факты или же целостная картина, создаваемая Россией с некоей пока что не очевидной целью?

Борис Бахтеев

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY